ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 43

 

Тема. Дополнительное чтение. Образ Мазепы в произведениях мировой литературы

Цель: познакомиться с образом Ивана Мазепы в произведениях мировой литературы и искусства; активировать читательский интерес учащихся; формировать умение презентовать результаты своей работы.

Оборудование: портреты И. Мазепы, кроссворд «Квадраты Вена».

Тип урока: дополнительное чтение.

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

Разгадывание кроссворда на тему «Мазепа»

 

1. Название села, в котором родился Иван Мазепа. (Мазепинцы)

2. Французский писатель, который описал романтическую историю любви Мазепы. (Вольтер)

3. Страна, в которой происходили события, описанные Вольтером и Байроном. (Польша)

4. Имя жены графа - воеводы, в которую якобы был влюблен Мазепа. (Тереза)

5. Имя короля, при дворе которого служил молодой Мазепа. (Казимир)

6. Название села, в котором умер Мазепа. (Варница)

7. Имя короля, которому в произведении Байрона Мазепа рассказал об истории своей любви. (Карл)

Ключевое слово: название города, возле которого войско шведского короля потерпело поражение. (Полтава)

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Гетман Иван Мазепа является наиболее известным в Европе и Америке представителем Украины. Ему посвящено 186 гравюр, 42 картины, 22 музыкальных произведения, 17 литературных произведений, шесть скульптур. Среди наиболее известных произведений - гравюры И. Мигуры, И. Щирського, Д. Галяховського, Л. Тарасевича, М. Бернінгротга; портреты неизвестных художников XVII - начала XVIII ст., что хранятся в музеях Украины; полотна историко-легендарного содержания известных художников А. Деверія, Ю. Коссака, Л. Булянже, Г. Верне, Т. Жерико, Э. Делакруа, Есть. Харпентера, М. Геримського; поэтические и прозаические произведения Дж. Байрона, В. Гюго, Ю. Словацкого, А. Пушкина, Ф. Булгарина, Г. Асакі; музыкальные инструментальные и оперные

произведения П. Сокальского, К. Педротті, Ш. Пурні, Дж. В. Хинтона, Ф. Педреля, П. Чайковского, М. Гранваля, Ф. Листа, Же. Матиаса, А. Титова, С. Рахманинова. Как видим, имя Мазепы было и остается весьма популярным. Конечно, мы не можем на одном уроке познакомиться со всеми произведениями искусства, посвященными этой легендарной человеку, но с некоторыми познакомимся.

 

III. Работа над темой урока

 

8. Сообщения учеников, которые прорабатывали поэму В. Гюго «Мазепа»

5 - Под непосредственным влиянием поэмы Байрона «Мазепа» в 1829 году появилась одноименная поэма Виктора Гюго из сборника «Ориентации»'. Большинство строф ее первого раздела имеют соответствия в поэме Байрона, они інспірувалися ее образами и картинами, близкими или тождественными по фабульним содержанием. И несмотря на это поэмы Байрона и Гюго являются произведениями раВНОго содержания и стиля. В поэме Гюго не остается и следа от лирического драматизма Байрона, сюжет переводится в живописный план и объективироваться. Если у английского поэта герой ведет рассказ от первого лица, что придает поэме характера лирической исповеди, то у Гюго рассказ ведется в імперсональному епіко - описательном ключе, а герой превращается в постоянный компонент ряда живописных кадров. Словом, в поэме Гюго «Мазепа» преобладает живописный элемент, который вытесняет лирический. В поэме доминирует стихия красок и света, пластических образов и форм. Локальные признаки украинского ландшафта и «следы истории», которые встречаются у Байрона, в ней исчезают. О том, насколько примерно представлял поэт украинский колорит, свидетельствует появление в нем песчаной пустыни с барханами, «похожими на полосатое покрывало».

