II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 40
Тема. М. Лермонтов. «Из Гете» («Ген на вершины...»)
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, его произведением; с понятием «эпитет»; развивать навыки вдумчивого и выразительного чтения поэтических произведений, их анализа, умение сравнивать и сопоставлять, выделять художественные приемы и средства; воспитывать любовь к природе, к художественной литературе, эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений; пейзажные картины.
Теория литературы: лирическое стихотворение, образы, пейзаж, звукопис, эпитет.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Древнегреческого поэта Алкмана, немецкого мастера поэтического слова. В. Гете и русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова разделяют века. Но в их произведениях много общего. А почему? Да потому, что для настоящей поэзии не существует границ, связанных с временем, местом жительства, национальностью. Всех людей объединяла и объединяет вечная и нетленная красота. И самым счастливым является тот человек, который умеет постичь ее сердцем и душой, воспеть в поэтических строках. Видимо, именно об созерцания природы Алкман писал:
«Счастлив тот, кто благоразумно, без слов, проводит свой возраст» (без слов - без шума, славословие, восхваление).
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Выразительное чтение стихов Алкмана, Гете (по желанию - рассказ наизусть)
2. Высказывание своих суждений о поэтические пейзажные зарисовки, о роли красоты природы в жизни человека
3. Образование логических пар из стихотворения Алкмана «Спят все вершины...»
верховины |
робуче |
скалы |
хищный |
земля |
обрывисты. |
племя |
горные |
зверь |
черный |
4. Поисково-исследовательское задание
Статичность или же динамизм пейзажа в произведении создают глаголы. Выпишите все глаголы из стихотворения Алкмана и из стихотворения Гете, сделайте вывод.
Ожидаемые ответы
Алмкан |
Гете |
Спят |
Лег |
взрастила |
не несется |
пойняв |
замолчал |
поснуло |
не слышно |
|
покойся |
|
подожди |
Вывод. Стихотворение Гете более динамичный: в нем больше глаголов, особенно тех, что означают движение, а не состояние.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Слово учителя
- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одаренным и образованным человеком. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке, писал стихи. У него было сложное детство (вражда бабушки с отцом, потеря матери). К тому же ему самому суждено короткую жизнь. Лермонтова часто сравнивают с ярким метеоритом, который неожиданно появился на небосклоне русской литературы и внезапно исчез, оставив потомкам свои замечательные произведения. Среди них - «Из Гете» («Ген на вершины...»)
Михаил Лермонтов
2. Выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова «Из Гете» учителем в переводе Т. Масенка и на языке оригинала
(Для тех, кто работает по учебнику «Зарубежная литература» Есть. Волощук:
ИЗ ГЕТЕ
Ген на верховины
Темная ночь легла;
Мягкие долины
Покрыла свежая мгла;
Не курят дороги,
Листья не дрожит...
Сможешь от тревоги
Скоро и ты спочить!
М. Лермонтов, перевод Т. Масенка)
3. Обмен впечатлениями о прочитанном
• Понравилось ли вам стихотворение? Чем именно?
• Чем похож этот стих в поэзии Алкмана и Гете, чем отличается? (Изображением ночного горного пейзажа похожи, особенно с Гете; у Лермонтова и Гете различные детали: у первого - долина, дорога, листья; у второго - птичий крик, шум бора)
• Сохраняется дух, настроение произведений в этих трех стихах? (Да, это - спокойствие, ощущение величия природы, осознание себя ее частью)
4. Слово учителя
- Для того чтобы ярче описать предмет, понятие, явление, дать им точную, образную характеристику, писатели употребляют прилагательные - художественные определения, которые называются эпитетами (вспомните сведения по украинской литературе).
Записи в литературоведческих виде словариков Эпитет - это художественное определение.
- Эпитеты следует отличать от обычных прилагательных - определений, которые просто характеризуют предмет, указывая на его форму, размер, цвет, материал или свойство. Например, мягкая (игрушка) - обычный прилагательное-определение, а мягкое (сердце) - эпитет; так же взрослый (парень) - взрослый (поступок); хищные (звери) - хищные (когти) и т.п.
5. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Выпишите эпитеты и обычные прилагательные-определения из стихов Алкмана, Гете и Лермонтова, сравните их, определив, добавляют они сочинению новых оттенков значений.
Эпитеты
Алкман |
Гете |
Лермонтов |
Стрельчатые (скалы),
робуче (племя),
черная (земля) |
Ночной (мгле) |
Темная (ночь),
кроткие (долины),
свежая (мла) |
Прилагательные-определения:
горные (верховины), хищный (зверь) - у Алкмана; птичий (играй) - в Гете.
Ожидаемые выводы
- Художественные средства в стихотворении Алкмана создают немного отстранен от человека и страшноватый, даже немного жуткий пейзаж (обрывистые скалы, пропасти, норы, хищные звери, пуще, пугало в глубинах).
- В стихотворении Гете эпитетов мало, но ночной пейзаж более кроткий благодаря уменьшительно-ласковом слову «ветерок», словосочетанию «птичий грай» в значении «птичьи игры, шум».
- В поэзии Лермонтова ночной пейзаж дышит величием и кротостью; тишина аж звенит. Это впечатление создается с помощью двойного отрицания («Не курят дороги, Листья не дрожит»). «Желанный покой, отдых такой близкий!» - убеждает нас автор.
6. Слово учителя
- Ночной пейзаж, что предстал из-под пера сначала Алкмана, а затем Гете и Лермонтова, захватил еще одного русского поэта Иннокентия Федоровича Анненского (1855-1909). Поэтому для полноты впечатления прочтем и это произведение.
(Для тех, кто работает по учебнику «Зарубежная литература» Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко:
Над высью горной -
Тышь.
В листве, уж черной,
Не ощутишь
Ни дуновенья.
В чаще затих полет...
О, подожди мгновенье -
Тишь и тебя возьмет.
Ы. Анненский)
7. Слово учителя
- Как вы, наверное, заметили, общими образами для всех стихов, с которыми мы познакомились, есть образ тишины, покоя, величественных горных вершин. Природа, словно живое существо, спит, дрожит, ложится спать. Такой прием «очеловечивания» называется персонификацией (вспомните сведения по украинской литературе).
Записи в литературоведческих виде словариков
Персонификация (олицетворение) - уподобление неодушевленных предметов или явлений природы человеческим якостям. это один из видов метафоры.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
У известного русского поэта В. Жуковского есть сказка «Спящая красавица». Вот как там описывается сон царя Матвея и его царства:
«Возвращаясь во дворец,
На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,-
Кони сном глубоким спят.
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Сбившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном».
- Чем отличается этот сон от того, который изображен в стихах Алкмана, Гете, Лермонтова, Анненского? (В пейзажных стихах о горные вершины сон естественный, с обычным, закономерным пробуждением; В. Жуковского же - волшебный, следствие, что волшебство и мести, его может развеять только чудо.)
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать, анализировать стихотворение М. Лермонтова «Из Гете», выучить наизусть (по желанию, с учетом того, что по программе изучается наизусть только один стих о природе по выбору ученика); сделать иллюстрации.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Поэзия для меня...
• Больше всего мне понравилось...
• Мне хотелось бы...