ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 40

НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ”РОМАНЕ НАУКИ”

 

Тема: Романтика путешествий, величие науки и знаний как основной пафос произведений Ж. Берна.

Для игры воображения рассказчиков необходимы какие-то основания или повод.

Профессор Аронакс

Цель: выяснить, какие черты характера и факты биографии Жюля Берна отразились на его творчестве, понять, в чем заключается вклад писателя в развитие мировой литературы сравнению с Даниэлем Дефо, проследить типологические связи между творчеством двух представителей приключенческого романа; развивать аналитические, исследовательские способности, способность выделять главное, умение упорядочивать фактологический материал, совершенствовать устную речь, культуру общения, воспитывать интерес и уважение к литературному наследию других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Жюля Берна, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения. Работа с эпиграфом.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Можно предложить растолковать значение словосочетания «роман науки», ответить на вопрос, почему именно это понятие вынесено в название темы.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку и предлагает интерпретировать его значение и высказать соображения относительно того, как он связан с темой. После коротких рассуждений-разминки учащимся предлагается самостоятельно сформулировать предсказания относительно цели/задачи урока, обсудить ее (их) в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими уточнениями.

 

2. Ассоциирование на тему творчества («Гронування»).

 

Образец

Жизнь и творчество Жюля Берна:

• Франция;

• остров Фейдо, город Нант;

• «Дункан», «Пилигрим»;

• приключенческий роман;

• путешествие - «Пятнадцатилетний капитан»;

• побег из дома;

• литературный классик;

• яхтсмен;

• капитан Немо;

• вера в научно-технический прогресс человечества;

• Даниэль Дефо;

• предсказания научных изобретений;

• наука;

• « роман науки »;

• научная фантастика;

• географический роман;

• рассказы Жака Араго;

• рассказ «Первые корабли мексиканского флота»;

• драматические произведения;

• география, история, физика;

• Паганель, Бенедикт;

• этнография, биология, морское дело;

• серия романов «Необыкновенные приключения»;

• «Путешествие к центру Земли»;

• «Пять недель на воздушном шаре», «С Земли на луну», «Вокруг Луны», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Тайна Вильгельма Шториця», «Робур-завоеватель», «В погоне за метеором», «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», «Равнение на флаг», «Тайна Антарктиды»;

• интерес к аэронавтике;

• работа биржевым маклером;

• участие в создании атласа Франции;

• идея исследовать Африку с помощью воздушного шара;

• издатель П. Ж. Етцель: предложение превратить научную работу на роман.

 

3. Осознание значений. Презентация ученических гроздь.

На этом этапе должно произойти упорядочение идей в отдельные простейшие группы, которые учитель записывает на доске во время ученических презентаций, отбирая те, которые целесообразны для дальнейшего раскрытия темы. Например:

• факты биографии;

• названия произведений писателя;

• герои произведений;

• научные предвидения;

• тематика творчества (в зависимости от полученного материала и цели урока). Во время этой работы учащимся предлагается задавать уточняющие вопросы относительно неожиданных или непонятных идей,включенных в гроздь. Благоустроенные результаты совместной работы, отражены на доске, переносятся в ученических тетрадей.

 

4. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту. Взаимные вопросы.

Ученики в паре, пользуясь «этюдами» домашней работы, на «Партнерских листах» разрабатывают совместную версию вопросов и обмениваются ими с другими парами/группами участников с участием учителя.

Ориентировочные вопросы:

• Какую литературу по тематике и содержанию представляет Жюль Берн? Приведите примеры.

• Как писателю удалось популяризировать научные знания? (Путем сочетания познавательного и развлекательного элементов).

• Предсказания которых научно-технических достижений содержащих романы Верна? (Подводные лодки, телевидение, космические путешествия, ракеты с реактивным двигателем, искусственные спутники, вертолеты, даже догадывался о существовании атомной энергии).

