ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ФАНТАСТИКА

 

УРОК 44

Тема. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Сатирическое изображение в повести английской действительности XVIII в. Лилипутии - Англия сквозь уменьшительное стекло сатиры

 

Цель: раскрыть главную мысль Дж. Свифта - сатирическое изображение Англии XVIII ст.; дать определение понятию «сатира»; совершенствовать умение работать над текстологічним анализом произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет Дж. Свифта, иллюстрации к произведению Виктора и Валерия Шатунових.

ХОД УРОКА

I. Мотивация познавательной деятельности учащихся

Слово учителя

- Сегодня нам предстоит раскрыть тайну произведения Джонатана Свифта.

Мы начали свое знакомство с ним, как начинают все дети - из содержания, из образов, поэтому, наверное, у многих сложилось впечатление, что это приключенческий произведение или просто сказка.

Но Джонатан Свифт писал своего «Гулливера» для взрослых - для своих современников - англичан XVIII ст.

Как вы считаете, для чего? В чем заключается главная цель автора произведения?

(С использованием приема «Свободный микрофон»: твой прогноз, что ты услышишь на уроке, или твое пожелание, о чем ты хотел бы узнать.)

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Мини-беседа «Начнем с конца»

Чем же закончилось пребывание Гулливера в Лилипутии?

Как он воспринял жителей Блефуску? («Здесь ему нравилось больше, чем в Лилипутии: во-первых, ему вполне доверяли; во-вторых, тупокінечники оказались славными и мирным народом и не собирались ни на кого нападать».)

2. Развитие свяВНОй речи: презентация-защита своего рисунка или устного описания ведущего момента пребывания Гулливера в Лилипутии

3. Рассказ о государственном устройстве лилипутии

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

Учитель. Вот мы и подходим к тайне Дж. Свифта. Чтобы лучше изучить любое явление, его часто... (сравнивают с другими, рассматривается сквозь увеличительное или уменьшительное стекло, анализируют).

Попробуем это сделать и мы.

• Назовите одну из причин бесконечной вражды между партиями страны. (С какого конца надо разбивать яйцо)

• Крылатое выражение поможет нам охарактеризовать эту борьбу? (Не стоит и выеденного яйца)

• Какая еще причина существует для вражды между партиями? (Высокие или низкие каблуки)

• Крылатое выражение приходит на ум? (Не место красит человека, а человек - место. По одежке встречают, по уму провожают)

• Итак, кого изобразил в лице этих людей гениальный Свифт? (Лилипуты - это олицетворение ничтожных маленьких людишек, потому что их мысли и взгляды мизерные.)

• А как вы считаете, какое общество писатель имел в виду? (Современную ему Англию XVIII ст.)

• Как называется такой прием, когда негативное явление высмеивается, разоблачается в своей низкой, мелкой сущности?

(Записать в тетради:

Сатира - гневное высмеивание, разоблачение отрицательных качеств человека или явлений общества, своеобраВНОе исследование действительности, в котором подчеркивается именно то, что требует разоблачения и сатирического изображения (как бы сквозь увеличительное стекло).)

• Мы уже встречались с комическим, смешным в литературе и даже в этом произведении (вспомните!), но этот смех назывался иначе (как именно?).

• Можно сказать, что поскольку негативные явления изображены в виде чего-то малого, то их можно считать опасными?

• Докажите, что «лилипуты по внутренней сути» могут унизить и даже уничтожить «высокую человека».

(• Связали сонного;

• подсыпали снотворное в пищу;

пытались использовать для достижения своей цели;

• завидовали его награде за заслуги перед страной;

• едва не ослепили;

• даже те, кто остались благородными и благодарными, помогая Гулліверові, не могут это обнаружить открыто)

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Разные невежды и просто мелкие души часто пытаются уничтожить по-настоящему высокое и то, что еще больше подчеркивает их низость.

Именно так в свое время сделали в Англии с великим писателем-сатириком Джонатаном Свифтом.

Но можно убить настоящий художественное произведение? Станет ли лилипут большим, убрав Гулливера со своего пути?

Я хочу закончить наш урок отрывком из сценария Григория Горина «Дом, который построил Свифт»:

«Врач, собираясь написать заключение о смерти Свифта, положил перед собой чистый лист бумаги... и вдруг увидел, что сквозь чистый лист начал проступать силуэт маленького кораблика с парусами. Музыка звучала все громче и громче.

Кораблик выплыл из-за горизонта и стал увеличиваться, приближаясь к берегу.

На берегу его ждал врач Гулливер, такой, каким мы его привыкли видеть на иллюстрациях известной книги: камзол, шляпа, белые чулки, дорожный саквояж.

Гулливер сбросил ботинки, камзол и с разбега бросился в море. Гулливер подплыл к кораблю, ему сбросили сверху веревочный трап, он начал изо всех сил карабкаться вверх. Через мгновение мокрый, уставший, но счастливый, он стоял окруженный матросами...»

 

image55

 

Худ. Ок. и Вал. Шатунови. Иллюстрация к роману Дж. Євіфта «Путешествия Гулливера»

 

V. Домашнее задание

Подготовить доклад о А. Конан Дойла.

Читать произведение «Собака Баскервилей»; раздел И-ИХ, составить план развития основных событий.