ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 40

Тема. М. Лермонтов. «Из Гете» («Ген на вершины...»)

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, его произведением; с понятием «эпитет»; развивать навыки вдумчивого и выразительного чтения поэтических произведений, их анализа, умение сравнивать и сопоставлять, выделять художественные приемы и средства; воспитывать любовь к природе, к художественной литературе, эстетические вкусы.

Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений; пейзажные картины.

Теория литературы: лирическое стихотворение, образы, пейзаж, звукопис, эпитет.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Древнегреческого поэта Алкмана, немецкого мастера поэтического слова. В. Гете и русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова разделяют века. Но в их произведениях много общего. А почему? Да потому, что для настоящей поэзии не существует границ, связанных с временем, местом жительства, национальностью. Всех людей объединяла и объединяет вечная и нетленная красота. И самым счастливым является тот человек, который умеет постичь ее сердцем и душой, воспеть в поэтических строках. Видимо, именно об созерцания природы Алкман писал:

«Счастлив тот, кто благоразумно, без слов, проводит свой возраст» (без слов - без шума, славословие, восхваление).

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Выразительное чтение стихов Алкмана, Гете (по желанию - рассказ наизусть)

 

2. Высказывание своих суждений о поэтические пейзажные зарисовки, о роли красоты природы в жизни человека

 

3. Образование логических пар из стихотворения Алкмана «Спят все вершины...»

верховины

робуче

скалы

хищный

земля

обрывисты.

племя

горные

зверь

черный

 

4. Поисково-исследовательское задание

Статичность или же динамизм пейзажа в произведении создают глаголы. Выпишите все глаголы из стихотворения Алкмана и из стихотворения Гете, сделайте вывод.

Ожидаемые ответы

 

Алмкан

Гете

Спят

Лег

взрастила

не несется

пойняв

замолчал

поснуло

не слышно

 

покойся

 

подожди

 

Вывод. Стихотворение Гете более динамичный: в нем больше глаголов, особенно тех, что означают движение, а не состояние.

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одаренным и образованным человеком. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке, писал стихи. У него было сложное детство (вражда бабушки с отцом, потеря матери). К тому же ему самому суждено короткую жизнь. Лермонтова часто сравнивают с ярким метеоритом, который неожиданно появился на небосклоне русской литературы и внезапно исчез, оставив потомкам свои замечательные произведения. Среди них - «Из Гете» («Ген на вершины...»)

 

image36

 

Михаил Лермонтов

 

2. Выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова «Из Гете» учителем в переводе Т. Масенка и на языке оригинала

(Для тех, кто работает по учебнику «Зарубежная литература» Есть. Волощук:

ИЗ ГЕТЕ

Ген на верховины

Темная ночь легла;

Мягкие долины

Покрыла свежая мгла;

Не курят дороги,

Листья не дрожит...

Сможешь от тревоги

Скоро и ты спочить!

М. Лермонтов, перевод Т. Масенка)

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном

• Понравилось ли вам стихотворение? Чем именно?

• Чем похож этот стих в поэзии Алкмана и Гете, чем отличается? (Изображением ночного горного пейзажа похожи, особенно с Гете; у Лермонтова и Гете различные детали: у первого - долина, дорога, листья; у второго - птичий крик, шум бора)

• Сохраняется дух, настроение произведений в этих трех стихах? (Да, это - спокойствие, ощущение величия природы, осознание себя ее частью)

 

4. Слово учителя

- Для того чтобы ярче описать предмет, понятие, явление, дать им точную, образную характеристику, писатели употребляют прилагательные - художественные определения, которые называются эпитетами (вспомните сведения по украинской литературе).

Записи в литературоведческих виде словариков Эпитет - это художественное определение.

- Эпитеты следует отличать от обычных прилагательных - определений, которые просто характеризуют предмет, указывая на его форму, размер, цвет, материал или свойство. Например, мягкая (игрушка) - обычный прилагательное-определение, а мягкое (сердце) - эпитет; так же взрослый (парень) - взрослый (поступок); хищные (звери) - хищные (когти) и т.п.

 

5. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Выпишите эпитеты и обычные прилагательные-определения из стихов Алкмана, Гете и Лермонтова, сравните их, определив, добавляют они сочинению новых оттенков значений.

 

Эпитеты

 

Алкман

Гете

Лермонтов

Стрельчатые (скалы),

робуче (племя),

черная (земля)

Ночной (мгле)

Темная (ночь),

кроткие (долины),

свежая (мла)

 

Прилагательные-определения:

горные (верховины), хищный (зверь) - у Алкмана; птичий (играй) - в Гете.

Ожидаемые выводы

- Художественные средства в стихотворении Алкмана создают немного отстранен от человека и страшноватый, даже немного жуткий пейзаж (обрывистые скалы, пропасти, норы, хищные звери, пуще, пугало в глубинах).

- В стихотворении Гете эпитетов мало, но ночной пейзаж более кроткий благодаря уменьшительно-ласковом слову «ветерок», словосочетанию «птичий грай» в значении «птичьи игры, шум».

- В поэзии Лермонтова ночной пейзаж дышит величием и кротостью; тишина аж звенит. Это впечатление создается с помощью двойного отрицания («Не курят дороги, Листья не дрожит»). «Желанный покой, отдых такой близкий!» - убеждает нас автор.

 

6. Слово учителя

- Ночной пейзаж, что предстал из-под пера сначала Алкмана, а затем Гете и Лермонтова, захватил еще одного русского поэта Иннокентия Федоровича Анненского (1855-1909). Поэтому для полноты впечатления прочтем и это произведение.

(Для тех, кто работает по учебнику «Зарубежная литература» Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко:

Над высью горной -

Тышь.

В листве, уж черной,

Не ощутишь

Ни дуновенья.

В чаще затих полет...

О, подожди мгновенье -

Тишь и тебя возьмет.

Ы. Анненский)

 

7. Слово учителя

- Как вы, наверное, заметили, общими образами для всех стихов, с которыми мы познакомились, есть образ тишины, покоя, величественных горных вершин. Природа, словно живое существо, спит, дрожит, ложится спать. Такой прием «очеловечивания» называется персонификацией (вспомните сведения по украинской литературе).

Записи в литературоведческих виде словариков

Персонификация (олицетворение) - уподобление неодушевленных предметов или явлений природы человеческим якостям. это один из видов метафоры.

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

У известного русского поэта В. Жуковского есть сказка «Спящая красавица». Вот как там описывается сон царя Матвея и его царства:

«Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят;

У ворот собаки спят;

В стойлах головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,-

Кони сном глубоким спят.

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Сбившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном».

- Чем отличается этот сон от того, который изображен в стихах Алкмана, Гете, Лермонтова, Анненского? (В пейзажных стихах о горные вершины сон естественный, с обычным, закономерным пробуждением; В. Жуковского же - волшебный, следствие, что волшебство и мести, его может развеять только чудо.)

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать, анализировать стихотворение М. Лермонтова «Из Гете», выучить наизусть (по желанию, с учетом того, что по программе изучается наизусть только один стих о природе по выбору ученика); сделать иллюстрации.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Поэзия для меня...

• Больше всего мне понравилось...

• Мне хотелось бы...