Урок 41
МЕЧТА О ПРИЯТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - ЭТО ПАРУСНИК С ИСПОРЧЕННЫМ КОМПАСОМ
Тема: Образ Геркулеса в романе. Осуждение рабства.
Гений не имеет возраста.
Капитан Немо
Цель: исследовать особенности сюжета романа, выяснить, как жизненные испытания раскрывают характеры героев; развивать любознательность, заинтересованность в расширении кругозора, умение характеризовать образы героев через их поступки, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.
Оборудование: портрет Жюля Верна, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», географическая карта, словари иноязычных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Актуализация обучения.
Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока.
Далее внимание учащихся обращается к эпиграфа, в связи с которым им предлагается интерпретировать его значение и высказать соображения относительно того, как он связан с темой или, возможно, с кем-то из персонажей романа. После коротких рассуждений - разминки учащиеся самостоятельно формулируют предсказания относительно цели/задачи урока, обсуждают свои идеи в парах, записывают на «Партнерском листе» и обнародуют. Ученические версии корректируются учителем.
2. Викторина «Известные путешественники».
1. Кто открыл морской путь из Европы в Индию?
• Христофор Колумб;
• Васко да Гама;
• Афанасий Никитин.
2. Где родился Христофор Колумб?
• В Генуе;
• Во Флоренции;
• В Мадриде.
3. Кто из путешественников был захвачен в плен генуэзцами в восточном Средиземноморье и находился в тюрьме с 1296 по 1299 год?
• Миклухо-Маклай;
• * * Марко Поло;
• Генри Гудзон.
4. Кто дал средства Генри Гудзона, который возглавил экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс?
• Голландская Ост-Индская компания;
• Лондонские купцы и предприниматели;
• Английская Московская компания.
5. Кто из мореплавателей назвал «Тихий океан» тихим, за то что за С месяца плавания в его водах не случилось ни одного шторма?
• Джон Кабот;
• Фернан Магеллан;
• Америго Віспуччі.
6. В каком году Эдвин Пири вместе с Мэтью Генсоном достиг Северного полюса?
• 1892;
• 1909;
• 1910.
7. Кто из мореплавателей впервые пересек Южный полярный круг 17 января 1773 года?
• Лейф Эриксон;
• Жан Франсуа Лаперуз;
• Джеймс Кук.
8. Кто из путешественников открыл о. Новая Земля и о. Медвежий?
• Виллем Баренц;
• Семен Дежнев;
• Иван Крузенштерн.
9. Который португальский принц был назван Мореплавателем?
• Генрих;
• Фердинанд;
• Жуан.
10. Кто из мореплавателей доказал, что Азия и Америка разделены проливом, который потом был назван его именем?
• Фернан Магеллан;
• Витус Беринг;
• Генри Гудзон.
Ключи к викторине: 1. Васко да Гама. 2. В Генуе. 3. Марко Поло. 4. Английская Московская компания. 5. Фернан Магеллан. 6. 1909. 7. Джеймс Кук. 8. Виллем Баренц. 9. Генрих. 10. Витус Беринг.
3. Работа с географической картой.
Определение на карте маршрута шхуны - брига «Пилигрим» после сезона охоты на китов (из порта Окленд, расположенном на восточном побережье северного острова Новой Зеландии, в Сан-Франциско ).
4. Пересказ учащимися ключевых эпизодов произведения. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту.
Ориентировочные вопросы:
1. Какое впечатление произвел на вас экипаж «Пилигрима»?
2. Почему капитан Халл с подозрением относился к кока Негору? («Только один человек на борту не был американцем по происхождению. Звали его Негору. (...) Человек он был молчалив, держался в стороне от команды, однако дело свое знал хорошо. Поэтому, наняв его, капитан Халл будто не жалел: Негору работал безупречно. Однако капитан сожалел, что не имел времени собрать больше сведений о прошлом Негору. (...) Негору имел лет сорок. Это был черноволосый, сухощавый, подвижный, среднего роста и, вероятно, сильный мужчина. Имел ли он какое-то образование? Пожалуй, да, это видно из замечаний, которые порой прохоплювались в него. Он никогда не говорил ни о своем прошлом, ни о своей семье. Откуда он прибыл, где жил до тех пор, чем занимался - никто не знал. Никто не знал и его планов на будущее. Это был странный человек. (...) На палубе Негору видели редко. Целый день он возился в тесном камбузе, где стояла большая плита. А поздно вечером он тушил плиту и шел к своей каютки на носу, где сразу ложился спать» ).
