ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 45

 

Тема. Творчество Адама Мицкевича (1798 - 1855) - апогей польского романтизма. Пребывание поэта в России и Украине, отражение впечатлений в его поэзии (цикл «Крымские сонеты»)

Цель: продолжить знакомство с представителями европейского символизма; познакомить учащихся с личностью Адама Мицкевича и его романтическим мировоззрением.

Оборудование: портреты А. Мицкевича.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Адам Мицкевич, без сомнения,

крупнейший поэт польской нации

и один из самых гениальных людей,

который выдало человечество.

И. Франко

 

ХОД УРОКА

9 Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Польская литература имела содержательную многовековую традицию. Во второй половине XVIII в. она выдвинула мастеров просветительского классицизма. Но всемирную славу снискал польский романтизм. С романтизмом связано творчество выдающихся композиторов Ф. Шопена (1810 - 1849) и С. Монюшко (1809-1849), поэта и драматурга Ю. Словацкого (1809-1849) и самого прекрасного в этой плеяде - выдающегося польского поэта Адама Мицкевича. Его значение для польской литературы можно сравнить со значением Пушкина для русской литературы, Шевченко - для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

 

9 Работа над темой урока

 

9 Краткое сообщение ученика - «историка»

2. Романтическое движение в Польше развивался в обстановке си-ления национально-освободительного движения. Польша потеряла свою независимость 1795 года: территория ее была разделена между тремя государствами - Россией, Пруссией и Австрией. Польский народ не мог мириться с порабощением - неудовлетворенность росла и вылилась в вооруженное восстание 1830 - 1831 гг. Борьба поляков за свободу вызвала сочувствие передовых людей России и Запада и получила отклик в творчестве писателей разных стран.

 

2. Сообщения учащихся с дополнением учителя

(Прослушав сообщение, ученики делают краткие тезисні записи.)

Обзор жизни и творчества Адама Мицкевича

3. Польский поэт, основоположник польского романтизма, деятель национально-освободительного движения, родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосся возле города Новогрудка, что входит ныне в состав Белоруссии. Ранее белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву. Отец его, Николай Мицкевич, адвокат, принадлежал к дрібнопомісної шляхты. В доме Міцкевичів жили свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и пытался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа окрестностей Новогрудки. Образование Мицкевич получил в г. Вильно (теперь Вильнюс). Окончив школу, Адам поступил на физико-математический факультет Венского университета и проучился год. Весной 1816 года перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1819 году. Затем Мицкевич учительствовал в Ковно, ныне Каунас, (1819 - 1823).

В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа, притесняемого царской властью. Это способствовало формированию революционных взглядов поэта, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа. Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его творчества. В своих ранних произведениях (до 1820 года) Мицкевич продолжал традиции классицизма, характерного для литературы XVIII в. Ранние произведения Мицкевича (первый стих опубликован в 1818 году) свидетельствуют об увлечении свободолюбивыми мотивами. С 1817 года принимал участие в создании и деятельности патриотических молодежных кружков («сторонников добродетелей»), наиболее значительными произведениями этого периода были «Песня Адама» - первый гимн «філоматів» (о них - далее), «Песня Филарете»; написал ряд программных стихотворений, в частности «Оду к молодости» (1820), перенятую романтическим энтузиазмом молодежи, что мечтала о борьбе за свободу.

Выразительное чтение «Оды молодости» (см. приложение )

- Воспитанник Вильнюсского университета, он вступил в тайное польское общество молодежи - «філоматів», что в своей программе провозглашали стремление к знаниям, но на самом деле стремились к освобождению и объединению Польши. Организацию разоблачили царские шпионы и их польские пособия. «Філоматів» и близких к ним по убеждениям «філаретів» 1823 года арестовали, посадили, а осенью 1824 года осудили. Мицкевича не выслали в Сибирь, не отдали в солдаты. Ему было приказано отправиться в Петербург. До 1829 года он находился в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К. Рылеев, А. Бестужев) и выдающимися писателями (А. Пушкин и др.), которые высоко оценили его талант. Эти дружеские связи способствовали вызреванию в Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а потом его послали в Одессу, где он должен был занять должность преподавателя в лицее Ришелье. Свободных мест не оказалось. Из Петербурга поступило распоряжение не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его в глубь России.

Пока продолжалась переписка относительно дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов». В течение 1824 - 1829 годов поэт побывал в Киеве, Стеблевые, Одессе, Харькове. Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского генерал - губернатора. В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву, где сначала жил уединенно, общаясь только со своими венскими друзьями-філоматами. В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвигом, немало времени проводил в беседах с Пушкиным. Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича. В России он стал глубже понимать идею национальной независимости Польши, постигнув ее тесную связь с международной политикой. В эти годы он становится оповісником политической свободы.

1829 года Мицкевич выехал из России и посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудачной попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 года поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. 1834 года Мицкевич опубликовал свой последний ве-шой произведение - поэму «Пан Тадеуш». В последующие годы Мицкевич почти не писал (последний взлет его вдохновения - несколько лирических стихотворений в 1838 - 39 гг.). Он вел активную общественную и культурную деятельность: 1839 - 40 гг. читал курс римской литературы в Лозанне, затем до 1844 года занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. 1848 года Мицкевич возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже работал в газете, выступал со статьями революционно-демократического содержания, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Последние годы жизни Адам Мицкевич провел в большой бедности. Только в 1852 году ему удалось найти работу библиотекаря библиотеки Арсенала в Париже. В апреле 1855 года умерла его жена, осиротивши шестерых детей.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Мицкевич отправился с политической миссией в Константинополь, где 26 ноября 1855 года умер от холеры (сначала был похоронен в Париже, в Краков прах был перенесен в 1890 году и похоронен в Вавельських подземельях).