Нечто подобное происходит в поэме Гюго и с образом Мазепы, который окончательно теряет черты конкретного исторического деятеля и міфологізується. Правда, в последних строфах первой главы говорится о том, что «этот живой труп одного дня станет повелителем племен», что «его дикая величие родится из его мучений» и «вознаградит себя, засевая поле мертвые без погребения», но это говорится на уровне обобщения, присущего мифопоетичном герою. В целом можно утверждать, что у Гюго происходит преобразование образа исторического деятеля в міфопоетичний символ.

 

5 Сообщения учеников, которые прорабатывали поэму А. Пушкина «Полтава»

Пушкинская «Полтава» тоже связана с поэмой Байрона «Мазепа», но эта связь специфическая. Собственно, она является полемикой с Байроном и Рылеевым, с которыми ее автор резко разошелся в трактовке фигуры Мазепы. В своей поэме Байрон вполне благосклонно относится к гетману, более того, его образ поетизується и героїзується, что совершенно неприемлемо для Пушкина. Откровенно стремясь «развенчать» Мазепу, он прибегает в своей поэме в черных красок и резких обвинений. Мятежный гетман предстает в его поэме как воплощение всех возможных пороков (их поэтический каталог подается уже в начале), как настоящее «исчадие ада», что не имеет в себе ничего человеческого. Образы Петра i И Мазепы размещаются в Пушкина на полюсах мифической вертикали и наделяются Противоположным векторністю. Образ Петра i - это напівбожество, на которое не падает ни одна тень. Совсем другая мифологическая парадигма образа Мазепы, который связывается с миром зла и мрака и приобретает смысл выходца из потустороннего мира. Пушкин наделяет его демоническими чертами: у него нет доверительных взаимоотношений с людьми, он одинок, постоянно лелеет коварные планы и повсюду сеет зло. Даже природа его не принимает и осуждает. Словом, образ Мазепы создавался Пушкиным по неписаному закону политической мифологии, еще одной обязательной составляющей которой является репрезентация оппозиционной стороны как воплощение завершенного зла, разрушающего и исторически бесперспективного. Все это доказывает неуместность проведения параллелей между образами Мазепы у Байрона и Пушкина.

Учитель. Среди россиян XIX ст., когда политика требовала изображать Мазепу врагом государства, противоположный его образ создал Кондратий Рылеев. Мазепа Рылеева является лицом благородной и трагической: на измену Петру i, которого высоко ценил, и на огромный риск, связанный с начатой игрой, он решился ради блага своего народа. В противоположность литературе, русское искусство, насколько удалось выяснить, не поднимало тему Мазепы. Единственные исключения - то гравюры, представляющие фантастические портреты гетмана.

 

3. Сообщения учеников, которые прорабатывали произведение В. Сосюры «Мазепа»

- Длительное время, начиная с 1929 года по 1960 год, В. Сосюра работал над произведением «Мазепа». Возвращая из забвения презренного царизмом гетмана, поэт ведет речь о борьбе за свободу и счастье народа:

 

Я сердцем хочу показать

страшную трагедию Мазепы

и в ней, в то время страшный несогласия,

страшную трагедию народа...

...Любил Украину он душой

и предателем не был для нее...

Он сердцем боль народа слышал,

что в даль смотрел сквозь штыки...

 

Получив клеймо «запрещенного произведения», поэма вместе с основательным литературоведческим анализом лишь в 1988 году была опубликована в журнале «Киев». Этот большой, задумчивый в эпических измерениях произведение еще раз подтвердил лирический талант. Сосюры, для которого переживания событий было всегда ближе их осмысления. Поэму «Мазепа» В. Сосюра писал тогда, когда его безумно травили за стихотворение «Любите Украину!». Публично поэту приходилось «каяться» и печатать такие стихи, что вскоре составили сборник «Мир».

Владимир Сосюра, в отличие от своих предшественников, по-своему трактует фигуру Мазепы. Не идеализируя его как неординарную личность, поэт творит, прежде всего, художественный образ, а не политический портрет гетмана. Он пытается раскрыть психологию личности Мазепы и через его образ преподнести идею государственности Украины, ее независимости. Поэтому искренность и гражданская мужество в разговоре с читателем о самые сложные периоды в истории Украины являются главными признаками поэмы «Мазепа».

