ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 42

Тема: Особенности построения описания. Устный подробный пересказ текста, содержащего описание.

Цель: объяснять особенности строения описания предмета; формировать умение пересказывать предложенный текст с сохранением его стиля; формировать умение использовать художественные средства, соблюдая нормы литературного языка; обогащать словарный запас учащихся; развивать обраВНОе мышление, память.

Оборудование: тексты для перевода, иллюстрации к роману «Пятнадцатилетний капитан».

Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

 

1. Актуализация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь в ходе сегодняшнего урока.

 

2. Эвристическая беседа на основе вопросов. Повторение изученного материала.

Ориентировочные вопросы:

1. Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение).

2. Какой из типов речи целесообраВНО использовать, чтобы ярче изобразить характер героев? (Описание).

3. Что может быть объектом описания? (Животное, человек, помещения, природа, процесс труда и т.д.).

4. Принадлежат описания сюжетных элементов?

5. Какие композиционные элементы являются позасюжетними? (Лирическое отступление, пейзаж, портрет, интерьер, диалог, элементы других жанров и т.д.).

6. Кто из известных вам авторов был мастером позасюжетних элементов? (Твен, Киплинг, Диккенс, Свифт, Берн и т.д.).

7. От чего зависит выбор художественных средств для изображения различных картин жизни? (От авторского отношения к изображаемому).

 

3. Подготовка к пересказу.

План подготовки.

1. Чтение текста учителем.

2. Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов и словосочетаний, которые находятся в пассивном словаре учащихся.

3. Определение темы, главной мысли текста, типа речи, использованного в нем.

4. Формулировка учителем задания по анализу художественного текста: в предложенных текстах найти художественные средства, с помощью которых автор выражает собственное эмоциональное отношение к изображаемому.

5. Обобщение результатов анализа текста.

6. Составление плана текста учащимися с участием учителя.

7. Повторное чтение текста.

 

4. Устный пересказ текста по составленному плану.

Возможны варианты текстов для перевода

 

Динго

Динго - так звали собаку - был из породы крупных сторожевых собак, которые водятся в Новой Голландии. Два года назад, прочь охлялого с голода, нашли на западном побережье Африки, недалеко от устья Конго. Капитан взял себе эту прекрасную животное. И собака не пошел на сближение с ним и, казалось, постоянно тосковал по своим бывшим хозяином, с которым, видимо, разлучили силой и которого он надеялся разыскать среди этих бескрайних просторов. Буквы «С. В.», выгравированы на ошейнике, - вот и все, что связывало Динго с прошлым, которое до сих пор так и осталось загадкой. Динго, замечательный и сильный зверь, гораздо больше пиренейских собак, был достойным представителем австралийской породы сторожевых псов. Когда он становился на задние лапы и сбрасывал голову, то достигал роста человека. Ловкие и мускулистые, эти собаки, не колеблясь, нападают на ягуаров и пантер и не боятся выйти на поединок с медведем. Динго имел густую шерсть и длинный хвост, плотный и упругий, как у льва. Он был темно-рыжей масти с несколькими беловатыми пятнами на морде. Если собаку разозлить, он может стать страшным врагом, поэтому понятно, почему Негору не был рад тому, как его встретил этот сильный представитель собачьего племени.

(187 слов)

Объяснить значение слов Новая Голландия (древнее название Австралии); увядшее (истощенный, потерявший силы, осунулся от усталости, голода, болезни и т.д.); устье (место, где река впадает в море, озеро и т.п.); постоянно (всегда, все время); выгравирована (твердая поверхность, на которую специальным инструментом нанесен рисунок); плотный (твердый, который трудно поддается сжатию, сгибанию, резанию и т.д.); морда (передняя часть головы животного, морда).

Объяснить значение выражений: пошел на сближение, становился на задние лапы, скидывал голову, не боится выйти на поединок.

Ориентировочный план:

1. Откуда взялся Динго.

2. Собака тосковал по прежним хозяином.

3. Выгравированы на ошейнике буквы.

4. Описание собаки (туловище, шерсть, хвост, масть).

5. Такой пес мог стать страшным врагом.

 

Кузен Бенедикт

Кузен Бенедикт был славный мужик лет пятидесяти. И, несмотря на этот возраст, было бы опрометчиво отпустить его куда-самого. Он был скорее длинный, чем высокий, скорее худощавый, чем худой. Костлявая фигура, большая лохматая голова, золотые очки - одним словом, во всей довготелесій фигуры кузена Бенедикта угадывался ученый, одна из тех кротких и добрых натур, которые всю свою жизнь остаются детьми.

