ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №41

 

Тема. Поэма «Мазепа»: историческая основа и романтический миф. Черты романтического героя в образе Мазепы

Цель: углубить знания учащихся по теории литературы о романтизм, романтическую поэму, романтического героя, о творчестве Байрона; формировать аналитическое читательское умение, умение строить аргументированное собственное высказывание; воспитывать любовь к истории Украины, к родине.

Оборудование: гроздь на тему «Байрон», иллюстрации с изображением Мазепы.

Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.

 

Тот, кто не любит свою родину, ничего любить не может.

Дж. Байрон

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

Коллективное составление грозди на тему «Байрон»

 

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. За Байроном, «сильная», «естественная» человек Востока в отличие от «хилой», «искусственного» человека Запада способна умереть от любви или убить из-за ревности. Всюду «на восток от Запада» Байрон находит такие черты. Например, в Украине, где он никогда не был, но о которой прочитал в Вольтера, якобы она, как Ирландия, «всегда стремилась свободы»; российскому царю Петру И Вольтер противопоставлял Мазепу. Этой антитезе Байрон оказал сугубо романтического звучание в поэме «Мазепа», написанной в 1818 году. Следует подчеркнуть, что Мазепа - самый симпатичный из всех героев Байрона. Именно о поэме Байрона «Мазепа», о ее главного героя, историческую основу произведения и романтический миф мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)

 

III. Работа над темой урока

 

XIII. Теория литературы

Поэма - стихотворное произведение, в котором изображены значительные события (имеющие общечеловеческое значение) и яркие характеры. Рассказ сопровождается раскрытием авторских переживаний и размышлений. Поэмы бывают героические, дидактические, сатирические, бурлескные, лиро - драматические, романтические.

 

XIII. Сообщение ученика - «историка»

Исторические сведения о Иване Мазепе

Мазепа Иван Степанович - гетман Украины с 1687 по 1 709 год; выдающийся государственно-политический и культурный деятель конца XVII - начала XVIII вв.

Родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы (ныне Белоцерковский район Киевской области). Принадлежал к семье известной правобережной украинской шляхты. Начальное образование получил в школе Киевского братства, впоследствии окончил Киево-Могилянский коллегиум и Иезуитскую коллегию в Варшаве, в Течение трех лет учился в Германии, Италии, Франции и Голландии, где получил превосходное европейское образование, опыт европейской политической и культурной жизни. Знал несколько иностранных языков. Формирование национально-политических убеждений. Мазепы происходило во время службы при гетманах П. Дорошенко и И. Самойловичеві, которые имели программы возрождения самостоятельной и со-борной украинского государства.

И. Мазепа был первым украинским гетманом, который неизменно владел гетманской булавой в течение почти 22 лет (8081 дней). Период его правления характеризовался экономическим развитием Украины - Гетманщины, стабилизацией социальной ситуации, подъемом церковно-религиоВНОй жизни и культуры.

В начале XVIII ст., в условиях Северной войны (1700-1721), гетман И. Мазепа в союзе с польским королем Станиславом Ліщинським и шведским королем Карлом XII предпринял попытку реализовать свой военно-политический проект, целью которого был выход из-под протектората Московского государства и образования на украинских землях независимого государства.

Умер в ночь с 21 на 22 сентября 1709 года в селе Варница близ г. Бендеры. Похоронен в монастыре Св. Георгия (Юрия) м. Галац (Румыния).

 

3. Сообщение учеников -«литературоведов»

Романтический миф о Мазепе

XIII. ученик - «литературовед». Фигура Мазепы - едва ли не самая большая в новой украинской, а вместе с Богданом Хмельницким - и во всемирной истории. Как известно, образ Мазепы вдохновлял многих художников и исследователей. Художников манила связана с его личностью легенда, в которой изображен его как романтического героя любовных приключений. Мазепа в западном мире - фигура любовного героя Вольтера или Байрона, а не историческая личность.

К популяризации украинского гетмана в Западной Европе примкнул в первую очередь Вольтер в своей известной истории о Карле XII, в которой между прочим описал, как один польский шляхтич, желая отомстить за то, что Мазепа «вел романс» с его женой, наказал его оригинальным способом, а именно: в поймав Мазепу, приказал раздеть его, а потом привязать к дикой лошади и пустить в степи, надеясь, что Мазепа неизбежно погибнет. К счастью, юношу спасли казаки. Спустя Мазепа с казаками участвовал в походах против татар. «Благодаря своим знаниям,- пишет Вольтер,- Мазепа снискал себе на Сечи большое уважение, а царь считал обязательным сделать его князем Украины».

История написания Байроном в поэме «Мазепа»

XIII. ученик -«литературовед». Поэму «Мазепа» Байрон написал во время пребывания в Италии (в Венеции и Равенне) в 1818 или 1819 году. Кое-кто из исследователей считает, что на рассказы Мазепы о его влюбленность в молодые годы в юную красавицу Терезу, жену старого богатого графа - воеводы, отразились взаимоотношения самого Байрона с юной женой графа Гвічіоллі, которую также звали Терезой.