Автор рассказывает о причинах трагедии Мазепы:

 

Потому что не пошел за ним народ

Путем и радости и надежды.

Не понял его мечты...

 

И Мазепа не обвиняет своих соотечественников, потому что «ошибается и народ, когда нет еще государства» - так объясняет сам поэт ошибки украинцев. И в этом сам Мазепа видит не только личную, но и национальную трагедию:

 

Разве народу не любил я!

Себе на горе и безбашенность

Не понял меня народ.

 

Мазепа до последней минуты жизни остается верен своей любви к народу и Украины, имя которой было последним словом на устах в минуту смерти: «Прощай Украина, прощай!».

Идея трагедии пронизывает все произведение Сосюры; чтобы усилить ее, автор прибегает к описанию сна Мазепы, когда тот видит себя маленьким мальчиком и слушает рассказ учительницы - монахини об Украине. Мне кажется, что именно в этом сне Сосюра выразительно раскрыл внутренний мир Мазепы: «Я Украины не забуду, она для меня как заря!». И уже далее раздается его жизненное кредо:

 

Мы возьмем врага в клинки

И на костях его проклятых

Вновь зацветет Украина - мать!

 

Все время звучит в поэме страстное признание Мазепы в любви к своей Украине, к своим соотечественникам. Но они «...его бросили в беде», не поняли его намерений. Сосюра достаточно принципиально подходит к оценке этой трагедии: он доказывает, что трагедию народа Украины в некоторой степени вызвал сам гетман, который не нашел правильного пути для достижения своей цели, не понял до конца, что царской «стали» нужно противопоставить еще более мощную силу - «гнев, народный гнев!». Поэт отмечает, что именно «народ скажет последнее слово». Основную мысль поэмы В. Сосюра выразил так:

Пусть о Мазепе пение мой несется,

Хоть он был господин, сердце имел.

За суверенность Украины

Боролся он и в этом был прав.

 

4. Сообщения учеников, которые прорабатывали произведение Ю. Словацкого «Мазепа»

- Юлиуш Словацкий создал две драмы, в основе которых история Мазепы: первую - в 1834 году, которую сам потом уничтожил, а вторую - в 1839 году, и то было единственное произведение поэта, поставленный по его жизни на сцене. Драма Ю. Словацкого «Мазепа» основана на исторических реалиях. Его герой, благородный, хоть несколько опрометчивый, был втянут в мрачную драму, в которой движущими силами являются трусость короля, преступная любовь Збигнева и слепая ненависть воеводы. Честь не позволяет Мазепе, который не был сам влюблен, а стал свидетелем любви, раскрыть все обстоятельства «запретной любви», что подвергает его жестокую месть магната. В кульминационной сцене его по распоряжению ревнивого воеводы по-муровують заживо в глухой комнате, но и перед лицом ужасной смерти он не выдает тайны несчастных влюбленных, которым искренне сочувствует. В последний момент его по приказу короля розмуровують и полумертвого выносят из могилы, чем завершается его испытания смертью.

Но на героя ждет еще одно тяжелое испытание - скачка связанным на диком коне по степям Украины, которая в метафорическом смысле является его Голгофой. С сюжетно-композиционной точки зрения эта сцена кажется лишней, повтором, даже такой, что нарушает жанровые основы драмы. Но она необходима автору для окончательного изображения мифичности Мазепы.

 

IV. Рефлексия

 

1. «Квадраты Вена». Образ Мазепы в произведениях художников мира литературы

Методический комментарий

«Квадраты Вена» - стратегия, производной которой является «Круги Вена». Она рассчитана на сравнение трех и более элементов.

 

 

2. «Микрофон»

Завершите предложение: «Сегодня на уроке я научился/ задумался/ понял/ почувствовал, что ...».

 

V. Домашнее задание

 

Повторить изученное по теме «Жизнь и творчество Байрона».