II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 42
Тема. Общая характеристика проводящих путей развития поэзии середины XIX века. Мировоззренчески-эстетические сдвиги в искусстве и литературе. Понятие о декаданс
Цель: помочь учащимся понять основные тенденции развития литературы в середине XIX века; развивать навыки составления опорных конспектов; учить определять главное, систематизировать и обобщать полученные знания, использовать межпредметные связи; воспитывать любовь к художественному слову.
Оснащение: портреты писателей середины XIX века, выставка поэтических сборников.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Каждый человек является Вселенной. Она с ним родилась и с ним умрет.
Под каждым надгробием погребена целая всемирная история.
Г. Гейне
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Великий немецкий поэт Г. Гейне писал: «Каждый человек является Вселенной. Она с ним родилась и с ним умрет. Под каждым надгробием погребена целая всемирная история» (обращение к эпиграфа урока). Именно поэтому в центре литературы, искусства стало человеческая жизнь во всех ее раВНОобразных проявлениях, человек с его чувствами, мечтами, переживаниями, с ее мировоззрением. Мировоззренчески-эстетические сдвиги в сознании людей нашли свое отражение в литературе. Об этом мы и будем говорить на уроке.
IV. Объявление темы и цели урока.
V. Актуализация опорных знаний
Беседа
¦ Вспомните важнейшие исторические события середины XIX века в Европе.
¦ Назовите самые известные достижения научно-технического прогресса и естественных наук в середине XIX века.
¦ Определите самые популярные философские, эстетические идеи середины XIX века
VI. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя
Романтическое направление, что родился под знаком Великой французской революции 1789 года, наибольшего расцвета приобрел в первой трети XIX века. Центром романтического направления стала поэзия.
Поэты-романтики и действительно пытались заглянуть в бездны Вселенной, проникнуть в диалектику человеческой души и открыть там невиданный и тайный мир человеческого духа. В своем стремлении объять необъятное они чрезвычайно расширили горизонты видения мира в его пространственных, временных и исторических измерениях. Такова поэзия Адама Мицкевича, Шандора Петефи, Джорджа Байрона, Генриха Гейне и др. С 30-х годов XIX века во Франции, а потом и во всей Европе распространяется новый идейно-художественное направление - реализм.
¦ Вспомните признаки реализма.
Но реализм получил наибольшее развитие в прозе. Поэзия направилась к символизму.
В основе эстетики символизма - романтическая концепция «двух миров», согласно которой весь окружающий мир - лишь тень, «символ» мира идей. Признаки, элементы символизма находим уже у Шарля Бодлера, ранних сборниках Поля Верлена, в стихах Артюра Рембо. Однако в то время о символистов знали лишь в узком кругу ценителей поэзии.
На середину XIX века приходится создания теории «чистого искусства», которая провозглашала самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. Представителями «чистого искусства» можно считать поэтическую группу «Парнас» во Франции, школу «чистого искусства» в России (творчество Федора Тютчева, Афанасия Фета и др.).
2. Работа с литературоведческими понятиями
Литературное группировки (школа) - объединение писателей на основе общих идейно-эстетических взглядов и творческих принципов, которые реализуются в художественной практике.
Декаданс, декадентство (в переводе с латыни - «спад»). Отмечается настроениями безнадежности, неприятия жизни. Опирается на философские идеи Ф. Шатобриана и А. Шопенгауэра. В основе - утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в эпоху спада и угасания.
Основные признаки декаданса:
• неприятие действительности;
• отказ от гражданского в искусстве;
• культ красоты как высшей ценности;
• мистицизм, вера в сверхъестественные силы;
• индивидуализм;
• отказ от морали буржуаВНОго общества;
• предоставление преимущества форме над содержанием или полное его отрицание.
Эстетические принципы декадентства:
• поэтизация слабости, угасания, разрушения;
• индивидуализм и эстетство как бунт против бесчеловечных принципов буржуаВНОго общества;
• «искусство для искусства»;
• внешняя правдоподобность.
Понятие «декаданс» не следует связывать с каким-либо конкретным литературным направлением.
Черты декаданса наиболее четко проявились в:
• французском символизме (П. Верлен);
• творчества натуралистов.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
1. Составление опорного конспекта по мини-лекцией учителя
2. Аналитическое комментирование
¦ Прокомментируйте поэтические строки английского поэта Уильяма Блейка «Песни невинности» (перевод С. Маршака).
В одно мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
VII. Домашнее задание
Уметь характеризовать идейно-эстетические сдвиги в поэзии середины XIX века, знать о декаданс.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Оказывается, что мир поэзии - ...