ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОК № 47

Тема. В. Уитмен. Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. «Песня о себе» - программное произведение поэта. Обращение к свободному стиху (верлибру)

 

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности поэзии В. Уитмена, их новаторский характер, своеобразие и эстетическую ценность; развивать навыки анализа лирических произведений, высказывания своих суждений и их обоснование; воспитывать эстетические вкусы, стремление к познанию мира и себя в нем.

Оснащение: портрет поэта, сборник его произведений, иллюстрации к ней; изображения американских пейзажей.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Литература становится большим только тогда, когда она способствует росту человеческих добродетелей, служит благу масс, если через нее люди раскрываются друг перед другом как братья»,- писал В. Уитмен. Поэт видит свой долг в том, чтобы обессмертить каждое существо, предмет, даже самый незначительный. Защищая собственную уникальность, он отстаивал уникальность другого человека. И все это вместе составляло обожание жизни как единственной, неповторимой целостности. Постичь вершины и глубины вітменовської поэзии, ее философию мы попробуем сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Литературный диктант

Примечание. Письменно, каждый правильный ответ - 1 балл, проверяется в парах под руководством учителя.

1. В какое время и где жил и творил Уолт Уитмен? (II половина XIX века, в США)

2. Из какой семьи происходил? (Ремесленников, отец - плотник)

3. Какое образование получил? (Школьную неполную)

4. Назовите три его основные профессии. (Печатник, редактор, учитель)

5. Как называется главная книга В. Уитмена? («Листья травы»)

6. Сколько изданий выдержала эта книга? (Девять)

7. Кем считали американцы Уитмена? (Своим пророком)

8. Какое философское учение больше всего повлияло на Уитмена? (Трансценденталізм)

9. Какое стихотворение Уитмен посвятил своему кумиру - президенту Линкольну, откликнувшись на его трагическую гибель? («О капитан мой, капитан!»)

10. Каким віршовим размером пользовался Уитмен? (Верлибром)

11. В чем заключалась гражданская сознательность, гуманизм поэта во время Гражданской войны в США? (Служил в военном ведомстве, помогал в госпиталях, рискуя здоровьем)

12. Когда Уолт Уитмен достиг самой громкой славы? (Когда поэта уже не стало.)

 

V. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

Все в ней было необычным - тематика, образы, характер, стихосложения, а главное - могучая, титаническая, усесильна фигура поэта. В ней переплелись романтические и реалистические, натуралистические и символистские тенденции. Это - дело жизни Уолта Уитмена, сборник «Листья травы». Откуда такое странное название? Если вы не видели листья у травы, то, возможно, просто невнимательно смотрели, не сливались душой с природой? Ведь листья травы - реальность «трансцендентна».

Одно из лучших произведений поэта - «Песня о себе».

Лирический герой осознает свою причастность ко всему, что происходит, чувствует себя каплей океана толпы». Сливаются воедино его судьба, судьба нации, исторический опыт человечества.

 

2. Выразительное чтение отрывков из сборника В. Уитмена «Листья травы»

 

3. Словарная работа. Объяснение малознакомых слов с вопросами учеников

 

4. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

5. Эвристическая беседа

¦ Почему поэт слышит именно песни, осматривая жизни трудовой Америки?

¦ Есть красота, по вашему мнению, в работе обычных тружеников?

¦ Можно ли, по вашему мнению, быть счастливым, не занимая заметного места в обществе?

¦ В чем, по мнению автора, заключается гармония Вселенной? Какую роль играет в ней человек?

¦ Как поэт объясняет, что такое «трава»? Разделяете ли вы такое мнение?

 

6. Самостоятельная работа. Составление тезисов по учебнику (или за лекцией учителя) об особенностях поэтического творчества Уитмена

 

7. Работа в тетрадях

Ученики записывают в тетради определение верлибра.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Мини-исследование

Учитель. Прокомментируйте высказывания В. Уитмена: «Читатель всегда должен брать на себя свою долю работы - в той же мере, в которой я выполняю свою. Я стараюсь не так утвердить или же развить ту или иную тему, как ввести тебя, читатель, к атмосфере этой темы, этой мысли, чтобы ты сам совершил оттуда свой полет».

 

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть несколько отрывков из стихотворений В. Уитмена (по желанию), уметь анализировать произведения поэта.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

· Для меня поэзия Уитмена открыла...

· Меня поразило...

· Я думаю, что «Листья травы» - это...