ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 40

Тема. Средневековая европейская лирика. Творчество провансальских трубадуров

 

Цель: сообщить об особенностях средневековой европейской лирики; ознакомить с лучшими образцами поэзии трубадуров; сравнить различные переводы стихотворения Джауфре Рюделя; развивать умение слушать, творческие способности; воспитывать рыцарское отношение к женщине.

Оборудование: схемы; тексты поэзии Джауфре Рюделя; картина Врубеля «Принцесса Грьоза».

 

Вхожу в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожи от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О. Блок

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает отрывок из стихотворения А. Блока.

- Эти строки Александра Блока, как и другие, вошедшие в его книгу «Стихи о Прекрасной Даме», невозможно по-настоящему понять без знакомства с европейской поэтической традиции. Она берет свое начало из рыцарской лирики, возникшая в конце XI в. Расцвет этой поэзии приходится на XII в., а спад - на XIII вв.

 

II. Изучение нового материала

1. Выступление учеников-«трубадуров»

1-й ученик. Европейская рыцарская лирика возникла в Провансе (юг Франции), на рубеже ХI-ХII веков. Прованские поэты назывались трубадурами (от прованс. (yrobar - находить, создавать, изобретать). Известно около 500 имен поэтов-трубадуров, а количество песен, составленных ими, приближается к 2,5 тысяч.

2-й ученик. Трубадуры много путешествовали верхом. К их приему готовились заранее, их песен ждали повсюду: за обеденным столом, на сезонном турнире или в военном походе. Трубадуры не только сочиняли стихи, но и писали музыку, пели.

1-й ученик. Средневековые поэты создали не только необычайную культуру, но и своеобразную культуру любви. Культ дамы занимал центральное место в творчестве провансальских поэтов, среди которых преобладали рыцари и представители феодальной знати.

2-й ученик. Певец признавал себя вассалом дамы, которой обычно была замужняя женщина, жена его сеньора. Он воспевал ее достоинства, красоту и благородство, прославлял ее властвования и страдал из-за недостижимость цели.

1-й ученик. Возникла поэзия трубадуров, очевидно, из народных провансальских хороводных песен, широко использовали любовную тематику.

Но трубадуры хотели быть виртуозами стихотворения. Пушкин отмечал: «Трубадуры играли рифмою, изображали для нее все возможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы».

2-й ученик. Значительное влияние на творчество трубадуров осуществила арабская поэзия. Через Испанию Европа знакомилась с греческой и восточной философией, математикой, астрономией, медициной. На время возникновения поэзии трубадуров арабская поэзия уже в течение нескольких веков воспевала мистическое любви, что получило в X в. обоснование в багдадской поэтической школе как форма высшей, идеальной любви.

1-й ученик. В свою очередь, это была первая в Европе лирика, созданная народным языком. Она формировалась при аристократических дворах Прованса, оказывала немалое влияние на становление всей последующей европейской поэзии.

 

2. Работа со схемами

 

Схема 1

 

 

Схема 2

 

 

3. Усвоение литературоведческих терминов

Трубадурами были созданы и активно использовались такие поэтические жанры:

канцона - лирическое жанр средневековой поэзии трубадуров с изысканной и сложной построением строфы, что воспевал рыцарская любовь;

сирвента - песня политической или общественной тематики, содержащий личные выступления поэта против его врагов;

пасторела - лирический жанр (стихотворный диалог), изображающая встречу рыцаря с пастушкой и их спор

 

4. Слово учителя

- Одним из самых известных поэтов-трубадуров был Джауфре Рюдель (1140-1170 гг.). Он прославился своей любовью к графине Триполитанской, которую никогда не видел, но полюбил за всем известны достоинства: доброту и благородство. Отправившись на встречу с прекрасной графиней, поэт заболел во время дальнего путешествия и умер уже на руках своей избранницы. От этого большой любви остались прекрасные стихи, которые не принесли их автору счастья, но прославили его имя в веках.

 

5. Чтение «Канцону» Джауфре Рюделя

Люблю в майские долгие дни

Птичий щебет из дали,

Зато и больше мучений мне

Несет любовь с далей.

Как будто ношу сотни бед,

И уже роз ослепительный цвет,

Словно холодом кто-то обжег.

Я верю: счастье царь царей

 

Пошлет в любви с далей

Тому, кто тяжело заболел

Любовью той дали,

Ах, пилигримам бы вслед,

Чтобы посох путников лет

Принцессы взгляд заслужил.

 

Где счастья больше я бы встретил -

Нестись к ней с далей.

Я у нее бы присел,

Якнайтісніш, не из дали,

И в тесной близости бесед -

И друг далекий, и сосед -

Прекрасный голос жадно пил!

 

Надежду между горечей пригрел -

Мою любовь из дали,

И спешить и не смел

Я к любви с далей.