Кузеном Бенедиктом называли его и посторонние, потому что по своей натуре он принадлежал к тем людям, которые кажутся родными всем. Кузен Бенедикт никогда не знал, куда девать свои длинные руки и цибаті ноги, не мог дать себе совета в самых обыденных житейских делах. Он не был обременительным для других, но как-то так получалось, что он связывал всех вокруг и самого себя своей несураВНОстью. Неприхотлив, нетребователен - мог забыть поесть или попить, если его не накормят и не напоят, - нечувствителен ни к холоду, ни к жаре, он, казалось, принадлежал не к животному, а скорее к растительному миру. Представьте себе вот такое бесплодное дерево, на котором не растет даже листья, дерево, неспособное накормить и приютить под своими ветвями путника. Вот такой был кузен Бенедикт.

(176 слов)

Объяснить значение слов: кузен (двоюродный брат); мужчина (лицо мужского пола, мужчина); долговязый (высокий, угловатый и худой); спокойный (исполненный смирения, незлобливості); долговязый (с длинными тонкими ногами).

Подобрать синонимы к предложенным словам: опрометчиво (неумеренно, безрассудно, безрассудно, необдуманно); скорее (быстрее, больше, быстрее).

Объяснить значение выражений: не знал куда девать свои руки и ноги (чувствовал себя неловко, неуклюже); на всю жизнь остаться ребенком (всегда быть по-детски непосредственным).

 

Ориентировочный план:

1. Мужчина пятидесяти лет.

2. Телосложение кузена.

3. За фигурой угадывался ученый.

4. Кузен Бенедикт казался родным всем.

5. Связывал всех своей неуклюжестью.

6. Казался представителем растительного мира.

7. Сходство с бесплодным деревом.

 

В африканском лесу

Стояла парка жара. С самого утра горизонтом основали облака. Надвигалась гроза с молниями и громом. К счастью, в лесу, хоть уже и не таком густом, было прохладно. Лес все редел. Время от времени высокие деревья расступались перед широкими лужайками, поросшими высокой, плотной травой. Кое-где в траве лежали исполинские стволы деревьев, сухие, окаменевшие - верный признак каменноугольных формаций, часто встречаются на Африканском континенте. На зеленом ковре рожевіли какие-то лозы, цвели красные орхидеи, синий и желтый имбирь, бледные лобелии. Над цветами роились тучи насекомых...

Перед нами каждый раз возникали обоснованные лианами деревья, словно мачты со спутанными такелажем. Изогнутые ветви кустов походили на дамасские сабли, утыканными длинными шпильками. Судьбы стелились зміюваті лианы пят - десять - шестьдесят футов длиной, которые кололись острыми колючками.

Прорубали дорогу топорами, и лианам не видно было конца: они росли везде, опутывали деревья от корневищ вплоть до верхушек, откуда свисали длинными гирляндами.

Животное царство этого края было не менее своеобразным, чем растительное. Под могучим зеленым шатром летали птицы, их была уйма. Здесь были большие стада цесарок и других куриных, которые не подпускают людей близко; был и тот птица, которого за его крик северные американцы прозвали «жалібною сплюшкою». Можно было подумать, что действительно попали в какую-то часть Нового Мира...

(196 слов)

Объяснить значение слов: такелаж (общее название всех снастей на судне); лобелия (род растений, среди которых некоторые - декоративные, а некоторые - лекарственные); формация (комплекс горных пород, совместное образование которых обусловлено соответствующими геологическими условиями); шатер (палатка из ткани, кожи, ветвей).

Подобрать синонимы к предложенным словам: парка (душно, душная, парная); своеобразный (самобытный, оригинальный).

Объяснить значение выражений: «траурная сплюшка» (на английском звучит [віппурвіл], именно так и звучит крик этой птицы); Новый Мир (южноамериканский континент, названный так Америго Віспуччі).

 

Ориентировочный план:

1. Парка жара.

2. Надвигалась гроза.

3. Лес редел.

4. Окаменелые стволы деревьев.

5. РаВНОцветные лозы и цветы.

6. Зміюваті лианы.

7. Животное царство.

8. Уйма птиц.

 

5. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

1. Читать роман до конца.

2. В «Дневнике литературных наблюдений» составлять план характеристики героев.

3. С целью подготовки к переводу ключевых эпизодов романа и беседы по его содержанию составить простой план основных событий «Вслед за автором».

4. Выписать в тетрадь интересные сведения по истории, биологии, физики и других отраслей знаний, почерпнутых из романа.