ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОК № 44

Тема. М. О. Некрасов. Поэзии «В шесть вчера завернул...», «Размышления у парадного подъезда»

 

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание лирики Некрасова; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений, высказывание своих суждений о них и их обоснование; воспитывать активную гражданскую позицию, лучшие человеческие качества, любовь к поэзии.

Оснащение: портрет поэта, издания его произведений, иллюстрации к ним, к эпохе Некрасова (Петербург).

Тип урока: изучение нового учебного материала (урок-наблюдение).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Лейтмотивом всего творчества Николая Некрасова могут стать его собственные слова: «Я лиру посвятил народу своему...» И действительно, в произведениях поэта мы находим различные темы и проблемы, но больше всего его интересует народ, борьба против зла и насилия, за улучшение жизни трудящихся. Сегодня мы окунемся в мир некрасовской поэзии, чтобы почувствовать и дух эпохи, и жар сердца самого автора.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Работа в парах

Учитель. Расскажите друг другу о жизни и творчестве Некрасова, задайте вопрос, уточните сведения, полученные самостоятельно.

 

2. Рассказ одного ученика (или нескольких) о М. Некрасова

Учитель. Заполните схему сведениями о основные объекты изображения в произведениях известных русских писателей.

 

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Тема поэта и поэзии всегда была актуальной для Некрасова. В ранней сборке (поэзия «Тот не поэт») Некрасов, писатель-начинающий, четко выразил мнение относительно того, о чем он должен писать, кто имеет право носить высокое звание поэта:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто не продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

Подобные мысли будут звучать и в стихах Некрасова «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Элегия» и др. Особенно эмоционально наснажена, пронизана общественными, патриотическими чувствами поэзия «Поэт и гражданин»:

Любой гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви.

И далее:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

А эти слова стали крылатыми:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Подробно мы рассмотрим стихотворение «В шесть вчера завернул...», в котором освещается другой аспект темы поэта и поэзии.

 

2. Выразительное чтение стихотворения

Вчера в шесть утра на Сенной

Зашел я напоследок;

Там били девушку одну,

Еще молодую крестьянку.

 

Из груди ни звука, ни вздохов.

Лишь бич по телу свищет.

И музе я сказал: «Посмотри!

Сестра твоя ближайшая».

Перевод М. Терещенко

 

3. Словарная работа за вопросами учеников

Сенная - улица в Петербурге, где много заведений торговли, кабаков; грязная, с подозрительным людом.

Муза - богиня творчества, вдохновения.

 

4. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

5. Эвристическая беседа

¦ От чьего имени ведется повествование? (От первого лица лирического героя - автора)

¦ О чем свидетельствует факт избиения кнутом женщины? (О жестокости; бесправие крестьян, беззащитность в большом городе)

¦ Как вы считаете, что произошло? За что ее били? (Видимо, за небольшую вину, иначе отвели бы в полицию)

¦ Почему женщина молчала? (Была терпеливой, гордой; видимо, чувствовала себя виноватой; считала, что это является допустимым)

¦ Почему «бич свистал, играя»? (Наверное, биение приносило удовольствие тем, кто наказывал крестьянку.)

¦ Почему сделан такой вывод в конце стихотворения? (Поэтов часто наказывают за смелое, правдивое слово, причем очень строго.)

¦ Чем поражает стихотворение? (Лаконизмом, точностью деталей и точностью аллегорического сравнения-вывода)

¦ Много художественных средств в стихотворении и как это отразилось на его художественности? (Совсем мало: инверсия «крестьянку молодую», «сестра твоя родная», неполное предложение, диалог, сочетание реальных и условных, символических персонажей; высокая художественность достигается благодаря этим средствам и лаконизма и неожиданности такому выводу)

 

6. Слово учителя

Несмотря на высокое представление о борце за народное счастье, о назначении поэта и поэзии, Некрасов был очень требовательным к себе как человека, гражданина и писателя. Поэтому он страстным, сильным словом выступил в защиту народа, который не знает собственной силы, как тот спящий богатырь; покорно несет бремя непосильного труда, нужды и бесправия. Вопрос именно такого содержания Некрасов нарушает в хрестоматийном стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

 

7. Выразительное чтение стихотворения

 

8. Словарная работа за вопросами учеников

 

9. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

10. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера

¦ Как вы считаете, чей парадный подъезд описано? (Знатного чиновника, богатого вельможи)

¦ Как автор называет того, кто приезжает в праздники, чтобы засвидетельствовать свое почтение хозяину? («Одержимый холопским недугом»)

¦ Какие необычные просители пришли к подъезду? (Крестьяне из дальних губерний)

¦ Что об этом свидетельствует? (Бедный одежда, растертые до крови ноги, робкий и покорный вид)

¦ Почему швейцар не пустил даже за взятку? (Мало денег, вид нищенский)

¦ Как реагируют на это путешественники-просители? (Покорно отходят, положившись на Божью волю; затем, возможно, пропьют от горя деньги)

¦ Как меняется тональность стиха, когда речь идет о вельможу, который ведет роскошную жизнь и которого совершенно не волнуют страдания народа? (Делается гневным, обличающей, автор обращается непосредственно к этому герою)

¦ К кому дальше с болью и сочувствием обращается автор? (К родной земле, народу)

¦ Удостоверяющий большое уважение поэта к народу, понимание его роли? (Слова «сеятель твой и хранитель»)

¦ О чем свидетельствует концовка произведения? Какой ее характер? (Автор ставит вопрос, который косвенно призывает народ «пробудиться», почувствовать собственную силу и начать отстаивать свое право на человеческое существование)

¦ Разделите стихотворение на содержательно-интонационные части и составьте план.

Ожидании ответа

1) Посетители парадного подъезда в праздники и будни.

2) Крестьян не допускают к высоко-чиновника.

3) Жизнь обладателя роскошных палат.

4) Страдание и стон русского мужика.

5) Когда произойдет духовное пробуждение народа?

¦ Найдите в стихотворении пейзаж и определите его роль.

(Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Волосами его золотя,-

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны...

Пейзаж является контрастом к изображаемых (и домальованих воображением читателя) картин народной жизни.)

Какой художественный прием использован автором в этих строках?

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи.

(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

(Иронию)

¦ Строки стихотворения стали крылатыми (иногда уже с другим значением)? («Этот стон у нас песней зовется...»)

¦ Какие образы-символы встречаются в произведении? (Река Волга - символ России)

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Учитель. Найдите синонимы к словам из стихотворения М. Некрасова.

Примечание. Второй столбик таблицы учащиеся заполняют самостоятельно.

 

Слова из стихотворения М. Некрасова

Современные синонимы

Холопский недуг

Подхалимство

котомка

сумка, торба

лапте

обувь

армячишка

верхняя одежда

чернь

простой народ

пилигримы

путешественник

кошлы

кошельки

щелкопер

журналисты, писатели

аркадская идиллия

рай

бурлаки

рабочие на тяжелой работе

 

VII. Домашнее задание

Уметь выразительно читать, анализировать стихотворения Некрасова, выписать из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» не названы на уроке примеры художественных средств, объяснить их роль.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Меня поразила поэзия...

Некрасов открылся для меня как...

• Теперь мне понятно, почему...