 

Работа в парах

Учащиеся знакомят друг друга со сделанными записями в тетрадях.

 

Слово учителя

- Поэзия Мицкевича имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, восстановления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. В России Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили А. Пушкин, М. Лермонтов, К. Рылеев, И. Козлов, М. Огарев, А. Майков, М. Михайлов, А. Фет, В. Брюсов, И. Бунин. Украинские поэты еще при жизни Мицкевича в России начали интересоваться его творчеством. 1826 года П. Гулак-Артемовский публикует свой перевод баллады «Твардовский». Первый перевод из цикла «Крымских сонетов» - сонет «Акерманські степи» - напечатал Шпигоцький 1830 года. Творчество А. Мицкевича высоко ценили Т. Шевченко, И. Франко, Леся Украинка. В дореволюционное время довольно значительная часть произведений Мицкевича была переведена на украинский язык. Выдающимся достижением переводческого искусства является перевод М, Рыльским «Пана Тадеуша» и «Крымских сонетов».

 

III. Рефлексия

 

1. Работа с таблицей ЗХВ

Учащиеся заполняют первые две колонки. Ученики по желанию озвучивают свои записи.

Таблица «ЗХВ» («Знаю - Хочу узнать - Выучил»)

 

Знаю

Хочу узнать

Изучил

 

Примечание. До заполнения таблицы ученики будут возвращаться после изучения темы.

2. Работа в малых группах

Ученики составляют вопросы для взаимной проверки знаний по теме «Мицкевич». Самые интересные вопросы озвучиваются.

 

V. Домашнее задание

 

Составить вопросы для взаємоперевірки за материалом, обработанным на уроке; подготовить выразительное чтение стихотворений Мицкевича, предложенных учителем; одно из стихотворений выучить наизусть (по выбору).

 

Приложение

ОГА МОЛОДОСТИ

 

Старые формы разрушаются.

Шиллер

 

Ни сердец, ни душ, то скелетов народы.

Дай, молодосте, крылья!

Пусть взлечу над мертвым миром

К оман ясной красоты,

Где старые преграду

Новизны мощным цветением

Разбивает твоя необузданная сила.

 

Пусть уж те, что идут к ночи,

Склоняя долу вспаханы лба,

Столько увидят вокруг,

Сколько засягнуть потухшие глаза.

 

Ты же, молодосте, лети

Над просторами высоко,

Ты человечества безмерные миры

Пронизуй, словно солнца глаз.

 

Смотри вниз, где вечная мгла встеля

Безмерность лени, грязи полон.

То земля!

Глянь, как из вод ее гниющих

Вибивсь гад в шкаралущах.

Он сам себе штурвал, моряк и лодка.

Он ползает по волнам, западает в водоворот

Навпереверти, навзверти,

Меньшего змея хочет этот, больший, пожрать,

А впрочем он взорвался на скале, как пузырь.

Никто не знает ни его жизни, ни погибели:

То самолюби!Молодосте! Обернется горечью

Нектар жизни, выпитый в одиночестве.

Радость небесная напоит сердца только те,

Что соединены нитью золотой.

 

Вместе, юные собратья!..

Совместное счастье будет вести к цели.

Умные шалом, единством сильны,

Вместе, юные собратья!..

 

Счастлив тот, кто упал при оружии,

Кто тело в смертельной стужи.

Дал другим на ступень к славе новой.

Вместе, юные собратья!..

Путь стрімлюща и скользкая.

Сила и страх - то вражьи воины.

Пусть же сила силу оттиска,

Вчімось бороться испуг смолоду, как герои!

 

Кто дитя в колыбели вдушив змею,

Что потом ему кентавры?

Он видере из ада судьбу свою,

К небу пойдет по лавры.

 

Сягай, куда зрение не сяга.

Ломай, что разум не сломит.

Молодосте! Орлиная твоя тяга,

Плечи твои, словно громы.

 

Эй! Мышца в мышцы! Землю вокруг

Обвиймо руками, братия!

Думы зістрільмо в совместное костра

И в совместное костра - дух!..

Встань же, брило, из ямы свита,

На пути новые пора;

Как слезет с тебя плесени кора,

Вспомнишь зелени лета.

 

Действительно в безмерности тьмы и беспорядка,

Где стихийные силы в роздорі,

На фундаменте должен был пол

По воле божьей мир вещи;

Шумят ветры, клокочут глибонечі,

А голубизна освещают звезды.

 

В битвах жажды лишь человеческий род,

Лишь человечество в ночном плену;И гудят огни проломні,

Из хаоса выйдет духу мир.

Молодость его начнет на своем лоне,

А дружба даст ему теплынь в ладони.

 

Суремлять весенние воды,

Передсудів погибают льды.

Встань,зоренице свободы,

Спасения солнце веди!

(Перевод Д. Павлычко) Декабрь 1820