II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 42
Тема. Ф. Тютчев. «Я знаю в праосені пору...». Выразительное чтение наизусть
Цель: научить раскрывать глубинный смысл и красоту поэзии через ее выразительное чтение; развивать навыки выразительного чтения путем практического овладения его элементами - интонацией, темпом, паузами, логическим ударением; воспитывать любовь к природе и к поэзии, эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, картины, репродукции, фотографии с изображением осенних пейзажей; сборники поэтов мира со стихами про осень.
Теория литературы: выразительное чтение, темп, интонация, пауза, логическое ударение.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Задумывались ли вы над тем, что обычное слово в зависимости от того, с какой интонацией его сказать может стать необычным и даже превратиться в свою противоположность? Хорошее слово станет оскорбительным («Ну ты и умник!»), а обидное - мягким, приятным («Дурачок мой!»). Поэтому непременно следует обращать внимание не только на то, что говоришь, но и как говоришь. Именно такие умения мы и будем развивать на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа с таблицей
Заполните таблицу, определив разные, по вашим наблюдениям, поры осени и назвав их приметы.
Поры осени |
Признаки |
Ранняя осень |
Начало желтеть листья; стало прохладнее; тихо - улетели птицы; собранный урожай зерновых, но продолжается сбор яблок, груш и других фруктов, овощей |
«Средняя» осень |
Стало прохладно, деревья сбрасывают листья; идет уборка свеклы, подсолнечника, кукурузы |
Поздняя осень |
Деревья стоят голые, часто идет дождь, холодно, первые заморозки, на полях тихо, урожай собран |
(Записи в таблице корректируются в зависимости от местности проживания.)
2. «Устное рисование»
- Опишите своими словами картину, которую вы увидели, читая стихотворение Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...», добавив детали, что вы представили.
3. Выразительное чтение стихов об осени других поэтов
Дети подобрали стихи самостоятельно (см. домашнее задание), сравнивают их с изученным произведением Тютчева.
IV. Основное содержание работы
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...» на языке оригинала или в переводе
(Можно провести как конкурс с жюри и определением победителей.)
2. Выразительное чтение стихов других поэтов мировой литературы и украинских (см. приложение)
V. Домашнее задание
Подготовить сообщение о японскую культуру - живопись, прикладное искусство, обычаи, быт.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Лучшим чтецом стихотворения Ф. Тютчева, по моему мнению, был...
• Самый интересный стих про осень - это...
• Я понял (поняла), что выразительное чтение...
• Убежден (убеждена), что природа - не только кормилица, но и источник...