В начале своей поэмы Байрон подал справку, которая свидетельствовала, что в ее основу был положен один из эпизодов из «Истории Карла XII» французского писателя Вольтера о том, как «шляхтич» Мазепа в юности за связи с женщиной польского вельможи был наказан - привязан к дикому коню, которого отпустили в степь. Тогда «Мазепа от страданий и с голоду чуть не умер». Это событие и составляет основное содержание поэмы. О ней рассказывает Мазепа шведскому королю Карлу XII, когда после разгрома Петром i под Полтавой 1709 года они бежали в Турцию.

Вопрос к ученикам

• Чем отличаются сообщение ученика -«историка» и ученика - «литературоведа»? Какие еще сведения можно добавить о Мазепе?

 

4. Работа над содержанием поэмы Д. Байрона «Мазепа»; составление плана произведения

Ориентировочный план

XIII. Поражение шведов под Полтавой.

«В ужасный день возле Полтавы От шведов счастье утекло, / Вокруг рубленое, кровавое / Все войско Карлове легло...». (Здесь и далее - перевод Д. Загулы)

XIII. Мазепа среди свиты короля Карла XII.

«А рядом в рыцарской толпе, Где свесил дуб ветви груВНО, / Мазепа уставший себе / 3 травы твердую постель стелит. / Гетьман - мрачный и старый / И сам, как тот дуб вековой...».

XIII. Разговор Карла с Мазепой.

«Король с улыбкой горькой / Свою мизерную пайку взял / И, скрыв приступ боли, / Бодро, громко сказал: / "У всех из нашего кружка / Отважный дух, твердая рука, / И кто в это время маршей, боев, / Болтал меньше и более сделал, / Чем ты, Мазепо?.."».

XIII. Рассказ Мазепы о себе:

а) при дворе короля Казимира

«...Так лет пятьдесят назад. Мне двадцатый год шло... / Еще Казимир королював, / Ян Казимир... Шесть лет я / Был паж у того короля...»;

б) жена графа - воеводы

«Младшая что-то на тридцать лет / Все труднее сносила она Свою скуку и графов фитиль»;

в) зарождение любви

«...Это бессознательное сочетание - / И мы никогда не поймем, Как вдруг искорка любви / взорвется Бешеным огнем. / За ней я следил издали, / Вздыхал, смотрел и плакал я, / пока нас вдвоем построили,- И с тех пор мы встретились...»;

г) взаимность

«Я любил и любимым был... / Любил я и испытал любовь. / Хоть и счастливая судьба эта, / А все же конец ее - страдания / Мы тайком виделись...»;

д) разоблачение

«...нас двоих одной ночи / Схватила стая шпионов... / От гнева граф взбесился - ... / Терезина судьба, / Не скажу вам - не знаю и сам. / Так нас судьба разлучила! / Но ведь и февраль был, аж страх, / Прегордый воевода - граф! Он сам для себя был святой / И думал, что в глазах народа, / Как и в моих, он тоже такой...»;

е) наказание

«...Годованца степей / Ведут к вспотевшему меня. / Меня десяток гайдуков / Ему до спины прикрутил / Тугим ремнями - и пустил... / Свисток, кнут... и конь побежал, / Что так бы и водопад не смог»;

ж) желание мести

«...Что придет день и я вернусь / С десятком тысяч верховых И за позор свой помщусь, /И благодарность графу состава . На тех дерзких дворовых - / За негостеприимную ту езду».

ы) на спине у лошади

«Каков же был мой гнев и страх, / Одчай и холод, голод, ужас, / Которые я должен был иметь боли - / Когда-то, связанный и голый, / Куда-то в безвестность летел!»;

к) гибель коня

«Здесь сам остался я в одчаї, / Привязан тугим ремнем / До этого трупа без жизни...»;

л) спасение

«...Я понял, что еще не умер, / Что это и не сон, потому что кто-то не дал Меня на жир коршунов и ворон»;

г) объяснение спасения

«...Я бы не хотел / Докучать вам упоминаниями, Как гостил я в казаков. / Они нашли меня в долине, / Внесли языков трупа в ближний дом И спасли...».

5. Завершение поэмы.

«..."А потом Я стал гетманом в их стране..." / И вы удивляетесь, почему / Король не благодарил его. За повесть? Он знал причину: / Король уже с час спал».

 

IV. Рефлексия

 

1. Обобщение материала

Учитель. С. Павлычко писала: «Вольтер, а за ним и Байрон ошибались, считая Мазепу польским шляхтичем, который случайно попал на Украину. Однако в этой ошибке была своя романтика... В чужих землях Мазепа завоевывает власть, славу, даже королевский титул. Это романтический миф, на котором частично отразилась личность самого Байрона, который в чужой стране - Италии - стал карбонарієм, а затем стремился присоединиться к Боливара в Перу или возглавить или хотя бы объединить национально-освободительное движение в Греции».

 

2. Выявление отношения учащихся к образу Мазепы

Вопрос к ученикам » можно считать Мазепу романтическим героем?

Учащиеся по желанию отвечают на вопросы, аргументируя их.

 

V. Домашнее задание

 

Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений Байрона; нарисовать иллюстрации к произведениям Байрона (по желанию).