II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 44
Тема. М. О. Некрасов. Поэзии «В шесть вчера завернул...», «Размышления у парадного подъезда»
Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание лирики Некрасова; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений, высказывание своих суждений о них и их обоснование; воспитывать активную гражданскую позицию, лучшие человеческие качества, любовь к поэзии.
Оснащение: портрет поэта, издания его произведений, иллюстрации к ним, к эпохе Некрасова (Петербург).
Тип урока: изучение нового учебного материала (урок-наблюдение).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Лейтмотивом всего творчества Николая Некрасова могут стать его собственные слова: «Я лиру посвятил народу своему...» И действительно, в произведениях поэта мы находим различные темы и проблемы, но больше всего его интересует народ, борьба против зла и насилия, за улучшение жизни трудящихся. Сегодня мы окунемся в мир некрасовской поэзии, чтобы почувствовать и дух эпохи, и жар сердца самого автора.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах
Учитель. Расскажите друг другу о жизни и творчестве Некрасова, задайте вопрос, уточните сведения, полученные самостоятельно.
2. Рассказ одного ученика (или нескольких) о М. Некрасова
Учитель. Заполните схему сведениями о основные объекты изображения в произведениях известных русских писателей.
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя
Тема поэта и поэзии всегда была актуальной для Некрасова. В ранней сборке (поэзия «Тот не поэт») Некрасов, писатель-начинающий, четко выразил мнение относительно того, о чем он должен писать, кто имеет право носить высокое звание поэта:
Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто не продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!
Подобные мысли будут звучать и в стихах Некрасова «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Элегия» и др. Особенно эмоционально наснажена, пронизана общественными, патриотическими чувствами поэзия «Поэт и гражданин»:
Любой гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви.
И далее:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
А эти слова стали крылатыми:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Подробно мы рассмотрим стихотворение «В шесть вчера завернул...», в котором освещается другой аспект темы поэта и поэзии.
2. Выразительное чтение стихотворения
Вчера в шесть утра на Сенной
Зашел я напоследок;
Там били девушку одну,
Еще молодую крестьянку.
Из груди ни звука, ни вздохов.
Лишь бич по телу свищет.
И музе я сказал: «Посмотри!
Сестра твоя ближайшая».
Перевод М. Терещенко
3. Словарная работа за вопросами учеников
Сенная - улица в Петербурге, где много заведений торговли, кабаков; грязная, с подозрительным людом.
Муза - богиня творчества, вдохновения.
4. Обмен впечатлениями от прочитанного
5. Эвристическая беседа
¦ От чьего имени ведется повествование? (От первого лица лирического героя - автора)
¦ О чем свидетельствует факт избиения кнутом женщины? (О жестокости; бесправие крестьян, беззащитность в большом городе)
¦ Как вы считаете, что произошло? За что ее били? (Видимо, за небольшую вину, иначе отвели бы в полицию)
¦ Почему женщина молчала? (Была терпеливой, гордой; видимо, чувствовала себя виноватой; считала, что это является допустимым)
¦ Почему «бич свистал, играя»? (Наверное, биение приносило удовольствие тем, кто наказывал крестьянку.)
¦ Почему сделан такой вывод в конце стихотворения? (Поэтов часто наказывают за смелое, правдивое слово, причем очень строго.)
¦ Чем поражает стихотворение? (Лаконизмом, точностью деталей и точностью аллегорического сравнения-вывода)
¦ Много художественных средств в стихотворении и как это отразилось на его художественности? (Совсем мало: инверсия «крестьянку молодую», «сестра твоя родная», неполное предложение, диалог, сочетание реальных и условных, символических персонажей; высокая художественность достигается благодаря этим средствам и лаконизма и неожиданности такому выводу)
6. Слово учителя
Несмотря на высокое представление о борце за народное счастье, о назначении поэта и поэзии, Некрасов был очень требовательным к себе как человека, гражданина и писателя. Поэтому он страстным, сильным словом выступил в защиту народа, который не знает собственной силы, как тот спящий богатырь; покорно несет бремя непосильного труда, нужды и бесправия. Вопрос именно такого содержания Некрасов нарушает в хрестоматийном стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
7. Выразительное чтение стихотворения
8. Словарная работа за вопросами учеников
9. Обмен впечатлениями от прочитанного
10. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера
¦ Как вы считаете, чей парадный подъезд описано? (Знатного чиновника, богатого вельможи)
¦ Как автор называет того, кто приезжает в праздники, чтобы засвидетельствовать свое почтение хозяину? («Одержимый холопским недугом»)
¦ Какие необычные просители пришли к подъезду? (Крестьяне из дальних губерний)
¦ Что об этом свидетельствует? (Бедный одежда, растертые до крови ноги, робкий и покорный вид)
¦ Почему швейцар не пустил даже за взятку? (Мало денег, вид нищенский)
¦ Как реагируют на это путешественники-просители? (Покорно отходят, положившись на Божью волю; затем, возможно, пропьют от горя деньги)
¦ Как меняется тональность стиха, когда речь идет о вельможу, который ведет роскошную жизнь и которого совершенно не волнуют страдания народа? (Делается гневным, обличающей, автор обращается непосредственно к этому герою)
¦ К кому дальше с болью и сочувствием обращается автор? (К родной земле, народу)
¦ Удостоверяющий большое уважение поэта к народу, понимание его роли? (Слова «сеятель твой и хранитель»)
¦ О чем свидетельствует концовка произведения? Какой ее характер? (Автор ставит вопрос, который косвенно призывает народ «пробудиться», почувствовать собственную силу и начать отстаивать свое право на человеческое существование)
¦ Разделите стихотворение на содержательно-интонационные части и составьте план.
Ожидании ответа
1) Посетители парадного подъезда в праздники и будни.
2) Крестьян не допускают к высоко-чиновника.
3) Жизнь обладателя роскошных палат.
4) Страдание и стон русского мужика.
5) Когда произойдет духовное пробуждение народа?
¦ Найдите в стихотворении пейзаж и определите его роль.
(Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Волосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны...
Пейзаж является контрастом к изображаемых (и домальованих воображением читателя) картин народной жизни.)
Какой художественный прием использован автором в этих строках?
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи.
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...
(Иронию)
¦ Строки стихотворения стали крылатыми (иногда уже с другим значением)? («Этот стон у нас песней зовется...»)
¦ Какие образы-символы встречаются в произведении? (Река Волга - символ России)
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель. Найдите синонимы к словам из стихотворения М. Некрасова.
Примечание. Второй столбик таблицы учащиеся заполняют самостоятельно.
Слова из стихотворения М. Некрасова |
Современные синонимы |
Холопский недуг |
Подхалимство |
котомка |
сумка, торба |
лапте |
обувь |
армячишка |
верхняя одежда |
чернь |
простой народ |
пилигримы |
путешественник |
кошлы |
кошельки |
щелкопер |
журналисты, писатели |
аркадская идиллия |
рай |
бурлаки |
рабочие на тяжелой работе |
VII. Домашнее задание
Уметь выразительно читать, анализировать стихотворения Некрасова, выписать из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» не названы на уроке примеры художественных средств, объяснить их роль.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Меня поразила поэзия...
• Некрасов открылся для меня как...
• Теперь мне понятно, почему...