УРОК № 44
Тема. Урок развития речи. «Общение с Байроном»
Цель: развивать устная и письменная связную речь, творческие способности учащихся; повторить изученный материал; учить писать сочинения - письма литературных героев или писателей.
Оборудование: листы с заданиями для проведения «Карусели».
Тип урока: развитие свяВНОй речи.
Каждая эпоха рождает своего героя.
Корейская пословица
Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и если будешь ее разгадывать всю жизнь,
не говори, что потерял время; я занимаюсь этой
тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф. Достоевский
ХОД УРОКА
И. Обобщение и систематизация знаний
1. «Карусель». Работа в 5 группах
Вопрос для «Карусели»
5 Или может для вас лично внутренний мир Байрона править за идеал (образец) интенсивности и насыщенности духовной жизни? Что вы принимаете в его внутреннем мире, что вам кажется чрезмерным? Почему?
6 Охарактеризуйте лирического героя Байрона на примере одного из стихотворений. В чем проявляется свобода лирического самовыражения поэта?
7 Которого новое значение придает Байрон в стихотворении «Прометей» слову «титан»? Какие черты характера героя поэт воспевает? В чем Прометей Байрона родственный с самим Байроном?
8 Как настроение «мировой скорби» в поэзии Байрона отвечал исторической реальности начала XIX в.?
9 Какими источниками пользовались Байрон и Гюго во время написания произведений о гетмане Мазепе? Почему их заинтересовала фигура украинского гетмана? Чем, кроме названия, похожи их поэмы и чем они отличаются?
Примечание. Принимая во внимание сложность вопросов, время для работы над каждым вопросом увеличивается.
2. Письмо литературного героя или автора (работа в парах)
9 Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Каждая эпоха рождает своего героя». Так утверждает корейская пословица. А Ф. Достоевский сказал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Тайна человеческой жизни является действительно непостижимой. Наверное, ее будут пытаться разгадать еще не одно столетие. На предыдущих уроках мы знакомились с взглядами Байрона на человека и его назначения. Ф. Достоевский о нем сказал: «Байронизм хоть и был кратковременным, но великим, святым и необходимым явлением в жизни европейского человечества, да чуть ли не всего человечества. Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования, почти отчаяния... Старые кумиры лежали разбитые. В эту минуту и явился великий и могучий гений, страстный поэт. В его звуках звучала тогдашняя тоска человечества...»
9 Рефлексия
Подведение итогов. «Микрофон»
9 Домашнее задание
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Адама Мицкевича; для ученика - «историка» - подготовить сообщение о ситуации в Европе, прежде всего в Польше, первой половины XIX в.