ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 43

 

ПУТЕШЕСТВИЕ - ЭТО МЕЧТА КАЖДОГО, НО НЕ КАЖДЫЙ ГОТОВ ДОСТОЙНО ЕЕ ОСУЩЕСТВИТЬ

 

Тема: Прославление силы человеческого характера в произведении.

Человек, превосходящий других по интеллекту и нравственностью, невольно отвечает за других.

Жюль Верн

Цель: исследовать особенности сюжета романа, выяснить, как жизненные испытания раскрывают характеры героев; развивать любознательность, заинтересованность в расширении кругозора, умение характеризовать образы героев через их поступки, совершенствовать культуру общения; подводить учащихся к осознанию собственной причастности к тем, кто находится рядом, воспитывать бережное отношение к близким, ответственность за свои поступки, толерантность во взаимоотношениях с окружающими.

Оборудование: портрет Жюля Верна, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока.

Далее внимание учащихся обращается к эпиграфа, им предлагается интерпретировать его значение и высказать соображения относительно того, как он связан с темой или, возможно, с кем-то из персонажей романа. После коротких рассуждений - разминки учащиеся самостоятельно формулируют предсказания относительно цели/задачи урока, обсуждают свои идеи в парах, записывают на «Партнерском листе» и обнародуют. Ученические версии корректируются учителем.

 

2. Разгадывание кроссворда.

 

По горизонтали:

1. Место, где во время ливня спрятались мандрівники.2. Имя темнокожей няни Джека. 3. Кличка собаки, которого приютили на корабле. 4. Прочная линва, что была привязана к гарпуна во время охоты на китов. 5. РаВНОвидность китов. 6. Фамилия владельца корабля - китолова. 7. Континент, на который держал курс капитан Халл. 8. Имя одного из спасенных негров. 9. Страна, выходцем из которой был Негору. 10. Прибор, испорченный Негору.

 

По вертикали:

1. Персонаж, который разбирался в насекомых лучше, чем на людях. 2. Название корабля, капитаном которого стал Дик Сэнд. 3. Город, к которому направлялся караван невольников. 4. Вещь, с помощью которой предотвращают побега заключенных. 5. Негр, с которым дружил маленький Джек. 6. Травянистые растения с витками или лазающими стеблями. 7. Континент, на который попали путешественники.

 

Ответы:

По горизонтали: 1.Термітник. 2. Нэн. 3. Динго. 4. Канат. 5. Смугачі. 6. Велдон. 7. Америка. 8. Остин. 9. Португалия. 10. Компас.

По вертикали: 1. Бенедикт. 2. «Пилигрим». 3. Казонде. 4. Оковы. 5. Геркулес. 6. Лианы. 7. Африка.

 

3. Пересказ учащимися ключевых эпизодов произведения. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту.

На этом этапе учащиеся применяют материалы, собранные в «читательских Дневниках наблюдений» на протяжении чтения романа.

 

Ориентировочные вопросы:

Как путники познакомились с Гаррисом?

Как выглядел и вел себя этот человек? Чем он завоевал доверие пілігримівців? ( «Это был среднего роста, крепко сложенный мужчина лет сорока. Оживленные глаза, посеребренные сединой шевелюра и борода, загорелое лицо, как у кочевника, что всю свою жизнь путешествует на открытом воздухе по лесам и равнинам. Кожаная куртка, широкополая шляпа, сапоги на высоких каблуках, с голенищами до колен, на закаблуках большие остроги, которые звенели при каждом шаге.

Дик Сэнд понял - так оно и было на самом деле, - что перед ним не коренной житель пампасов - индеец, а скорее один из тех иностранцев - авантюристов, часто сомнительной славы, которых нередко можно встретить в этих глухих краях. Его манеры, а также рыжеватая борода наводили на мысль,

что он англосакс по происхождению. В любом случае он не был ни индейцем, ни испанцем» ).

Попробуйте определить и прокомментировать роль, которую играет портрет в романе Харриса. На каких деталях описания акцентирует внимание автор и с какой целью он это делает?

Какие наблюдения над окружающим природным миром подтолкнули Дика к мысли о том, что Харрис является предателем?

Какая находка окончательно убедила юношу в том, что он вместе со своими спутниками попал не в Южную Америку, а в Африку?

Чем объясняется загадочное поведение Гарриса? Зачем ему понадобилось завести пілігримівців в глубь Анголы?

Какой план имел Негору относительно дальнейшей судьбы отряда Дика Сенда?

Почему юноша решил повести своих товарищей к побережью Африканского континента?

Расскажите о опасное приключение, пережитую путешественниками в термитнике. Что помогло им избежать гибели?

Как Дик и его товарищи попали в плен?

Что больше всего беспокоило пятнадцатилетнего капитана во время плена?

Как чувствовали себя пілігримівці в лагере невольников?

Приведите примеры жестокого отношения к рабам.

Кратко охарактеризуйте работорговца Алвіша и вождя Муані-Лунга. Какие черты их характеров подчеркивает автор?

О что Дик узнал из записки, принесенной Динго?

Почему Дик убил Харриса? Как вы относитесь к этому поступку?

Как вели себя в фактории с миссис Велдон, Джеком и кузеном Бенедиктом?

