УРОК № 40
Тема. Байронический герой и настроения «мировой скорби» в стихах поэта.
Цель: углубить знания по теории литературы о лирике, дать понятие о байронического героя; учить вдумчивому чтению лирических произведений; развивать творческие способности, умение анализировать; воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудования; портрет Байрона.
Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.
Властитель дум.
О. Пушкин
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
1. Коллективная работа Записи в тетради
Основные периоды творчества Байрона
III. 1807-1809 гг.- лирическая сборник «Часы досуга».
1. 1809-1817 гг. - поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», восточные поэмы, «Еврейские мелодии» (цикл - 23 стихи - любовная ли-рика).
2. 1817-1824 гг. - поэмы, роман в стихах, «Донжуан» - самый большой по объему и значению произведение.
IV. Составление сенканів
Байрон,
Одинокий, романтичный,
Віршував, любил, боролся,
Слава, переплетенная с образами,
Птица.
II. Работа над темой урока
• Теория литературы
Лирика - один из трех жанров литературы. Особенность лирики - действительность изображается через описание чувств, переживаний, мыслей лирического героя. Лирика делится на:
IV. гражданскую (общественно-политическую) - размышления поэта об общественной жизни;
4. философскую - раздумья о смысле человеческого бытия;
V. пейзажную - размышления, навеянные природой;
5. интимная - размышления и чувства, связанные с дружбой и любовью.
6. Стансы - раВНОвидность лирики, поэзия - размышление, в каждой строфе которой выражается определенная мысль или наблюдение.
1) Выразительное чтение учащимися стихотворений Байрона и комментарии учителя к ним
Мой дух, как ночь. О, играй скорее:
Я еще вчуваю арфы глас.
Пусть воркует жалібніш
И радует слух в последнее время.
Как еще надежда в сердце спит,
Ее милый разбудит пение.
Как слеза - она истечет,
Пока мой мозг не сгорел.
Но сурово и грустно играй,
Добавь сожаления в свой первый звук.
Молю тебя, дай заплакать.
Потому распадется сердце из мук.
Оно в себе терпит давно,
Уже в ему доверху тяжких оскорблений;
Как не поможет пение, оно
От мук страшных порвется сразу.
(Перевод В. Самойленко)
Учитель. Всех, кто общался с Байроном, покоряло не только чувство прекрасного, но и острое чувство справедливости. «Его глаза - это раскрытая ворота солнца, они созданы из света и для света»,- писал один из его современников. И в своей душе поэту разобраться было трудно: слишком много гнетущих дум и вопросов без ответов переполняли ее.
ПРОМЕТЕЙ
Титан! В глазах твоих
Отразилось горе и тревоги
Земных житців, что гневные боги
Погордно презирали их.
А что ж. за то достал, Титан?
Лишь скалу, коршуна и оковы,
Немое страдание, вечный бран,
Невыносимая боль роздертих ран,
Что Духа гордому уймає...
Ты стон, рожденный одчаєм,
Душил в груди; чтобы тот звук
Не выказал тайных мук,
Знімівши на устах, аж. пока
Надзиратель неба улетит,
Чтобы мук агонии и на мгновение
Боги не увидели жестокие.
Ты выбрал борьбу, Титан,
В поединке воли и страданий,
Принял ты муки без колебаний;
А небо мстиве, неумолимый,
И Судьба зла - тиран глухой -
И дух Ненависти, который
Существ себе на радость творит.
И сам их уничтожает, сам их моря,
Дали тебе бессмертие в дар.
И даже эта самая тяжелая из кар
Твоей судьбы не сломала.
Смогла добиться лишь проклятий
Ярость Громовладцева от тебя
И что ему готовит небо,
Ты, вещий, не хотел сказать,
Хоть взгляд твой сказал немало:
В нем приговор прозвучал, как гром,
И раскаянием топлив горьким,
Угнетал страхом, аж в правой руке
Дрожали в гневе молнии.
В том твой небесный грех,
Что людям ты уменьшил страдания,
Что светом разума и познания
На борьбу вооружил их.
Пусть судьба зла тебя сковала,
И вызов твой, схватка дерзкая,
Рвение твое огненное,
Твой гордый дух и непокорность,
Что их и небо не поборет,
Для смертных примером становится.
Ты человечеству осветил дороги,
Ты - символ веры и тепла.
Как ты, сыны человеческие - полубоги,
Ручей ясного источника.
Пусть и провидит люд точно
Изнемог свой пай: и скорбь,
И горе, и борные бремя,
1 судьбу не отзывных мар,-
И дух бунтарства - не покаяния -
Самые тяжелые разбивает оковы,
И воли человеческой тяга,
В муках срощенная, в одчаї.
Надежды и веры страчає,
Триумфом встречает вызов
И властно смерть перемага!
(Перевод Д. Паламарчука)
Учитель. Прометеевская тема народолюбства и непокоренности, бесстрашной борьбы за свободу, за человека в творчестве Байрона звучит мощным аккордом. В стихотворении «Прометей» возвеличивается подвиг того, кто «человечеству осветил дороги». Сам поэт, как и воспет им во многих произведениях титан - богоборець, всегда стремился быть там, где развивалось знамя борьбы за свободу человека,
ВОСПОМИНАНИЕ
Конец! То был лишь сон.
