ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОК № 45 (из резервного времени)

Тема. М. О. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «На смерть Шевченко». Поэтическое новаторство автора, сочетание поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации; переклички с Шевченко

 

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание и значение поэзии Некрасова, его новаторство; развивать навыки анализа лирических произведений, умение обоснованно доказывать свои суждения; воспитывать чувство гуманизма, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстрации к ним; аудио-записи.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. У каждого народа есть верные сыны, мужественные защитники. Поэтому не удивительно, что между такими верными сынами разных народов существует духовное родство. Речь идет о М. Некрасова и Т. Шевченко. Кто-то должен был положить на алтарь Отечества все свои силы, талант, мужество. Сегодня на уроке мы рассмотрим связи двух выдающихся людей - М. Некрасова и Т. Шевченко, а также то, что нового внес в русскую и мировую поэзию поэтический дар Некрасова.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Выразительное чтение, анализирование и собственно оценивание с обоснованием стихов М. Некрасова «В шесть вчера завернул...» и «Размышления у парадного подъезда»

 

2. Приведение примеров художественных средств из поэзии Некрасова и выяснения их роли в художественном тексте

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Как мы уже упоминали, Некрасов в своем творчестве всегда проникался судьбой женщин, хорошо помня жизнь своей матери, наблюдая за трагедиями других женщин.

Какая-то случайная встреча на дороге - и родилось стихотворение «Тройка» (вспомните сразу в тройку Гоголя!).

 

2. Выразительное чтение поэзии М. Некрасова «тройка»

ТРОЙКА

Почему ты пристально зориш на дорогу,

Без веселых подружек стоишь?

Видимо, сердце поднимает тревогу -

И лицо вспыхнуло ярче.

 

И почему спешишь суетливо,

Хочешь тройку догнать поскорей?..

Чтобы на тебя, стройную и красивую,

Засмотрелся корнет молодой.

 

Засмотреться на тебя не чудо,

Покохать тебя каждый не пріч:

Вьется лента красная игриво

В косе твоей, черной как ночь;

 

Сквозь румянец на смуглой щочці

Пробивается нежный пушок,

Смело смотрит взгляд лукавый

Из-под твоих полукруглых бровок.

 

Странный взгляд брюнетки-дикарки,

Полный волшебства, что будоражат кровь,

Старика подведет на подарки,

Бросит в сердце юношеское любовь.

 

Поживешь в роскоши ты вволю,

И легкое твое будет жизнь.

И не то тебе пришло на судьбу:

С мужиком будешь жить без ума.

 

Подвязав вверх деления,

Перетянешь ты грудь свои,

Будет бить человек без водки,

Дни отравит свекровь твои.

 

Одцвітеш от тяжелой работы

Ты, не успев расцветут, за миг,

И погрузишься ты в сон и заботы,

Будешь нянчить, есть и делает.

 

И в лице твоем, полном горения

И жизнь,- мигом появится ужас,

Вечный выражение тупого терпения

И нелепый, страшный испуг.

 

И спрячут в глубокую могилу,

Когда путем ты пройдешь своим,

Напрасно растраченную силу

И жизнь, не согретое никем.

 

Не смотри же, печальная, на дорогу

И за тройкой ты не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Навсегда ты в себе заглуши!

 

Не догнать тебе тройки прыткой:

Лошади полны силы крепкой,

И подвыпивший извозчик, и к второй

Мчится корнет, словно ураган...

Перевод М. Терещенко

 

3. Словарная работа за вопросами учеников

 

4. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

5. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера, проблемные вопросы

¦ Что напоминает общим звучанием стихотворение (особенно начало)?

¦ В каком духе изображено девушку?

¦ Условные части можно определить в поэзии?

¦ Идет ли речь в стихотворении о тяжелые социальные условия, общественный деспотизм?

¦ К какому виду лирики относится это стихотворение Некрасова? Обоснуйте свое утверждение.

 

6. Прослушивание аудио-записей (выразительное чтение, песня)

¦ Какое настроение вызывает это произведение, почему?

 

7. Выразительное чтение стихотворения М. Некрасова «На смерть Шевченко»

НА СМЕРТЬ ШЕВЧЕНКО

Нет, не унывайте, скажу я честно!

Случай произошел немного не желателен.

Погибает досрочно от божьей милости

Края российского сын ее поражен.

 

Со времени дораннього молодость трудная,

Страстей полная надежд и восторга.

Смеле речи, борьба безрозсудная,

Длинные по тому времена порабощения...

 

Все ему известное: тюрьма петербурзькая,

Допрос, ссылки, жандармов любеВНОсти,

Синие, бескрайние степи оренбурзькії,

Решетки железные. В нужде, в незнаності,

 

Вечно холодные образы принимая,

Жил он солдатом с солдатьми нуждающимися,

Мог и погибнут от бедствия ежедневного,

Видимо, и жил лишь того ожидающим.

 

И, не зменшаючи гнета обезболивания,

Оберегли во времена порабощения

Русских людей провиденье грайливеє,-

Исчезла пора его зла, нещасливая,

 

Все, что от юности ранней представлялось,

Сердцу желанно, словно засміялося.

Бог позавидовал ему.

И жизнь оборвалась.

Перевод П. Усенко

 

8. Словарная работа за вопросами учеников

 

9. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

10. Эвристическая беседа

¦ Как понять первые четыре строки стихотворения, особенно вторая строка?

¦ Строки произведения можно считать сжатой поэтической биографией Шевченко?

¦ С каким выражением автора можно не согласиться, зная о Шевченко?

¦ Каким предстает Шевченко в стихотворении Некрасова?

¦ Какие черты характера, качества Шевченко вы бы добавили еще, опираясь на свои знания по украинской литературе?

 

 

¦ Что, по вашему мнению, сближает этих двух великих поэтов? (Похоже раскрытие темы женской судьбы в творчестве обоих писателей; активная гражданская позиция; обращение к народу с призывом к пробуждению, осознание собственной силы и достоинства; пылкий защиту интересов народа; обращение к фольклорным традициям родного народа)

¦ В чем состоит новаторский характер поэзии Г. Некрасова? (Сочетание поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации)

 

VІ. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Учитель. Соедините примеры художественных средств, встречающихся в стихах Некрасова, с их определением.

 

Человек замечательный

молодость трудная

 

Ирония

Изведал:

тюрьму петербургскую,

справки, допросы

...степь, крепость

 

Риторический вопрос

Жандармов любеВНОсти

 

Инверсия

Все, чего с юности ранней не видывал,

Милое сердцу, ему улыбалось.

Отцветешь, не успевши расцвесть

 

Сравнение

В волосах твоих, черных как ночь

 

Метафора

Сердечко, глазок

 

Риторический окличне предложения

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?

 

Перечисление

(Кони) крепки, и сыты, и бойки

 

Синекдоха

И тоскливую в сердце тревогу

 

Уменьшительно-ласкательные слова

Поскорей навсегда заглуши!

 

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок

 

Эпитеты

 

VII. Домашнее задание

Индивидуальное: подготовить сообщение о США II половины XIX века.

Для всех: выучить наизусть стихотворение «На смерть Шевченко».

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Мне кажется, что стихи Некрасова интересные с точки зрения...

• Меня поразило...

• Я считаю, что в наше время...