Ибо долгий путь - весь белый свет,

И твой на чем оборвется след, -

Это знает только Бог один!

 

Жизнь прекраснее снов

С любимой с далей.

Найти прекрасніш не сумел

Вблизи или с далей.

Если бы любовь мне привет

Дала, я бы сарацинский мир

В лохмотьях нищего сходил.

 

Молю Бога, чтобы я вздрів

Мою любовь с далей

И еще сильнее заболел

На ту любовь из дали!

О, как люблю я мечтаний полет:

Горнице спокойствие, сада цвет -

Все замок Донны заменил!

 

Никто любить так не умел

Мою любовь из далей.

Не от вина я захмелел,

А от любви с дали!

Она молчит уже столько лет.

Святой мой строг дал завет,

Чтоб безответно я любил.

 

Она молчит уже столько лет.

Клена его за этот завет,

Чтобы безнадежно я любил!

(Перевод Б. Щавурського)

Определите тему стихотворения. («Любовь с дали»)

• Как эта поэзия связана с легендой о ее автора?

• Образ лирического героя предстает перед нами в прочитанном стихотворении? (Лирический герой - рыцарь, который обожает свою избранницу, страдает из-за безнадежное любви и в то же время прославляет эти любовные муки, утверждает, что ради своей Прекрасной Дамы способен на любой подвиг.)

• Определите идею стихотворения. (Безнадежное любовь - настоящее испытание для человека, но рыцарь убежден, что эти муки - сладкие, а жизнь без любви - пустое.)

• Докажите, что особенности прочитанного стихотворения определяют его принадлежность к жанру канцону.

 

6. Сравнение переводов канцону Бы. Щавурського и М. Терещенко

КАНЦОНА

Мне во время майских дней

Приятный щебет поодаль,

Всплывает в памяти без слов

Моя любовь поодаль.

Навек я беспокойный стал,

И не растут цветки между трав,

Как холодно в душе мне.

 

Я счастье в жизни встретил

В моей любви поодаль.

Нет в мире лучших дней

Ни вблизи, ни поодаль!

Когда бы я лишь надежду имел,

В царство б мавров я помчался,

Ободранный весь, в одиночестве.

 

Нет в мире лучших снов -

Примчатся к ней поодаль,

И чуть слова ее, словно пение,

И говорить не поодаль,

А с глазу на глаз, чтобы не искал

Я более ее, чтобы не страдал,

Чтобы другом был ее все дни.

 

Чтобы я от горя не смутнів,

Любовь радует поодаль.

Далеко до ее краев.

Зря мріять поодаль.

Хоть целый век я странствовал,

Но я там еще не бывал.

Безжалостные думы навесные!

 

Господь не раз жалел людей.

Святое любви поодаль,

И пока я весь осунулся,-

О ней мечтаю поодаль.

О, к паломникам бы я согласился

И посох бы с собой взял,

Чтобы видит глаза неземные!

 

Если бы господь меня привел

Скорее к ней поодаль,

Чтобы я признаться ей посмел

И более не мучивсь поодаль,

Чтобы каждый куст и каждый стал

Еще лучше у нее стал,

Чтобы стали ясные горизонты!

 

На меня сожалению, на меня гнев,

Что я люблю поодаль.

Я чистым сумел принести

Свою любовь поодаль.

Грустным я от любви стал.

Неужели святой меня покарал,

Чтобы мучивсь я в страшной борьбе?

 

Грустным я от любви стал.

Позор тому, кто наказал,

Чтобы мучивсь я в страшной борьбе!

(Перевод М. Терещенко)

 

III. Межпредметные связи

Наблюдения над картиной Врубеля

Русскому художнику М. Врубелю принадлежит картина под названием «Принцесса Грьоза». Это полотно Художник посвятил преданному рыцарю Джауфре Рюделю, который, влюбившись в принцессу, отправился в морское путешествие в надежде увидеть свою любовь. Нам уже известно, что, по легенде, поэт умирает на руках своей избранницы. На картине он изображен в центре, с арфой в руках, когда, умирая, он поет свою последнюю песню любимой. На звук его песни появляется чудесное видение-мечта - прекрасная женщина с лилией в руках. По замыслу Врубеля, встреча любимых является невозможной на земле, ибо для поэта реальный мир - лишь временное пристанище. Главная тема картины - тема вечной женственности и рыцарского служения красоте.

 

 

Худ. Михаил Врубель. Принцесса Грьоза

 

IV. Підсумки урока

Составить сенкан на тему «Поэзия трубадуров».

Например:

Поэзия трубадуров.

Изысканная, галантная.

Волнует, удивляет, восхищает.

Учит испытывать сладкие муки.

Любовь.

 

V. Домашнее задание

Выучить определения поэтических жанров провансальских трубадуров.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о Бертрана де Борна.