Урок 41
   
   МЕЧТА О ПРИЯТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - ЭТО ПАРУСНИК С ИСПОРЧЕННЫМ КОМПАСОМ
   
   Тема: Образ Геркулеса в романе. Осуждение рабства.
   Гений не имеет возраста.
   Капитан Немо
   Цель: исследовать особенности сюжета романа, выяснить, как жизненные испытания раскрывают характеры героев; развивать любознательность, заинтересованность в расширении кругозора, умение характеризовать образы героев через их поступки, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.
   Оборудование: портрет Жюля Верна, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», географическая карта, словари иноязычных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.
   Тип урока: комбинированный.
   
   Ход урока
   
   1. Актуализация обучения.
   Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока.
   Далее внимание учащихся обращается к эпиграфа, в связи с которым им предлагается интерпретировать его значение и высказать соображения относительно того, как он связан с темой или, возможно, с кем-то из персонажей романа. После коротких рассуждений - разминки учащиеся самостоятельно формулируют предсказания относительно цели/задачи урока, обсуждают свои идеи в парах, записывают на «Партнерском листе» и обнародуют. Ученические версии корректируются учителем.
   
   2. Викторина «Известные путешественники».
  1. Кто открыл морской путь из Европы в Индию?
  • Христофор Колумб;
  • Васко да Гама;
  • Афанасий Никитин.
  2. Где родился Христофор Колумб?
  • В Генуе;
  • Во Флоренции;
  • В Мадриде.
  3. Кто из путешественников был захвачен в плен генуэзцами в восточном Средиземноморье и находился в тюрьме с 1296 по 1299 год?
  • Миклухо-Маклай;
  • * * Марко Поло;
  • Генри Гудзон.
  4. Кто дал средства Генри Гудзона, который возглавил экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс?
   • Голландская Ост-Индская компания;
  • Лондонские купцы и предприниматели;
  • Английская Московская компания.
  5. Кто из мореплавателей назвал «Тихий океан» тихим, за то что за С месяца плавания в его водах не случилось ни одного шторма?
  • Джон Кабот;
  • Фернан Магеллан;
  • Америго Віспуччі.
  6. В каком году Эдвин Пири вместе с Мэтью Генсоном достиг Северного полюса?
  • 1892;
  • 1909;
  • 1910.
  7. Кто из мореплавателей впервые пересек Южный полярный круг 17 января 1773 года?
  • Лейф Эриксон;
  • Жан Франсуа Лаперуз;
  • Джеймс Кук.
  8. Кто из путешественников открыл о. Новая Земля и о. Медвежий?
  • Виллем Баренц;
  • Семен Дежнев;
  • Иван Крузенштерн.
  9. Который португальский принц был назван Мореплавателем?
  • Генрих;
  • Фердинанд;
  • Жуан.
  10. Кто из мореплавателей доказал, что Азия и Америка разделены проливом, который потом был назван его именем?
  • Фернан Магеллан;
  • Витус Беринг;
  • Генри Гудзон.
   
   Ключи к викторине: 1. Васко да Гама. 2. В Генуе. 3. Марко Поло. 4. Английская Московская компания. 5. Фернан Магеллан. 6. 1909. 7. Джеймс Кук. 8. Виллем Баренц. 9. Генрих. 10. Витус Беринг.
   
  3. Работа с географической картой.
   Определение на карте маршрута шхуны - брига «Пилигрим» после сезона охоты на китов (из порта Окленд, расположенном на восточном побережье северного острова Новой Зеландии, в Сан-Франциско ).
   