И вдруг Бледных надежд лучик угас.
Счастливых мало дней прожито,
Рассвет мой укрывает тьма,
И душу сковывает зима,
Любовь, надежду вдребезги разбито.
Если бы - и воспоминания. Если бы-то!
(Перевод Д. Паламарчука)
Учитель. Стихотворение «Воспоминание» можно считать образцом поэтической недосказанности» по которой скрытые причины сумму автора. Поэтический мир Байрона богатый и просторный. Вместе с тем «потерянный рай», потерянные надежды, затерянный абсолют человеческого счастья - где внутренняя тема лирики поэта.
Когда снится мне, что ты любишь меня,
Ты в сон мой не сердись, дорогая,-
Только в мечтах я имею счастье ясное,
Каждое утро - оплакана пагуба.
Дорогой сон! Забери себе мою силу,
А мне дай бессилие роскошное,
Может, снова, как в ту ночь, буду я в раю,
Ох, какое ж это жизнь будет пышное!
Смерть и сон, говорят люди, то братья родные,
Сон есть образ молчаливого смерти,
Когда смерть может дать лучший рай, чем во сне,
То я стараюсь поскорее умереть.
Ох, не хмурь, моя милая, бровок ласковых,
Не гадай, что я слишком счастлив.
Когда грешен был сон,- я искупил грех:
Исчез без следа мой сон чарующий...
Хотя я видел, любимая, твой смех во сне,
Не карай ты меня за призрака!
(Перевод Д. Паламарчука)
Учитель. В стихотворении отсутствует поэтика глухих эмоций, обобщенных личностей и обобщенных положений. В них доминирует эмоционально-экспрессивное начало. Лирика становится познанием души и личности тех, к кому она обращена, открываются и адресат, и автор. Мы чувствуем, кто таков сам поэт, что он чувствует к героине, что она несет ему.
В ДЕНЬ МОЕГО ТРИДЦЯТИШЕСТИЛІТТЯ
Уймись, сердце. Выбил время.
Никого нам не тронет.
Пусть любовь обходит нас,
И нам - любит.
Пожелтели дней моих листья,
Засох любви цвет и плод.
Ползут скорбь и черви
За мной вслед.
Словно вулкан тот из жерла,
Жирущий пламень в грудь бьет,-
И не светильник, то пала
Жизнь моя.
Прошедшие дни тревог, надежд,
Любви, ревности, жажды,
С любви все достояние мой -
Сплетает нам.
14 В поле битвы, звон оружия,
15 славит Грецию мою!
16 Свободен я, чем сын Спарты,
Что пал в бою!
Восстаний! Эллады несется зов,
Укрепи свой дух! Не забывай,
Чья у тебя в жилах кровь.
На бой трогай!
Притлуми чувств несвоевременных жар
17 И низменные страсти круши!
18 Пусть вроди гибельной пожар
Не верит души!
Как жаль молодых лет.
На жертву воли их оддай!
До битвы стать время подоспел.
В борьбе сконай!
За волю в гордім настоящим края
Борись всупір судьбы злой.
Найди в бою и смерть свою.
И супокій!
(Перевод Д. Паламарчука)
Учитель. Стих считают последним в творчестве поэта Собственную лирическую поэзию поэт совмещал с подвигами освободительной войны, с делом защиты греков. Нам остались строки, написанные Байроном в Кефолонії 19 июня 1823 года в дневнике менее чем за год до смерти. Строки не были дописаны и оборванные на полуслове. Да и по форме, и по сути своей они и в этом виде цельные, объединяя мир истории и политической борьбы с внутренним миром поэта.
Вопрос к ученикам
V. Какие доминирующие черты поэзии Байрона можно отметить?
III. Рефлексия
Коллективная работа
а) Формулировка определения и характерные черты байронического героя (запись в тетради)
Байронический герой - человек романтическая по характеру. Характерные черты байронического героя:
VI. острое восприятие несовершенства окружающего мира; « благородство души;
VII. глубина и сила чувства;
VIII. подчеркнутое чувство превосходства, пренебрежение к людям;
IX. одиночество.
б) Особенности любовной и политической лирики Байрона (запись в тетради)
Общие особенности лирики Байрона
X. Ярко выраженное субъективное (личное) начало (автобиографическая канва произведений или опосредованная рассказ о себе).
XI. Страдницька душа лирического героя.
XII. Источник страданий лирического героя - несовершенство жизни.
XIII. Загадочность, недосказанные, внутренняя энергия поэзии.
• Нарушение традиционных форм поэзии: оборванный на середине строки; привлечение слов из бытовой лексики; разный ритм, размер, длина строк, строф; создание нового поэтического жанра - стансів, «стихов на случай» (стихотворение, написанное по какому-то определенному поводу или обращен к конкретному адресату); написание поэзии в виде внутреннего монолога поэта.
IV. Домашнее задание
Опережающее задание для учащихся 3-4 - повторить из теории литературы понятия «поэма»; по истории - сведения о Иване Мазепе; для всех учащихся - прочитать поэму Байрона «Мазепа».