ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 42

Тема. Лирика вагантов

 

Цель: сформировать представление об особенностях лирики вагантов, ее тематику; продолжить работу над анализом художественного текста; развивать навыки устного монологического и диалогической речи; воспитывать качества внимательного читателя.

Оборудование: тексты стихотворений вагантов.

 

Вот самого монарха

К бездумной голы -

Люди мы, и оттого

Все достойны воли.

Из лирики вагантов

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Подготовленные ученики исполняют гимн студентов (можно послушать гимн в записи).

ГАУДЕАМУС - ГИМН СТУДЕНТОВ

Gaudeamus igitur,

Итак, будем веселится,

Iuvenes dum sumus!

Пока мьі молодая!

Post iucundam iuventutem,

После приятной юности,

Post molestam senectutem

После тягостной старости

Nos habebit humus.

Нас возьмет земля.

Udi sunt, gui ante nos

Где то, которьіе раньше

In mundo faere?

Нас жили в мире?

Vadite ad superos,

Подите на небо,

Transita ad inferos,

Перейдите в ад,

Ubs iam fuere.

Где они уже бьіли.

Vita nostra drevis est,

Жизнь наша коротка,

Brevi finietur.

Скоро она кончится.

Rapit nos atrositer,

Смерть приходит бьістро,

Venit mors velociter,

Уносит нас безжалостно,

Nemini parcttur.

Никому пощадьі не будет.

Vivat academia,

Да здравствует университет,

Vivant professores!

Да здравствуют профессора!

Vivat membrum gudlibet,

Да здравствует каждай студент,

Vivant membra guaelidet

Да здравствуют все студенты,

Semper sint in flore!

Да вечно они процветают!

Vivant ovnes uirgines,

Да здравствуют все девушки,

Faciles, formosae!

Изящньїе и красивьіе!

Vivant et mulieres,

Да здравствуют и женщиньї,

Tenerae, amabiles,

Нежньїе, достойньїе любви,

Bonae, laboriosae.

Добрьіе, трудолюбивьіе!

Vivat at respublica,

Да здравствует и государство,

Et gui illam regit!

И тот, кто им правит!

Vivat nostra civitas,

Да здравствует наш огород,

Maecenatum caritas,

Милость меценатов,

Quae nos hie protegit.

Нам покровительствующая!

Pereat tristitia,

Да исчезнет печаль,

Pereant dolores.

Да погибнут скорби наши,

Pereat diadolus,

Да погибнет дьявол,

Quivis antiburschicus

Все враги студентов

Atgue irrisores!

И смеющиеся над ними!

 

• К чему призывает автор песни? (Ценить время, веселиться, пока молоды, уважать профессоров, студентов, девушек...)

• А знаете ли вы, что эту песню было составлено больше, чем 8 веков назад? А об авторе, чье имя не сохранилось, можно уверенно сказать лишь одно - он был вагантом.

 

II. Изучение нового материала

1. Самостоятельная работа с учебным текстом

Задание: прочитать текст, начать составление грозди на тему «Лирика вагантов» (окончание - в конце урока).

Особое место в латинской литературе средних веков занимает поэзия вагантов (от лат. vаgаntes - «бродячие люди»), которая была распространена в Англии, Германии, Франции и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов приходится на ХІІ-ХІІІ ст., когда в странах Западной Европы наблюдался бурное развитие городов, начали возникать школы и университеты.

Лирика вагантов - поэзия свободомыслящая, озорная, далека от аскетических идеалов средневекового католицизма. В своих стихах ваганты воспевают простые радости земной жизни. их идеал - беззаботное веселье. Довольно часто в стихах поэтов звучат сатирические антиклерикальные ноты.

Нередко в лирике вагантов ощущаются отзывы античной, языческой поэзии, а также поэзии народной, особенно в песнях, которые восхваляют весну, любовь и застольные радости. Вполне понятно, что церковь с большой неприязнью относилась к вагантов.

Интересно, что из латинских застольных песен вагантов затем возникли многочисленные студенческие песни, например, «Gаudemaus иgиtur» и другие.