  4. Пересказ учащимися ключевых эпизодов произведения. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту.
   Ориентировочные вопросы:
  1. Какое впечатление произвел на вас экипаж «Пилигрима»?
  2. Почему капитан Халл с подозрением относился к кока Негору? («Только один человек на борту не был американцем по происхождению. Звали его Негору. (...) Человек он был молчалив, держался в стороне от команды, однако дело свое знал хорошо. Поэтому, наняв его, капитан Халл будто не жалел: Негору работал безупречно. Однако капитан сожалел, что не имел времени собрать больше сведений о прошлом Негору. (...) Негору имел лет сорок. Это был черноволосый, сухощавый, подвижный, среднего роста и, вероятно, сильный мужчина. Имел ли он какое-то образование? Пожалуй, да, это видно из замечаний, которые порой прохоплювались в него. Он никогда не говорил ни о своем прошлом, ни о своей семье. Откуда он прибыл, где жил до тех пор, чем занимался - никто не знал. Никто не знал и его планов на будущее. Это был странный человек. (...) На палубе Негору видели редко. Целый день он возился в тесном камбузе, где стояла большая плита. А поздно вечером он тушил плиту и шел к своей каютки на носу, где сразу ложился спать» ).
   Попробуйте прокомментировать детали характеристики образа Негору и определить их роль в тексте.
  • На каких чертах этого персонажа подчеркивает автор и с какой целью?
  • В каких эпизодах раскрывается благородство капитана Халла?
  • Кто из неожиданных пассажиров судна больше всего привлек ваше внимание? Почему?
  • Чем удивил Динго «пілігримівців»? Какие предположения относительно букв на его ошейнике сделал капитан Халл?
  • В чем заключалась опасность охоты на смугача?
  • Как во время охоты вели себя китобои? Что стало причиной их гибели?
  • Каким предстает Дик Сенд в начале произведения? Чем он отличался от своих сверстников?
  • Какие жизненные обстоятельства повлияли на его характер? Как он попал на борт «Пилигрима»?
  • Почему, собираясь на охоту, капитан Халл оставил корабль на пятнадцатилетнего юношу?
  • Как Дик руководил кораблем? Чего ему не хватало?
  • Как к юноше относились его спутники?
  • С какими трудностями во время плавания он столкнулся?
  • Прав ли был Дик, решив самостоятельно повести корабль в Сан-Франциско?
  • Чего, по вашему мнению, следует ожидать от Негору? Чем вы объясняете его враждебное отношение к «пілігримівців»?
   
   5. Применение и развитие приобретенных знаний. Работа в паре. Составление словесного портрета героя.
   Работа с эпиграфом. Подумайте, кому из персонажей романа подходит эпиграф к уроку? Попробуйте растолковать значение эпиграфа. 
   Одним из наиболее привлекательных героев романа есть кузен Бенедикт. Каким вы его представляете? Сделайте словесную зарисовку черт его характера, пользуясь «Партнерским листом».
  (Ученый - чудак, полностью погруженный в свои научные вопросы, беспомощен в бытовых делах, непрактичный, живет, словно на другой планете, долговязый, худощавый, неуклюжий человек, за что забавный, но благородный, дружелюбный и храбрый. Несмотря на свой ресниц возраст, похож на взрослого ребенка: непосредственное, несколько наивную, искреннюю).
   • Почему автор в образе преданного своему делу ученого подчеркивает его детскость и ребячество? Что может символизировать эта его черта?
   
  6. Подведение итогов, объявление оценок за урок.
   
  7. Домашнее задание.
  1. Читать роман дальше.
  2. В «Дневнике литературных наблюдений» составить план характеристики героев (Дика Сенда, кузена Бенедикта, Нэн, Харриса и других) в соответствии с жизненных ситуаций, в которых они оказываются, выписывать (или отмечать в тексте) для дальнейшей работы на следующих уроках описания их внешности.
  3. С целью подготовки к переводу ключевых эпизодов романа и беседы по его содержанию продолжать составлять простой план основных событий «Вслед за автором».
   
  8. Открытый финал.
   Эврика нюансов. Какой сюжетный прием использует Жюль Верн для того, чтобы заинтересовать читателя в своем рассказе? (Автор вводит в сюжет тайну, которую читателю интересно разгадывать. Например, в романе «Дети капитана Гранта» - это географическая загадка: экспедиция, отправляется на поиски капитана Гранта, имеет о его местонахождении лишь отрывочные сведения; это вызывает неожиданные приключения для героев, а дает читателю возможность поразмышлять над собственными предположениями координат катастрофы и поволноваться за судьбу персонажей.
   Сюжет «Пятнадцатилетнего капитана» тоже имеет такие места. Прежде всего - это тайна поведения Динго, который почему-то бросался на, Негоро. Попробуйте найти другие примеры этого приема в романе).