ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОК № 46

Тема. В. Уитмен - американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм

 

Цель: помочь ученикам выяснить тенденции развития мировой литературы в II половине XIX века; познакомить с личностью и новаторскими исканиями Уолта Уитмена; развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, комментирование художественных произведений новаторской формы; воспитывать эстетические чувства, стремление к познанию, расширение своего кругозора.

Оснащение: карта Америки, пейзажи США II половины XIX века, портрет поэта, иллюстрации к биографии; сборник произведений.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Сообщение ученика о США II половины XIX века

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

В пятом классе мы ознакомились с творчеством самого известного прозаика США II половины XIX века Марка Твена и его повести «Приключения Тома Сойера».

Сегодня состоится наше знакомство с самым известным, самым оригинальным американским поэтом, который вдохновлял несколько поколений искателей новых путей в поэзии - Уолтом Вітменом. С поэтом, который (по собственному признанию) «сознательно стремился выразить косвенно или прямо кипения, стремительный рост, напряженность бытия Соединенных Штатов,- ведущие тенденции и события XIX века, в целом дух меняющегося мира... времени, потому что до этого духа... был причастен, эти события вызвали... живейший интерес: они завершали великую эпоху... расчищая путь новой, еще величнішій». Поэтому является естественным, что весь позитивный дух, пафос молодой американской нации, которая строила собственную демократическое свободное государство, обраВНО воплотился на страницах единой книги поэта - «Листья травы», над которой он работал всю жизнь, которую перевидавав 9 раз, каждый раз перерабатывая и дополняя.

Родился Уолт Уитмен в 1819 году недалеко от Бруклина в семье городского ремесленника - его отец был плотником. Парня воспитывали не только родители, но и улицы большого торгового и промышленного Бруклина, куда семья вскоре переехала (вскоре Бруклин стал районом огромного Нью-Йорка).

Как и у Марка Твена, школьное обучение у Уолта было недолгим. Двенадцатилетним он уже работал в типографии. Тогда же начал писать стихи. А в 17 лет он уже был редактором собственной газеты! Заодно и ее корреспондентом, печатником и распространителем. Подрабатывал и сельским учителем, и сотрудником редакций, объездив почти всю Америку. Много читал, наблюдал. Увлекался идеями свободы и демократии, с надеждой смотрел на Соединенные Штаты как на землю, где может родиться новая, свободный человек.

Вдруг произошло чудо: обычный 30-летний газетчик опубликовал стихи, которых еще не знала не только американская, но и мировая поэзия. Сборник «Листья травы» нарушила все привычные правила формы и содержания поэзии, провозгласила поэтическую революцию: вместо традиционных размеров, рим - свободный стих, верлибр, близкий к обычной речи, но богатый на сравнения, повторы, ассоциации и образы. Первое издание вызвало враждебную реакцию критиков, но сборник все же заметили и оценили.

В 1861 году в США разразилась Гражданская война, в течение которой поэт работал в военной казны, помогал ухаживать раненых в госпитале. Свои чувства и впечатления Уитмен выразил в сборнике «Бей, барабане!» Тяжелым ударом для него стало убийство президента Линкольна. Его памяти поэт посвятил несколько стихотворений, среди которых самый известный для американских школьников - «О капитан мой, капитан!»

 

image21

 

Уолт Уитмен

 

2. Сообщения учащихся о президента США А. Линкольна

 

3. Выразительное чтение стихотворения В. Уитмена «О капитан мой, капитан!»

 

4. Объяснения малопонятных слов за вопросами учеников

 

5. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

6. Слово учителя

После войны Уитмен работал в правительственных учреждениях, пока тяжело не заболел параличом. Жил в доме брата в Нью-Джерси, иногда устраивал чтения и лекции, встречи с поклонниками, даже совершил путешествие на Запад. В 1892 году поэта не стало, однако растет его слава как поэта, появляются последователи.

Ища «ключ» к тайне человеческого бытия, начинающий поэт Уитмен нашел его в поэтическом обобщении мирового прогресса, под которым понимал постепенное продвижение человека из царства Рабства в царство Свободы. Уолт Уитмен увлекался идеями писателей-романтиков и философов-трансценденталістів, в частности Ральф Волдо Эмерсона.

 

7. Сообщение ученика о Эмерсона и американских трансценденталістів

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

1. Проблемный вопрос

Почему мы говорим о существовании отдельной американской литературы, ведь писатели США писали и пишут на английском языке, что не намного отличается от английского в Великобритании? (Разные страны, разный менталитет)

 

2. Эвристическая беседа

¦ Вспомните украинских и российских писателей, которые писали верлибром. (М. Семенко, И. Калинец, И. Малкович, В. Подпалый, В. Голобородько; В. Маяковский, В. Хлебников и др.).

¦ Выскажите свои впечатления от стихов, написанных верлибром.

 

VII. Домашнее задание

Индивидуальное: выучить наизусть отрывки из сборника В. Уитмена «Листья травы» (по желанию).

Для всех: подробно ознакомиться с биографией Уолта Уитмена, характеризовать его взгляды, творчество; подготовиться к литературному диктанту.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Мне показалось чудом...

• Я считаю, что Уолт Уитмен...

• Поэзия в новой форме для меня...