ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ФАНТАСТИКА

 

УРОК 43

Тема. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Государственное устройство, законы и обычаи Лилипутии. Война между Лилипутии и Блефуску, ее причины и последствия

 

Цель: совершенствовать умение работать над текстологічним анализом произведения, сопоставлять поступки героев, высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в произведении, аргументируя собственную точку зрения цитатами; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: портрет Дж. Свифта, иллюстрации к произведению Виктора и Валерия Шатунових.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания, выполненного первой группой

Найти в тексте сравнения физических размеров и связанных с ними возможностей Гулливера и лилипутов.

(• Прозвище «Куїноус Флестрин - Человек-Гора.

• Количество пищи для Гулливера.

• Перевозка Гулливера средствами лилипутов, которое длилось 2 дня, хотя это расстояние он мог бы пройти быстрее.

• Крупнейший в стране дом, куда Гулливер мог войти только присев на колени.

• Крошечные человечки стояли на груди у великана.

• Шпага императора, что напомнила Гулливеру иглу для штопки.

• Обыск и впечатление, которое произвели на лилипутов вещи Гулливера.

• Пять лошадей, привезли шляпу.)

 

2. Проверка задания, выполненного второй группой

Доказать, что отношение Гулливера к жителям Лилипутии положительное. Перечитать эпизод о том, как лилипуты обидели Гулливера во время прогулки, бросая в него землей, и как их отдали ему для расправы.

• Какие слова и выражения употребляет автор, характеризуя поведение Гулливера? («Решил напугать», «сделал вид», «просто игра для потехи и для других», «Человек-Гора улыбается, и лицо у нее хорошо».)

• Как среагировал лилипут, когда Гулливер развязал его и поставил на землю? («С облегчением вздохнул, низко ему поклонился и исчез в толпе»; «много кто начал хлопать в ладоши»)

• Какое впечатление произвела поведение Гулливера на простых людей страны? Почему? (В этой большой по размеру человека большое сердце и добрая душа.)

 

3. Фронтальная беседа

• Что еще хорошо демонстрирует отношение Гулливера в лилипутии?

(Пытался никому не навредить, даже не помять травы и цветов.)

• Что может свидетельствовать об огромной заинтересованности Гулливера жизнью лилипутов? (Изучение их языка)

• Вспомните, пожалуйста, пословицы, которые объясняли бы мотив такого отношения к языку лилипутов. (Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек.)

• Как вы считаете, на самом ли деле Гулливер такой, перед нами пример человека эпохи Просвещения?

 

image53

 

Худ. Ок. и Вал. Шатунови. Иллюстрация к роману Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»

 

4. Развитие свяВНОй речи (с использованием иллюстративного материала)

• Докажите, пожалуйста, что авторам иллюстраций удалось показать хорошее отношение Гулливера в маленьких человечков.

• А есть ли на иллюстрациях указание на то, что отношение государственных управленцев Лилипутии до Гулливера не очень хорошо и искреннее? (Цепи на ногах)

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Создание учениками вместе с учителем на доске схемы «Государственное устройство Лилипутии»

Цель: выяснить что же представляла собой страна, в которую попал наш герой. Вопросы, которые могут помочь:

1) Кто правит страной?

2) в Лилипутии существуют почетные титулы и звания?

3) население страны однородно по политическим взглядам?

4) Какие отношения у Лілліпутії с соседями?

5) В чем соседи имеют большое преимущество?

Образец схемы:

 

 

2. Использование приема «Свободный микрофон»

Как вы считаете, почему Гулливер сразу не заметил, что лилипуты не мирный народ и что они воюют?

3. Развитие вещания. ролевая игра

1) От имени императора предложите Гулліверові:

а) забрать флот Блефуску;

б) помочь захватить и покорить остров.

2) От имени Гулливера дайте ответ императору и опишите подробно свои действия по флоту Блефуску.

 

III. Подведение итогов урока

Высокая (большая) человек может приобретать величества в своих поступках, в хорошем, искреннем отношении к другим. «Золотое правило морали» проявляется в любых случаях при любых времен: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

 

IV. Домашнее задание

Вспомните причину ссор в государстве между придворными и причину войны с Блефуску и проиллюстрируйте ее подобранными крылатыми выражениями.

Нарисуйте или опишите один из ведущих моментов пребывания Гулливера в лилипутии.