ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 43

Тема. «Песня о Роланде» - французский героический эпос. Историческая правда и вымысел в поэме

 

Цель: выяснить, какие ассоциации связаны с образом рыцаря; сформировать представление о французский героический эпос; начать чтение произведения; развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения; воспитывать смелость, преданность; сообщить о историческую основу «Песни о Роланде», особенности переработки исторического факта в поэме.

Оборудование: тексты «Песни о Роланде» (сокр.); картина «Гибель Роланда», изображение средневекового рыцаря.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. «Отгадайте слово»

1) image69

В переводе с латыни - «бродячие люди». (Ваганты)

2) image70

Современный гимн студентов. («Гаудеамус»)

3) image71

Язык, на котором создавалась поэзия вагантов. (Латина)

 

2. Проверка домашнего задания

Отклик на поэзию вагантов.

 

II. Мотивация учебной деятельности

На доске - изображение средневекового рыцаря в доспехах. Беседа

• Какие части доспехов рыцаря вам известны? (Шлем, забрало, меч, щит... )

• Почему рыцарь должен был выглядеть именно так? (Чтобы защитить себя во время военных действий)

• Удобно было рыцарю в таких доспехах? (Они были очень тяжелыми, следовательно, рыцарь должен быть сильным и выносливым.)

• От чего, кроме качеств самого рыцаря, зависел его успех в военных действиях? (От надежной оружия, сильного, послушного коня)

«Мозговой штурм»

- Какие качества характера должны определять настоящего рыцаря?

(Смелость, отвага, доблесть, преданность своему сюзерену, Прекрасной Даме, способность на самопожертвование...)

Названия рис можно записать вокруг изображения рыцаря.

- Сегодня на уроке речь пойдет о настоящих рыцарей, достойных уважения воинов.

 

image72

 

Рыцарь. Музей Ди Кастело в Милане

 

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Представление о рыцарскую доблесть и этикет получили свое отражение в героическом эпосе Средневековья, расцвет которого приходится на XII-XIII вв. Больше всего эпических поэм было создано во Франции. Долгое время они существовали в устной форме. Эти поэмы назывались жестами (от франц. «сhаn-sons dе geste», что значит «песни о деяниях» или «песни о подвигах») и исполнялись бродячими музыкантами-жонглерами под аккомпанемент музыкальных инструментов наподобие маленьких арф или скрипок. их можно было услышать на ярмарках возле городских стен, в монастырях, в замках и даже в королевских покоях.

 

2. Выступление ученика-литературоведа и ученика-историка

«Песня о Роланде» - самая древняя и самая знаменитая достопримечательность французского эпоса.

Она стала известной в 1837 году, после опубликования рукописи Оксфордского, что датировался 1770 годом. Время возникновения поэмы точно не установлен (предположительно XI в.), автор произведения неизвестен.

Ученик-историк. В основу «Песни о Роланде» положены реальные исторические события. Речь идет о далекие события 778 года, когда Карл Великий вмешался в распри мусульманской Испании. Завоевав несколько городов, Карл осадил Сарагосу, однако через несколько недель вынужден был снять осаду и вернуться за Пиренеи в результате осложнений в собственной империи.

Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард Карла и перебили франков, отступали. Среди других, по свидетельству Егінхара - историографа Карла Великого, в этом бою погиб «Хруотланд, маркграф Бретани», племянник короля.

Нападавшие убежали. Наказать их не удалось.

Ученик-литературовед. Этот исторический факт обрастал рассказам участников-очевидцев, которые потом стали материалом для создания эпических песен. Потом эти песни были объединены и обработаны одним талантливым автором. Возможно, это был образованный монах по имени Турольд: последние строки поэмы - «Потому что песни уже Турольдовій конец».

«Песня о Роланде» - это художественное произведение, поэтому исторические события, изображенные в нем, переосмыслены в связи с замыслом автора. Например, эпизодический подход Карла в Испанию превращается в семилетнюю войну с «неверными» (мусульманами), в которой Карл завоевывает почти всю Испанию, кроме Сарагосы. В Сарагосе правит противник Карла - вымышленный царь Марсілій. Убивают реального Роланда баски-христиане, а не мавры.

Такие изменения объясняются особенностью тематики средневекового героического эпоса: изображение борьбы против иностранцев и иноверцев за родину и христианскую веру.

На украинском языке «Песню о Роланде» перевел Василий Щурат (1918 г.). В настоящее время это единственный перевод произведения на украинском языке.

 

image73

 

Гибель Роланда

 

3. Чтение «Песни о роланде»

Комментарий учителя

Поэма написана десятискладовим стихом и распределяется на строфы раВНОго размера, которые называются тирадами. Тирады пронумерованы.

И-LХVИ тирады (сокращенный текст).

- Какой совет дает царю Марсілію его подвергнут Бланкандрін? (Пообещать Карлу, что он со своим войском сам пойдет за ним во Францию, чтобы принять христианство; послать ему подарков; дать заложников - детей знатных семейств.)

Ваша мысль.

• Как вы относитесь к такому предложению героя?

• Чем можно объяснить такую идею?

• Почему Карл не отпускает ни Роланда, ни Оливера до Сарагосы? (Король понимает, что прием будет не из лучших, и не хочет рисковать жизнью молодых воинов.)

• Почему Ганелон не допускает участия в посольстве Роланда вместо себя? (Хоть Ганелонові очень не хочется ехать к Марсілія, однако он как рыцарь не может отказаться от выбора короля, что, впрочем, не мешает ему угрожать пасынку.)

• Как Ганелон решил отомстить Роланду? (Ганелон подсказывает Марсілію, как нужно поступить с противником, и направляет военные действия сарацин именно против Роланда и его отряда.)

 

IV. Итоги урока

«Продолжите предложение»

1. «Настоящий рыцарь всегда...»

2. «Настоящий рыцарь никогда...»

3. «Реальный исторический факт, положенный в основу “Песни о Роланде” - это...»

4. «Несоответствие содержания поэмы историческим фактам заключается в...»

 

V. Домашнее задание

Дочитать «Песню о Роланде».