ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 42

Тема. Ф. Тютчев. «Я знаю в праосені пору...». Выразительное чтение наизусть

 

Цель: научить раскрывать глубинный смысл и красоту поэзии через ее выразительное чтение; развивать навыки выразительного чтения путем практического овладения его элементами - интонацией, темпом, паузами, логическим ударением; воспитывать любовь к природе и к поэзии, эстетические вкусы.

Оборудование: портрет писателя, картины, репродукции, фотографии с изображением осенних пейзажей; сборники поэтов мира со стихами про осень.

Теория литературы: выразительное чтение, темп, интонация, пауза, логическое ударение.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Задумывались ли вы над тем, что обычное слово в зависимости от того, с какой интонацией его сказать может стать необычным и даже превратиться в свою противоположность? Хорошее слово станет оскорбительным («Ну ты и умник!»), а обидное - мягким, приятным («Дурачок мой!»). Поэтому непременно следует обращать внимание не только на то, что говоришь, но и как говоришь. Именно такие умения мы и будем развивать на сегодняшнем уроке.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Работа с таблицей

Заполните таблицу, определив разные, по вашим наблюдениям, поры осени и назвав их приметы.

 

Поры осени

Признаки

Ранняя осень

Начало желтеть листья; стало прохладнее; тихо - улетели птицы; собранный урожай зерновых, но продолжается сбор яблок, груш и других фруктов, овощей

«Средняя» осень

Стало прохладно, деревья сбрасывают листья; идет уборка свеклы, подсолнечника, кукурузы

Поздняя осень

Деревья стоят голые, часто идет дождь, холодно, первые заморозки, на полях тихо, урожай собран

 

(Записи в таблице корректируются в зависимости от местности проживания.)

 

2. «Устное рисование»

- Опишите своими словами картину, которую вы увидели, читая стихотворение Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...», добавив детали, что вы представили.

 

3. Выразительное чтение стихов об осени других поэтов

Дети подобрали стихи самостоятельно (см. домашнее задание), сравнивают их с изученным произведением Тютчева.

 

IV. Основное содержание работы

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...» на языке оригинала или в переводе

(Можно провести как конкурс с жюри и определением победителей.)

2. Выразительное чтение стихов других поэтов мировой литературы и украинских (см. приложение)

 

V. Домашнее задание

Подготовить сообщение о японскую культуру - живопись, прикладное искусство, обычаи, быт.

 

VI. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Лучшим чтецом стихотворения Ф. Тютчева, по моему мнению, был...

• Самый интересный стих про осень - это...

• Я понял (поняла), что выразительное чтение...

• Убежден (убеждена), что природа - не только кормилица, но и источник...