II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 41
Тема. Ф. Тютчев. «Я знаю в праосені пору...»
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством поэта, помочь осознать красоту, художественное мастерство его стихотворения «Я знаю в праосені пору...»; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений, умение высказывать собственные мысли и впечатления от прочитанного, выделять художественные средства выразительности; воспитывать любовь к природе, к поэтическому слову; эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, пейзажные картины, фотоматериалы, аудио - и видео-записи.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Природа в разные времена года всегда вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание шедевров. Кстати, среди них были не только художники, но и уважаемые ученые, государственные деятели, дипломаты. Название одного - Федор Иванович Тютчев, с жизнью и творчеством которого мы познакомимся на сегодняшнем уроке. Много поколений людей получают истинное наслаждение, знакомясь с поэзией русского поэта. Надеюсь, что и вас она не оставит равнодушными.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Выразительное чтение (или рассказ наизусть) стихотворения М. Лермонтова «Из Гете», высказывание своего впечатления о нем, частичный анализ
2. Поисково-исследовательское задание
Выпишите поэтические образы в стихотворении Лермонтова и в его переводе Т. Масенка; сделайте сравнительный анализ и выводы.
|
Оригинал |
Перевод |
Образы |
Вершины, долины, тьма, дымка, дорога, листы, автор, герой-путник |
Верховины, ночь, долины, дороги, листья, мгла, тревога, автор, герой-путешественник |
Художественные средства |
Эпитеты:
тьма (ночная);
(долины) тихие;
(мглой) свежей.
Метафоры:
вершины спят;
не дрожат листы |
Эпитеты:
(ночь) темная;
(долины) кроткие;
(мла) свежая.
Метафоры:
ночь легла;
покрыла мгла;
листья не дрожит;
мягкие долины |
Ожидаемые выводы: в переводе сохранены основные образы оригинала и художественные средства, но, наверное, с целью большей выразительности переводчик употребляет эпитет «нежные» долины, имеет несколько иную эмоциональную окраску; также вносит мотив (образ) тревоги; следовательно, перевод более очеловеченный.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Выразительное чтение (или самостоятельная работа с учебником)
Чтение статьи о Ф. Тютчева (С. 192 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 169-171 - по учебнику Е. Волощук).
Федор Тютчев
2. Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...» на языке оригинала и в переводе
3. Словарная работа Оригинал
Дивная - дивная;
лучезарны - которые сияют от солнца, заходящего за горизонт;
бодрый - бодрый;
серп - старинное орудие для срезания колосьев (маленькая коса);
праздной - которая отдыхает, не работает;
борозда - канавка, которая образуется, когда пашут землю;
боле - больше;
лазурь - густая голубизна, яркий голубой цвет.
Перевод
Праосінь - здесь, возможно, имеется в виду вечная осень, которая была от начала мира;
стерня - нижняя часть колоска, которая осталась на поле после уборки хлеба;
пустая - здесь: какова зря простаивает, не работает.
4. Обмен впечатлениями о стих, эвристическая беседа
• О которую пору осени говорится, народные и поэтические названия она имеет, почему? (Начало осени, золотая осень, «бабье лето»)
• Заметно присутствие человека в этой пейзажной картине и как именно? (Так. В строке «где серп гулял и падал колос» речь идет о неустанный труд людей на поле.)
• Какая деталь указывает именно на пору «бабьего лета»? (Паутина, летает в воздухе)
• С помощью каких художественных средств создается такая замечательная пейзажная картина? (Эпитетов: чистый воздух, день прозрачный, мирная борозда, лазурь прозрачная и теплая, поле усталое и тихое; метафор (олицетворение): вечер зовет, серп гулял, лазурь льется усталое поле; сравнения: паутина, словно тонкие волосы.)
• Какое настроение должно поэзия Ф. Тютчева? (Ласковый, умиротворенный; создается ощущение удовлетворения от выполненного долга - и в человека, и в природе)
5. Задание поисково-исследовательского характера (выполняется в группах)
I группа выписывает все глаголы из стихотворения и определяет, какой характер имеет пейзаж.
Ожидаемый ответ
- Глаголы: знаю, зовет, гулял, падал, блестит, слышать, закоченело, ллється. их немного - 2-3 на строфу, что свидетельствует о статический пейзаж. Перед читателем предстает трепетная поэтическая картина. Это придает ей особую прелесть и неповторимость.
II группа анализирует наличие присутствия в произведении человека и «очеловеченных» образов.
Ожидаемый ответ
- «Я» - автор или лирический герой; упоминается труд людей в недавнем прошлом - сбор урожая: «серп гулял и падал колос», «пусто на стерне», «борозда» (после вспашки); поле «олюднене» - уставшее. Складывается впечатление полного единения человека и природы.
III группа выписывает приметы реальной осени, делает вывод о наблюдательности автора, знание им природы.
Ожидаемый ответ
- Воздух чистый, день прозрачный, паутина... блестит, не слышно птиц (улетели в теплые края), воздуха было холодным, лазурь прозрачная и теплая (небо голубое, высокое, сияет солнце).
Поэт очень наблюдательный, хорошо знает и понимает природу.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
• Прочитайте выразительно еще одно стихотворение Ф. Тютчева и на его основе и на основе поэзии «Я знаю в праосені пору...» составить «психологический портрет» автора, то есть дайте характеристику писателю.
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Лежат в поле еще снега,
А воды весенние шумят.
И сонные бурят берега,
Бегут, и играют, и звенят.
Они звенят на все концы:
«Идет весна, идет весна!
Весной мы юной гонцы,
Вперед послала нас она».
Идет весна, идет весна!
За ней льется серебряный пение,
То несется вслед толпа шумная
Майских дней, веселых дней.
(Ф. Тютчев, перевод М. Рыльского)
Ожидаемый ответ
- Поэт любит природу, любуется ею, она для него - источник вдохновения; впечатлительный, уважает людей труда, наблюдательный, жизнерадостный.
• Выберите строки из стихотворения Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...», которые бы иллюстрировали такие шуточные рисунки-символы:
а) «Где серп гулял и падал колос»;
б) «Далеко еще до первых снежных метелей»;
в) «Лазурь прозрачная и теплая льется из возвышенностей На усталое и тихое поле».
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать, анализировать стихотворение Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...», выучить наизусть; подобрать стихи других поэтов об осени.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Мне понравилось...
• Мне запомнилось...
• Я тоже люблю...