Что беспокоило миссис Велдон в связи с предстоящим выкупом? Как это ее характеризует? Какую совместную с Диком черту характера обнаружила миссис Велдон в этой ситуации?

Как Геркулесу удалось спасти миссис Велдон, ее сына, кузена Бенедикта и Дика Сенда?

Как было наказано Негору?

Какие приключения пережили пілігримівці во время летнего путешествия?

Что помогло путешественникам преодолеть все опасности и трудности на своем пути? Вспомните давнюю Эзопов притчу, которая могла бы служить ответом на этот вопрос.

Как сложилась судьба Дика и его товарищей после возвращения домой?

Какие интересные сведения из разных областей знаний вы почерпнули из романа?

 

4. Применение, развитие и обобщение приобретенных знаний. План характеристики Дика Сенда.

Опираясь на материалы, добытые дома и на предыдущих уроках (за счет чего экономится время), ученики обмениваются идеями и участием учителя разрабатывают совместный план характеристики образа Дика Сенда.

Ориентировочный вариант.

План характеристики образа Дика Сенда

Обстоятельства жизни, ситуации, поступки, Черты характера

Сиротство, детский дом, работа моряка Самостоятельность, понимание, что «труд - это закон жизни»

Дал себе обещание «стать человеком», «имел пятнадцать лет, а мыслил на все тридцать» Раннее самоосознания

Постоянную заботу о миссис Велдон и Джека, готовность к самопожертвованию ради них Благодарность семье Велдонів за помощь, преданность тем, кто проверен затруднениями

Назначил себе ночные, часы вахты Требовательность к себе, самодисциплина, справедливость

Берет на себя команду шхуной Уверенность в своих силах

Возглавляет отряд пілігримівців Ответственность за других, храбрость

Ситуация в термитнике Образованность, самообладание, сила Духа

Догадка о личности Харриса Наблюдательность, рассудительность, сдержанность, самообладание

Первым догадался, что находится в Африке Сообразительность

Держал в секрете географическую ошибку Предохранения близких от преждевременных переживаний

Обстоятельства жизни, ситуации, поступки, Черты характера

Попытка помочь Нэн Сочувствие, способность на риск ради помощи другим

Ситуации в плену Мужество, отвращение к рабству

Убийство Гарриса Способность на месть за измену, протест против подлости и коварства

Эпизод с водопадом Готовность к самопожертвованию ради других, бесшабашность, смекалку, способность быстро принимать точные решения

Работа с эпиграфом. Осмысление связи эпиграфа урока по образу Дика Сенда.

 

5. Развитие и обобщение приобретенных знаний. Сравнительная характеристика героев разных произведений и разных времен.

Во-первых, с целью исследования типологии творчества писателей разных времен; во-вторых, с целью подготовки к дальнейшей работе над романом Г. Стивенсона «Остров сокровищ» и, в-третьих, с целью развития исследовательского интереса учащихся, делается попытка сравнить образы Робинзона Крузо и Дика Сенда.

 

План сравнительной характеристики Дика Сенда и Робинзона Крузо

Робинзон Крузо Совместное или общечеловеческое (вневременное) Дик Сенд

Особое Особое

Занимался родителями Стойкость

Настойчивость

Смелость

Изобретательность

Гуманизм

Вера в лучшее в жизни (оптимизм) Вырос без родителей, поэтому ценил любовь и ласку ближних

Мечтал о путешествиях, чтобы вырваться на волю и быстро обогатиться Стал юнгой, поскольку мечтал стать настоящим мужчиной

Готов был пожертвовать чувствами родителей и рисковать собой ради мнимой надежды на обогащение Помощь тем, кто попадает в беду Любовь к животным Трудолюбие Благодарность за добро, которое тебе сделали Готов был пожертвовать собой ради преданности идеи общества

Был требовательным человеком, на острове заботился о комфорте и строил цивилизацию Был неприхотлив в быту, больше всего ценя настоящие отношения

Был по-хозяйски умеренным, невольно овладел многими профессиями. Мечтал только о море и, закончив в 18 лет мореплавну школу, стал капитаном судна

Движущая сила поступков - частный интерес и предпринимательство Движущая сила поступков - любовь к морским путешествиям и бескорыстная любовь к другим (гуманизм)

Был скорее «цивилизованным» хозяином, чем рабовладельцем Всем сердцем был против рабоволодіння

О Боге вспоминал лишь в лихие часа жизнь, частные интересы ставил выше христианских заповедей Не был набожным, но за поступками был настоящим христианином

После всех испытаний понял, как мало человеку нужно, чтобы быть счастливым, и как много надо пережить, чтобы это осознать Ценил то, чего не имел и что достиг собственными усилиями

Вместо декларативного итоге можно поставить следующие вопросы:

1. Кто из двух героев больше похож на романтика? Как вы думаете, почему так получилось?

2. Как вы считаете, почему между двумя такими, казалось бы, разными героями мы нашли существенные общие черты?

 

6. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

1. На основе сравнительной характеристики Робинзона Крузо и Дика Сенда написать сочинение - размышление: «Что остается вне времени ».

2. Подготовиться к тематическому оцениванию.