II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 43
Тема. Природа как источник вдохновения, а ее изображение - средство выражения чувств японцев*
Цель: ознакомить со своеобраВНОй культурой Японии; подготовить восприятие поэзии Мацуо Басе; развивать навыки самостоятельного поиска нужной информации (или с помощью учителя), соответствующей ее презентации; воспитывать любознательность, любовь к книге.
Оборудование: видео - и фотоматериалы, аудио-записи про Японию, демонстрационные материалы к сообщениям (картины, музыка, оригами, нэцкэ, икебана и др.).
Теория литературы: танка, хокку.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- «День без труда - день без еды»,- говорит японская пословица. Поскольку наша работа умственная, то день без познания нового - это день, который прошел даром, остался без духовной пищи. Итак, сегодня мы «отправимся» в необычной страны - Японии, которую еще называют Страной восходящего солнца. Некоторые из вас ознакомился со сведениями о ней, поэтому сегодня сможете поделиться ими со своими товарищами.
А мы будем говорить на уроке о японскую культуру, литературу.
II. Объявление темы и цели урока
III. Презентация учащимися сообщений о Японии, ее историю, обычаи, традиции, культуру
1-й ученик (можно в кимоно или в образе экскурсовода). Япония (показывает на карте или глобусе) расположена на Востоке, на 4 тысячах островов в Тихом океане. Крупнейшими являются четыре острова: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сікоко. Это страна вулканов - их там 150, и 40 из них - действующие. Высшая точка Японии - гора Фудзияма (Фудзи), которая является ее священным символом. В этой стране постоянно происходят землетрясения (в среднем по четыре толчки в день), 10-15 раз в год бывают цунами - большие волны (до 10 метров высотой), накатывающимся на берег и уничтожают все на своем пути. На большей части территории Японии расположены горы. Летом в них жарко, а зимой - холодно. Столица Японии - Токио, в котором проживает 30 миллионов жителей. Правит страной император, а основная религия - буддизм.
2-й ученик. Япония - экономически высокоразвитая страна, занимает едва ли не первое место в мире по уровню развития новейших технологий и изобретений. Вместе с тем японцы почитают культуру, традиции своего народа. Даже в наше время на работу они идут в европейских костюмах, а дома одеваются в традиционную национальную одежду - кимоно. Только в Японии можно присутствовать на таких праздниках, как День любования цветущей сакурой (дикой вишней), праздник созерцания полнолуния, первого снега, листья красного клена или хризантем. Именно так: «любование осенними листьями» (момідзігарі); «любование луной» (цукімі); «любование тихими снегами» (юкими); «любование цветами» (ханами).
3-й ученик. С хризантемой связана легенда о происхождении японского народа. В далекой древности в Китае жил жадный и жестокий царь. Однажды он узнал, что в одной стране на океанском острове есть волшебный золотой цветок, который приносит счастье. Захотел царь иметь цветок, вызвал сто юношей и девушек и приказал достать ему этот цветок счастья. Горько плакали девушки, грустили юноши, отправляясь в дальний и опасный путь. Когда молодежь приплыла на остров, узнала, что и цветок - хризантема. Новая страна очень понравилась молодым, и они решили не возвращаться в злого царя. Стали они жить счастливо, а цветок, который принесла им счастье, почитают до сих пор.
4-й ученик. Уже много сотен лет японцы устраивают для себя необычный праздник - тя-ною. Это - чайная церемония, которая проходит в особых домиках среди сада, чтобы человек мог отдохнуть, оставить повседневные заботы и поразмышлять, увидеть вокруг и в себе прекрасное, молча созерцать гармонию мира и чаевничать. (Если есть возможность, целесообраВНО организовать чаепитие, желательно в японском стиле.)
Автором чайной церемонии считается священник Мурат Сюко, который жил в XV веке. Он сформулировал четыре правила чаепития:
1) Уважать не только друг друга, но и окружающий мир, каждый предмет, что принимает участие в чайной церемонии;
2) пытаться очиститься от мирской грязи, суеты, достичь душевной чистоты через постижение прекрасного;
3) соблюдать тишину, чтобы сосредоточиться на самопознании, на «молчаливой беседе» участников церемонии;
4) стремиться к гармонии с миром, с природой, с самим собой через постижение красоты внутреннего равновесия.
5-й ученик. Японцы прославились также искусством икебаны. «Икебана» - термин, который не переводится. Значит он традиционное для японцев искусство создания художественных композиций. Такими композициями не торгуют, их даже не дарят, а делают только для себя, для своей семьи. Икебана японцы изготавливают из бамбука, веточек сосны, цветущих веточек сливы и сакуры (вишни), плодов, семян, корешков, коры. Обязательное правило: к белых цветов придают красные, а в красных цветов - зеленые или растения, которые имеют светлую окраску.
Три основные ветви, которые есть в композиции, символизирующие небо, землю и человека. Длина основной ветки, «неба», составляет 1,5 (полтора) высоты вазы, не считая той части, которая стоит в самой вазе; высота ветки или цветка - символа человека составляет 3/4 высоты «неба», а «земля» составляет половину высоты «неба».
Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок. В японском искусстве икебаны отразилось стремление людей поэтизировать жизнь с помощью цветов, выразить восхищение ими и уважать их. (Демонстрация образцов икебаны или фотографий изготовленных собственноручно композиций.)