• Какой литературный изобретение принадлежит Жюлю Верну? (Создание нового типа романа - «романа науки» ).

• О какие интересные факты из жизни писателя вы узнали? (Жюль родился на острове Фейдо, образовавшийся на одном из рукавов реки Лаура; своей формой этот остров напоминал корабль, который плывет вниз по течению; в 11 лет попробовал по тай от родителей отправиться в путешествие в Индию за кораллами для кузины, за что его потом высекли и посадили на хлеб и воду; об отце в городе ходила поговорка «честный, как Берн»; был заядлым яхтсменом; написал популярную историю географических открытий со времен Финикии до середины 19 в.; был лично знаком с Александром Дюма,; герой Дик Сенд «Пятнадцатилетнего капитана» - подарок сыну Мишелю на его 15-летие; писатель почти полностью потерял зрение, но продолжал писать; был ранен в ногу пулей безумца, Папа Римский благодарил Верну за моральную чистоту его произведений, венецианцы в его честь устраивали шествие с факелами под окнами гостиницы, где он жил ).

• Родоначальником какого жанра считается Же. Берн? (Жанра научной фантастики ).

• Какой счастливый случай помог Же. Верну найти свой личный путь в литературе? (Заказ журнала «Семейный музей», знакомство с издателем П. Ж. Этцелем).

• Чем увлекался Же. Берн кроме писательства? (Научными исследованиями (10 географических исследований), аэронавтикой, плаванием на яхте, вообще странствиями, делами города Альмена, где писатель поселился в конце жизни).

 

5. Применение и развитие приобретенных знаний. Составление таблицы.

С целью исследования типологических связей между творчеством Жюля Берна и Даниэля Дефо, представляют лучшие страницы приключенческого романа в мировой литературе, учащимся предлагается составить «Таблицу сравнительной характеристики», опираясь на вопросы: какие сведения о жизни и творчестве Жюля Верна перекликаются с тем, что вы узнали о Даниэля Дефо? Что отличает творчество этих писателей?

Таблица сравнительной характеристики жизни и творчества писателей

Даниэль Дефо, Жюль Берн

Отец наставлял на путь священника Отец в будущем видел сына юристом

Тяга к приключениям Попытка тайком пойти в плавание

Склонность к авантюризму Склонность к научным исследованиям

Стремление к успеху и испытания себя во всех возможных сферах деятельности Стремление к успеху в науке и литературе

Прагматизм, практичность, Романтичность, склонность к фантастике

Счастливый случай: помощь лорда Харли (освобождение из тюрьмы, предложение возглавить журнал) Счастливый случай: заказ журнала «Семейный музей», знакомство с Этцелем

Занятия коммерцией Работа на бирже

Путешествия в течение жизни Любовь к путешествиям (10 географических исследований, захвата яхтой)

Сочетание в произведениях реальных фактов и вымысла, Сочетание в произведениях научных фактов и фантастических предположений (гипотез)

Необычные, приключенческие сюжеты Необычные, приключенческие сюжеты

Поучительно-философский смысл произведений Научно-популярное содержание произведений

Вера в прогресс, что достигается путем открытия новых земель и предпринимательства Вера в прогресс, который достигается путем развития науки и техники

Развитие документальной прозы. Обновления жанра романа: сочетание в произведении черт романа - путешествия, автобиографического, авантюрно-приключенческого, воспитания, дневника, философской притчи. Начало «робинзонады» Развитие «робинзонады». Обновления жанра романа: создание «романа науки». Начало жанру научной фантастики

 

6. Подведение итогов, объявление оценок за урок.

 

7. Домашнее задание.

1. Читать первую часть романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».

2. В «Дневнике литературных наблюдений» составить план характеристики героев романа (капитана Халла, кузена Бенедикта, Геркулеса, миссис Велдон, Негору, Дика Сенда).

3. С целью подготовки к переводу ключевых эпизодов романа и беседы по его содержанию составить простой план основных событий «Вслед за автором».