 

2. Запись составленного (частично) грозди на доске

 

3. Чтение и анализ стихотворений вагантов

1) «Орден вагантов»

Чтение поэзии

ОРДЕН ВАГАНТОВ

1. Когда спор послышится:

«Идите в мир безбрежный!»,-

То монахи собираются,

Клирик спешит,

И левит о Библии

Тут же забывает -

В орден все вливаются,

Что жизнь спасает.

 

2. Наш устав предписывает:

Взвесьте все старательно!

В жизни ведите себя

Только безупречно!

Вам не подобает разбираться

С клириком жадным,

Что ни с кем не делится,

Что с нутром плохим.

 

3. Милосердие любим

И добрая дорогу;

Обещаем каждому

Нашу помощь

Примем богатого

И человека убогую,

Ту, которую побожнії

Гонят от порога.

 

4. В ордене вагантському

Мы монаху совете,

Щедрому пресвітеру

И его відраді,

Учителям и клирикам,

Школьников общине,

А наиболее - студенту

В хорошем наряде.

 

5. Швабы, саксы, мейсенці,

Наши друзья славные,

Что к нам собрались

Из городов и глуши,

Постановления слушайте

Наши безупречные:

«Згиньте, люди скнаристі,

Скупарі жадные!»

 

6. Мы принимаем В орден

Честных и лукавых,

Сильных, полных силы,

Немощных, хромых,

Изнуренных старостью,

Молодых и резвых,

До Венеры жадных

И к ней вялых.

 

7. Миролюбивых, ласковых,

Буйных, інтриганських,

Из Швабии, из Италии

И из славянских стран,

И маленьких карликов,

И людей гигантских,

Тихих, скромных нравом

И напыщенно-барских.

 

8. Орден открывает нам

Истину единую:

Здесь мы счастье найдем

И радостный час

Нам милее в ордене

Есть буженину,

Чем ячменное варево

И сухую скорину.

 

9. Орден наш семьей

Справедливо зовут состояния:

Мы же всех принимаем -

Из любого состояния.

Еще раз провозгласим

Твердо, без обмана -

Всех у нас встречаем,

Как родню любимую!

 

10. Здесь нам запрещено

Прокидаться утром:

Всякая нечисть толпами

Бродит до рассвета

И лицемерные видива

Шлет нам без устанку -

Дурак пусть спрыгивает

С кровати до завтрака!

 

11. Здесь нам запрещено

Утреню служить -

Встав, лучше в тени

Завтрак потребить.

Вина мы вкушаем

И цыплят сытных,

Одного лишь страшно нам -

Не проиграть бы свиты!

 

12. Иметь две одежды

В ордене негоже:

Кто здесь одевается,

Словно некий вельможа,

Должен что-то проиграть нам -

Это подтвердит каждый.

Лишнего же избавиться

Игра всем поможет.

 

13. Кто желает идти к нам,

Пусть себе затямить:

Дорожишь рубашкой -

Жертвуй-ка штанами!

И не мечтай о сапоги,

Радуйся лаптями,

Потому что тебя отлучим,

Как не согласен с нами!

 

14. Пока не наелся всласть,

Не выходи из дома:

Умеет найскупішого

Бедный упрохати;

Может и мідячок не раз

Хороший прирост даты -

С ним игрок удачливый

Выигрывает дукаты.

 

15. Пусть не дуют в лицо нам

Грозные вітровії,

Слезами пусть не моется

Бедный в безнадежности

И о лучшей судьбинушке

Не теряет мечты,

Потому что, бывает, за бедой идут

Радостные события.

 

16. Всем, кого встретите,

Надо объяснить,

Почему грехи вы должны

Песней хулить:

«Чтобы нечестных порицать,

Честных похвалить,

Честно от козлов овец

Честных отделить».

(Перевод М. Борецкого)

Беседа

• Кого принимают в свой орден ваганты? Зачитайте цитату.

• Можно ли назвать этот орден демократическим? Почему?

• Назовите идеи стихотворения.

(¦ Антицерковная направленность;

¦ важности душевных качеств, а не конкретной веры;

¦ братское отношение к людям не на словах, а на деле;

¦ все люди имеют право на жизнь и помощь;

¦ нужно быть милосердным ко всем людям, независимо от их социального статуса.)