Попробуйте прокомментировать детали характеристики образа Негору и определить их роль в тексте.
• На каких чертах этого персонажа подчеркивает автор и с какой целью?
• В каких эпизодах раскрывается благородство капитана Халла?
• Кто из неожиданных пассажиров судна больше всего привлек ваше внимание? Почему?
• Чем удивил Динго «пілігримівців»? Какие предположения относительно букв на его ошейнике сделал капитан Халл?
• В чем заключалась опасность охоты на смугача?
• Как во время охоты вели себя китобои? Что стало причиной их гибели?
• Каким предстает Дик Сенд в начале произведения? Чем он отличался от своих сверстников?
• Какие жизненные обстоятельства повлияли на его характер? Как он попал на борт «Пилигрима»?
• Почему, собираясь на охоту, капитан Халл оставил корабль на пятнадцатилетнего юношу?
• Как Дик руководил кораблем? Чего ему не хватало?
• Как к юноше относились его спутники?
• С какими трудностями во время плавания он столкнулся?
• Прав ли был Дик, решив самостоятельно повести корабль в Сан-Франциско?
• Чего, по вашему мнению, следует ожидать от Негору? Чем вы объясняете его враждебное отношение к «пілігримівців»?
5. Применение и развитие приобретенных знаний. Работа в паре. Составление словесного портрета героя.
Работа с эпиграфом. Подумайте, кому из персонажей романа подходит эпиграф к уроку? Попробуйте растолковать значение эпиграфа.
Одним из наиболее привлекательных героев романа есть кузен Бенедикт. Каким вы его представляете? Сделайте словесную зарисовку черт его характера, пользуясь «Партнерским листом».
(Ученый - чудак, полностью погруженный в свои научные вопросы, беспомощен в бытовых делах, непрактичный, живет, словно на другой планете, долговязый, худощавый, неуклюжий человек, за что забавный, но благородный, дружелюбный и храбрый. Несмотря на свой ресниц возраст, похож на взрослого ребенка: непосредственное, несколько наивную, искреннюю).
• Почему автор в образе преданного своему делу ученого подчеркивает его детскость и ребячество? Что может символизировать эта его черта?
6. Подведение итогов, объявление оценок за урок.
7. Домашнее задание.
1. Читать роман дальше.
2. В «Дневнике литературных наблюдений» составить план характеристики героев (Дика Сенда, кузена Бенедикта, Нэн, Харриса и других) в соответствии с жизненных ситуаций, в которых они оказываются, выписывать (или отмечать в тексте) для дальнейшей работы на следующих уроках описания их внешности.
3. С целью подготовки к переводу ключевых эпизодов романа и беседы по его содержанию продолжать составлять простой план основных событий «Вслед за автором».
8. Открытый финал.
Эврика нюансов. Какой сюжетный прием использует Жюль Верн для того, чтобы заинтересовать читателя в своем рассказе? (Автор вводит в сюжет тайну, которую читателю интересно разгадывать. Например, в романе «Дети капитана Гранта» - это географическая загадка: экспедиция, отправляется на поиски капитана Гранта, имеет о его местонахождении лишь отрывочные сведения; это вызывает неожиданные приключения для героев, а дает читателю возможность поразмышлять над собственными предположениями координат катастрофы и поволноваться за судьбу персонажей.
Сюжет «Пятнадцатилетнего капитана» тоже имеет такие места. Прежде всего - это тайна поведения Динго, который почему-то бросался на, Негоро. Попробуйте найти другие примеры этого приема в романе).