6-й ученик. Японцы славятся еще и изготовлением миниатюрных скульптур «нэцкэ». Сначала нэцкэ изготавливали как деталь одежды - брелок, но в конце XVIII века этот вид художественного творчества уже превращается в искусство. Нэцкэ изготавливали из слоновой или рыбьей кости, дерева, камня. Изображали они и странствующих актеров, и крестьян, и городских ремесленников, а больше всего - богов, например, бога богатства Дайкоку или бога мудрости Фукуроку. Похожие нэцкэ изготавливают даже у нас. Встречаются и миниатюрные изображения животных, птиц, рыб, даже насекомых. (Демонстрация образцов нэцкэ или их фотоснимки, рисунки.)
7-й ученик. У японцев даже летоисчисление особенное. Оно имеет 12-летние циклы (каждый такой цикл по-японскому - «двенадцать земных ветвей»). Каждый год назван в честь животного. Начинается цикл с года Мыши, затем идут годы Быка, Тигра, Зайца, Дракона, Змеи, Лошади, Барана, Обезьяны, Петуха, Собаки, Кабана согласно названий созвездий японского и китайского Зодиака.
О том, почему первым в китайском гороскопе идет год Мыши, существует в Японии такая легенда.
Очень давно, когда еще звери говорили, небесный властелин приказал им всем явиться к нему. Этот приказ услышали все, кроме Кошки, которая тогда ловила рыбу. Бык, зная какой он неповоротливый и медленный, отправился в дальнюю дорогу раньше всех. А хитрая Мышь села, с его опрометчивого разрешения, Быку на хвост. Когда дошли до ворот небесной, Мышь перебежала через спину Быка и прыгнула вперед, став победительницей в походе зверей. Бык стал вторым и чрезвычайно расстроился. Кошка, которая тогда дружила с Мышью, спросила у подруги, что приказал небесный властелин. И ответила: «Приказал зверям уважать и не трогать рыб!» Кошка заволновалась,
потом успокоилась и решила охотиться на рыбу тихонько, так, чтобы никто и не видел. А хитрая Мышь подумала: «Хорошо, что я не сказала правду. Эти Кошки такие шустрые, их не випередиш!» Так обманутая Кошка и не появилась до небесного властелина и не попала к Зодиака. С тех пор она преследует Мышь, забыв даже о рыбе. И с тех пор появилось японская пословица: «Радуется, как кошка, мышь поймала». Кстати, приход Нового года у японцев знаменуется 108-ю ударами колокола, каждый из которых отгоняет определенную беду, ведь по их верованиям, всего существует 108 бед.
8-й ученик. Япония - страна своеобраВНОй, самобытной культуры, достаточно необычной для нас, европейцев. Например, оригами - это искусство складывания фигурок из листов бумаги (демонстрация фигурок из бумаги); бонсай (бансаи) - выращивание карликовых деревьев в горшках. (Демонстрация фотографий, видео или самих растений.)
Вспомним и борьбу сумо (вес борцов-толстяков превышает 130, а иногда и 170 килограммов).
Во всем мире завоевала популярность борьба дзюдо. Красивое письмо - каллиграфия - также достигла уровня искусства. Нельзя не упомянуть и о средневековый театр масок , кукольный театр Дзерурі и мужской театр Кабуки (в нем драматическое представление сочетается с музыкой и танцами).
Темой отдельного разговора может быть живопись, в частности картины Тамара и Хокусая. Последнему принадлежит знаменитая серия гравюр «36 видов Фудзи». (Демонстрация иллюстративных материалов.)
9-й ученик. В японском городе Киото есть необычный сад. На белом песке стоят на определенном расстоянии друг от друга 15 черных необработанных каменів. его называют «Сад камней», «Философский сад», «Сад Рьоандзі». Особенность этого сада в том, что путники, монахи, которые двигаются по периметру прямоугольника вдоль монастырских стен или галереей, видят только 14 камней. Один из них всегда остается невидимым.
Итак, это - символ истины, которую люди ищут и не могут найти, а также намек на то, что все люди разные, у каждого своя правда и к этому следует относиться с пониманием.
Учитель. Японцы говорят: всматривайтесь в обычное - и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - и увидите красивое, всматривайтесь в простое - и увидите сложное, всматривайтесь в части - и увидите целое.
Эта красота обыденного, обычного воплотилась во многих видах японской культуры, а особенно - в литературе, в поэзии. Одним из величайших поэтов мира является Мацуо Басе, с жизнью и творчеством которого мы познакомимся в следующем уроке.
IV. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся
• Составьте словарик новых слов и понятий, связанных с японской природой, культурой, о которых вы услышали на уроке.
Сакура -
кимоно -
цунами -
тя-но-ю (чайная церемония) -
икебана -
нэцкэ -
оригами -
бонсай -
сумо -
кабуки -
сад камней -
• Соедините части японских пословиц и объясните их смысл.
V. Домашнее задание
Прочитать по учебнику статью о культуре Японии, уметь рассказывать о ее самобытность. Найти дополнительные интересные сведения о Японии, иллюстративные материалы; изготовить икебану, оригами, обратить внимание на японские вещи, приборы, что есть дома.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Передай микрофон»
Ученики высказывают свои мнения, впечатления об уроке, формы работы на нем и передают «микрофон» другу, однокласснику.
_______________________________________________________
* За счет резервного времени, можно оформить как проект, проведя предварительную работу.