 

2) «Бедный студент»

- Так называется одно из стихотворений вагантов. А в современном языке существует также выражение «бедный студент», что означает низкий материальный уровень обеспеченности молодого человека, который учится и не работает.

Чтение стихотворения

БЕДНЫЙ СТУДЕНТ (ВАГАНТ)

1. Стану я духовного,

Злыдень вами,

Рожден Для страданий

Плентаюсь мирами.

 

2. Я до всех премудростей

Хотел причаститься,

Только нищета зловредные

Не дали довчитись.

 

3. Одежда подірявлений

На мне, недужім,

И в морозную погоду я

Аж дрожу от стужи.

 

4. Поэтому к церкви божьей

Не хожу по праву:

Или в лохмотьях вистоїш

До конца службу?

 

5. Вам, городские правители,

Шлю свои мольбы:

Не жалейте бедному

Крохи подаяния,

 

6. Немножечко вподібніться

Доброму святому -

Укройте одежкой

Бедного сером!

 

7. А за то, что соизволили

Нищего одеть,

Бог воздаст сторицей

На том свете!

Беседа

• Какую форму имеет эта поэзия? (Стихотворение написано в форме обращения к «власть имущих», от которых зависит судьба бедного студента-сироты.)

• Определите идею стихотворения. (Милосердие должно быть не показным, не на словах, а на деле.)

 

3) «Вон, книжки изнурительные...»

Чтение стихотворения

ВОН, КНИЖКИ ИЗНУРИТЕЛЬНЫЕ

1. Вон, книжки изнурительные!

Хватит нам учиться!

Юные нерозважливій

Подобает веселиться!

А знаний на склоне лет

Можно причаститься!

..........................................

..........................................

 

Припев:

Брось книги, потому что пролетит

Время, словно на крыльях.

Пусть же душу веселит

Молодость игривая!

 

2. Дни весны отлетающие,

Уже пахнуло хугою,

Наслаждения сгинули,

Повнимося тоской:

Сердце слабеет, кровь не играет,

Проходят радости;

Старость лютая нас пугает

И болезни старости.

Брось книги, потому что пролетит

Время, словно на крыльях.

Пусть же душу веселит

Молодость игривая!

 

3. К богам подобные мы!

Как боги, кохаймося!

До забав жадными

Быть не вагаймося!

Между девичьи хороводы,

Юноши, поторопитесь,

Чтобы не упустить случая,

Как случай представится!

Брось книги, потому что пролетит

Время, словно на крыльях.

Пусть же душу веселит

Молодость игривая!

 

4. В танце игривом

Девушка проміниться.

Даже привередливому

Здесь обольстительная встретится.

Вижу он: милая красавица

В танце извивается,

И душа моя от тела

Словно отрывается!

Брось книги, потому что пролетит

Время, словно на крыльях.

Пусть же душу веселит

Молодость игривая!

• К чему призывает молодежь автор поэзии?

Понятна ли вам такая позиция поэта? Почему?

• Сравните точки зрения авторов гимна «Gaudeamus» и «Прочь, книги изнурительные... »

(Возможно использование интерактивного приема «Займите позицию»: ученики по собственным убеждениям выбирают точку зрения.

1) Автора Гимна студентов;

2) автора стихотворения «Вон, книжки изнурительные...»;

3) не определился.

По очереди ученики высказывают аргументы в пользу собственной точки зрения.)

 

4. Окончания работы с гроном (в тетрадях и на доске)

 

III. Итог урока

1. Работа с эпиграфом

- Прочитайте эпиграф к уроку.

• Каким стихам, прочитанным сегодня, он соответствует больше всего? («Бедный студент», «Орден вагантов»)

• О каких особенностях философии вагантов свидетельствуют эти строки? (Демократичность, милосердие, гуманизм)

 

2. Составление схемы

Лирика вагантов по мотивам подобна народной песни, анакреонтичної поэзии.

 

image68

 

IV. Домашнее задание

Написать отзыв на поэзию вагантов

Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о «Песню о Роланде» (ученику-литературоведу) и об исторических событиях, ставших основой этого произведения (ученику-историку).