II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 43
Тема. Этические и эстетические основы социально направленной лирики. Выдающийся русский поэт М. О. Некрасов - «певец страданий народных». Жизненный и творческий путь писателя
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством выдающегося русского писателя, заинтересовать ими; помочь определить роль и место Некрасова в литературе; развивать навыки восприятия учебного материала на слух, определение главного, выражения собственных мыслей и впечатлений; воспитывать активную жизненную позицию.
Оснащение: портрет поэта, иллюстрации к биографии, выставка произведений разных изданий.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ выполненной контрольной работы
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Объявление темы и цели урока
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)
Будущий писатель Николай Некрасов родился в 1821 году в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, находился на военной службе в Украине (в чине капитана) и женился на Елене Андреевне Закревской. Но детские воспоминания Некрасова полностью связаны с селом Грешневим Ярославской губернии, расположенным на берегу Волги; это было имение Некрасовых, куда отец поэта переехал с семьей, выйдя в отставку.
Пожалуй, ни у одного из русских поэтов не было таких тяжелых воспоминаний о детстве и родной дом, как у Некрасова: «здесь что-то всех давило», «бесплодное и никчемную» жизнь проходила «среди пиров бессмысленного чванства, разврата гряВНОго и мелкого тиранства». Этот стих - обвинения в жестокости и дикого нрава отца, а также памятник нежной любви матери, жизнь которой потерял отец - «угрюмый невежда».
Атмосфера крепостнической усадьбы научила поэта «терпеть и ненавидеть». Одного раза он, как и все крепостные крестьяне, с радостью наблюдал за пожаром в собственном доме, напоминал тюрьму. Зато духовно богатая, образованная, простая и добрая мать способствовала приобщению сына к прекрасному - музыки, задушевных украинских песен, сказок, поэзии. Она хорошо знала произведения мировой литературы и часто пересказывала малом Коле отрывки из них. Через много лет Некрасов вспоминал об этом в поэме «Мать».
И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы их из живого мира
В моем уме напечатлела ты.
Образ матери Некрасов увековечил в произведениях «Семья», «Затворница», «Несчастные», «Баюшки-баю», «Рыцарь на час», в незавершенной поэме «Мать» и др. Задумываясь еще в детстве про печальную судьбу своей матери, будущий поэт научился сочувствовать всем обездоленным женщинам.
¦ Как вы считаете, какова роль детства, родителей в формировании черт характера ребенка, потом взрослого человека?
Именно мать, вопреки мнению отца, посоветовала сыну поступать не в Дворянский полк - военное учебное заведение, а до университета. Но не достаточно подготовлен Некрасов не смог поступить в вуз, а отец за непослушание совсем отказал ему в материальной поддержке. Начались страшные петербургские мытарства - без специальности, без связей и без денег. Сам поэт вспоминал об этом так: «Целых три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».
Благодаря незаурядной силе воли, трудолюбию, безграничному терпению и нечеловеческой выносливости, Некрасов выжил и начал литературную деятельность.
Первый сборник Некрасова «Мечты и звуки» имела романтический характер, но школа «петербургских углов» обратила его мысли к критическому реализму.
¦ Как вы считаете, такая суровая школа испытаний, что ее прошел Некрасов,- на пользу человеку или во вред?
Одним из первых на помощь Некрасову пришел Федор Кони - известный педагог и драматург, который привлек юношу к работе в своих журналах. Дальше была встреча с известным критиком В. Белинским. Тот сначала раскритиковал поэтический сборник, а послушав стихотворение «В дороге» (1845), воскликнул: «знаете Ли, что вы поэт, и поэт истинный?» И его, и других современников поразила антикрепостническая направленность стихотворения Некрасова, выраженная в совершенной художественной форме.
¦ У кого из украинских писателей есть подобные сюжеты, направленные против крепостничества? (У Шевченко, Марка Вовчка)
С начала 1840-х годов Некрасов начинает работать в «Отечественных записках», издает ряд альманахов («Физиология Петербурга», 1845; «Петербургский сборник», 1846), в которых мужественно вступается за народ. За это на него посыпались доносы агентов III Отделения жандармерии. В середине 1840-х годов Некрасов взялся за редактирование журнала «Современник», основанного еще В. С. Пушкиным (1836), объединив вокруг него лучшие силы русской литературы.
После покушения Каракозова на царя в апреле 1866 году «Современник» оказался в затруднительном положении. Чтобы спасти свое «детище», Некрасов решает от имени литературного фонда поздравить царя Александра II; как верный подданный, читает стихи в его честь в Английском клубе. Но это не помогает. Журнал закрывают, а Некрасов жалеет о сделанном и наказывается за «неверные звуки», которые выдала его лира.
¦ Как вы считаете, было ли такое обращение поэта к царю предательством принципов?
С 1868 года Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным и Єлисєєвим редактирует журнал «Отечественные записки». Некрасов-редактор мужественно защищает прогрессивные, передовые для того времени произведения от притеснений цензуры. Благодаря ему был опубликован роман М. Чернышевского «Что делать?» Про свои отношения с властью поэт очень точно сказал в стихотворении «Уныние»:
Со стороны блюстителей порядка
Я, так сказать, был вечно под судом.
В 1877 году Некрасов издает книгу стихов «Последние песни». С 1863 года он работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Цензура не позволила вместить ее в сборник «Последние песни» и вырезала из «Отечественных записок», где ее уже было напечатано.
В 1878 году мужественного поэта и общественного деятеля не стало. Некрасов, кроме многочисленных лирических стихов, создал еще цикл «декабристских» поэм. Особенно впечатляет произведение «Русские женщины», что состоит из нескольких частей. Посвящен он женам декабристов, которые мужественно, отказавшись от дворянских привилегий, пошли за своими мужьями на каторгу, в Сибирь, чтобы поддержать их, разделить с ними судьбу «и в горе, и в радости».
Николай Некрасов
2. Зачитывание отрывков из поэмы «Княгиня Трубецкая» или «Княгиня М. Волконская»
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Проблемный вопрос
¦ Что объединяет творчество М. Некрасова и Л. Толстого? (Сочувствие обездоленным, тема декабристов; совместная работа в журналах)
VII. Домашнее задание
Для всех: подробнее ознакомиться с биографией писателя; уметь характеризовать его творчество; составить план-тезисы по учебнику.
Индивидуальное: выучить наизусть стихотворения «В шесть вчера обратил...» или «Размышления у парадного подъезда» (по желанию).
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Меня поразило...
• Для меня Некрасов как человек и поэт...
• Стихи поэта показались мне...