ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 41

Тема. Поэзия Бертрана де Борна (1140-1215 гг.)

 

Цель: углубить знания о творчестве провансальских трубадуров; ознакомить с поэзией Бертрана де Борна, продолжив работу над выразительным чтением поэтического произведения; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать стремление выражать собственное мнение.

Оборудование: тексты поэзии Бертрана де Борна, кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Разгадывание кроссворда

 

 

1. Песня политической или общественной тематики, содержащий выступления поэта против его врагов. (Сирвента)

2. Средневековые поэты в Германии. (Миннезингеры)

3. Средневековые поэты северной Франции. (Трувери)

4. Литература, в значительной мере повлияла на творчество провансальских трубадуров. (Арабский)

5. Лирический жанр средневековой поэзии трубадуров с изысканной и сложной построением строфы, что воспевал рыцарская любовь. (Канцона)

6. Один из самых известных поэтов-трубадуров. (Рюдель)

7. Лирический жанр, изображающая встречу рыцаря с пастушкой и их спор. (Пасторела)

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Великий поэт, живший на рубеже Средневековья и Возрождения, Данте Аліґ'єрі, в своей «Божественной комедии» описал Ад, Чистилище и Рай. Среди многих грешников в Аду принимал мучения... кто бы вы думали? Поэт-трубадур, Бертран де Борн. За что же, по мнению Данте, поэт и рыцарь должен был оказаться в Аду? Попробуем выяснить это сегодня на уроке.

 

III. Изучение нового материала

1. Выступление ученика с сообщением о жизни Бертрана де Борна

Бертран де Борн (1140-1215 гг.) - сеньор, прославившийся своими сирвентами. Ведущий мотив песен поэта - любовь к войне, к которой он постоянно призывает королей и баронов. Войны, в рыцарском понимании, и является истинной «любовью» Бертрана. Но если война неизбежна, то она должна быть «честной игрой», и тогда настоящий мужчина обретает настоящую радость в битве. Поэзии Бертрана де Борна написаны с юмором и иронией.

 

2. Чтение сирвенти Бертрана де Борна

СИРВЕНТА

Люблю майский светлый

И нежные цветы весенние,

Люблю, когда очаровывают нас

Птичьи радостные песни,

И радуюсь я красотой

Обильных палаток и шатров,

Разбросанных среди лугов,

Где лозунги ждут к бою

Ряды прославленных полков,

И всадников и скакунов.

 

Люблю я видит, как погнал

Толпу вооруженный отряд,

Как мчатся стада среди трав,

А войско несется вдогонку.

И видно над рекой,

Как замок между горных холмов

Осажденный со всех сторон

И темной каймой

Шеренги мерцают бойцов,

Что выглядят между рвов.

 

К сердцу рыцарь тот мне,

Что, первым бросившись в бой,

Летит бесстрашно на коне,

Зажигает весь свой отряд

Отвагой пьянкой.

Вот бешеный бой закипел,

И мчится боец среди полей,

Рискує головой,-

Состав поэтому свой лучший пение,

Кто идет вперед на врагов!

 

Трещат шлемы и щиты

От палок и мечей звонких.

Редеют ряды воинов,

Не стримать боевых лошадей

Уздечкою тоской.

Кто честь свою не поганьбив,

Тот полон во время боев

Заботой другом -

Чтобы можно стинать голов.

Храбрых вдохновляет гнев!

 

Это дорогое жизнь мне,

И не люблю я пить и спать.

Люблю гук труб на войне

И ржание лошадей пізнавать

С новой атакой;

Меня опьяняет блеск мечей,

Как враги из-за сокровищ

Воюют между собой,

Приятно видит между мертвецов

Куски рваных флагов.

 

Бароны! Жить войной

Нам лучше, чем на склоне дней

Заведением поселков и полей.

 

Мой Папіоль, с тобой

Я передам без лишних слов,

Чтобы Так-и-ни в бой нас вел.

(Перевод М. Терещенко)

• Что любит лирический герой этой поэзии? Найдите цитаты. (Люблю... радуюсь... к сердцу... меня опьяняет... приятно видит... Лирический герой - воин, и более всего он любит воевать.)

• Почему начало стихотворения (люблю майский светлый...) и его продолжение удивляют читателя? (Начало стихотворения является характерным для любовных стихов, а не для воинственной сирвенти. Использование подобного запева свидетельствует о том, что для Бертрана битва - то же самое, что для других - любовь.)

• В каких строках высказывается идея поэзии?

(«Бароны! Жить войной

Нам лучше, чем на склоне дней

Заведением поселков и полей».)

• Докажите, что прочитанный стих - сирвента.

 

IV. Итоги урока

• Как вы думаете, за какие грехи Бертран де Борн «попал» в Ад в произведении Данте? (Бертран де Борн отличался воинственным характером, призвал феодалов к битвам и междоусобиц. По легенде, он сыграл решающую роль в политических событиях своего времени и был причастен к кровавой междоусобицы, продолжалась во французских владениях английской королевской семьи Плантагенетов.)

• Составьте гроно на тему «Поэзия трубадуров».

Например

 

 

V. Домашнее задание

Сравните разные переводы сирвенти Б. де Борна.

Индивидуальное задание. Подготовить исполнение «Гимна студентов» (можно 1 куплет).