ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 40

 

Тема. Байронический герой и настроения «мировой скорби» в стихах поэта.

Цель: углубить знания по теории литературы о лирике, дать понятие о байронического героя; учить вдумчивому чтению лирических произведений; развивать творческие способности, умение анализировать; воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудования; портрет Байрона.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

 

Властитель дум.

О. Пушкин

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. Коллективная работа Записи в тетради

Основные периоды творчества Байрона

III. 1807-1809 гг.- лирическая сборник «Часы досуга».

1. 1809-1817 гг. - поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», восточные поэмы, «Еврейские мелодии» (цикл - 23 стихи - любовная ли-рика).

2. 1817-1824 гг. - поэмы, роман в стихах, «Донжуан» - самый большой по объему и значению произведение.

 

IV. Составление сенканів

Байрон,

Одинокий, романтичный,

Віршував, любил, боролся,

Слава, переплетенная с образами,

Птица.

 

II. Работа над темой урока

 

Теория литературы

Лирика - один из трех жанров литературы. Особенность лирики - действительность изображается через описание чувств, переживаний, мыслей лирического героя. Лирика делится на:

IV. гражданскую (общественно-политическую) - размышления поэта об общественной жизни;

4. философскую - раздумья о смысле человеческого бытия;

V. пейзажную - размышления, навеянные природой;

5. интимная - размышления и чувства, связанные с дружбой и любовью.

6. Стансы - раВНОвидность лирики, поэзия - размышление, в каждой строфе которой выражается определенная мысль или наблюдение.

 

1) Выразительное чтение учащимися стихотворений Байрона и комментарии учителя к ним

Мой дух, как ночь. О, играй скорее:

Я еще вчуваю арфы глас.

Пусть воркует жалібніш

И радует слух в последнее время.

Как еще надежда в сердце спит,

Ее милый разбудит пение.

Как слеза - она истечет,

Пока мой мозг не сгорел.

Но сурово и грустно играй,

Добавь сожаления в свой первый звук.

Молю тебя, дай заплакать.

Потому распадется сердце из мук.

Оно в себе терпит давно,

Уже в ему доверху тяжких оскорблений;

Как не поможет пение, оно

От мук страшных порвется сразу.

(Перевод В. Самойленко)

 

Учитель. Всех, кто общался с Байроном, покоряло не только чувство прекрасного, но и острое чувство справедливости. «Его глаза - это раскрытая ворота солнца, они созданы из света и для света»,- писал один из его современников. И в своей душе поэту разобраться было трудно: слишком много гнетущих дум и вопросов без ответов переполняли ее.

 

ПРОМЕТЕЙ

Титан! В глазах твоих

Отразилось горе и тревоги

Земных житців, что гневные боги

Погордно презирали их.

А что ж. за то достал, Титан?

Лишь скалу, коршуна и оковы,

Немое страдание, вечный бран,

Невыносимая боль роздертих ран,

Что Духа гордому уймає...

Ты стон, рожденный одчаєм,

Душил в груди; чтобы тот звук

Не выказал тайных мук,

Знімівши на устах, аж. пока

Надзиратель неба улетит,

Чтобы мук агонии и на мгновение

Боги не увидели жестокие.

Ты выбрал борьбу, Титан,

В поединке воли и страданий,

Принял ты муки без колебаний;

А небо мстиве, неумолимый,

И Судьба зла - тиран глухой -

И дух Ненависти, который

Существ себе на радость творит.

И сам их уничтожает, сам их моря,

Дали тебе бессмертие в дар.

И даже эта самая тяжелая из кар

Твоей судьбы не сломала.

Смогла добиться лишь проклятий

Ярость Громовладцева от тебя

И что ему готовит небо,

Ты, вещий, не хотел сказать,

Хоть взгляд твой сказал немало:

В нем приговор прозвучал, как гром,

И раскаянием топлив горьким,

Угнетал страхом, аж в правой руке

Дрожали в гневе молнии.

В том твой небесный грех,

Что людям ты уменьшил страдания,

Что светом разума и познания

На борьбу вооружил их.

Пусть судьба зла тебя сковала,

И вызов твой, схватка дерзкая,

Рвение твое огненное,

Твой гордый дух и непокорность,

Что их и небо не поборет,

Для смертных примером становится.

Ты человечеству осветил дороги,

Ты - символ веры и тепла.

Как ты, сыны человеческие - полубоги,

Ручей ясного источника.

Пусть и провидит люд точно

Изнемог свой пай: и скорбь,

И горе, и борные бремя,

1 судьбу не отзывных мар,-

И дух бунтарства - не покаяния -

Самые тяжелые разбивает оковы,

И воли человеческой тяга,

В муках срощенная, в одчаї.

Надежды и веры страчає,

Триумфом встречает вызов

И властно смерть перемага!

(Перевод Д. Паламарчука)

 

Учитель. Прометеевская тема народолюбства и непокоренности, бесстрашной борьбы за свободу, за человека в творчестве Байрона звучит мощным аккордом. В стихотворении «Прометей» возвеличивается подвиг того, кто «человечеству осветил дороги». Сам поэт, как и воспет им во многих произведениях титан - богоборець, всегда стремился быть там, где развивалось знамя борьбы за свободу человека,

 

ВОСПОМИНАНИЕ

Конец! То был лишь сон.

И вдруг Бледных надежд лучик угас.

Счастливых мало дней прожито,

Рассвет мой укрывает тьма,

И душу сковывает зима,

Любовь, надежду вдребезги разбито.

Если бы - и воспоминания. Если бы-то!

(Перевод Д. Паламарчука)

 

Учитель. Стихотворение «Воспоминание» можно считать образцом поэтической недосказанности» по которой скрытые причины сумму автора. Поэтический мир Байрона богатый и просторный. Вместе с тем «потерянный рай», потерянные надежды, затерянный абсолют человеческого счастья - где внутренняя тема лирики поэта.

Когда снится мне, что ты любишь меня,

Ты в сон мой не сердись, дорогая,-

Только в мечтах я имею счастье ясное,

Каждое утро - оплакана пагуба.

Дорогой сон! Забери себе мою силу,

А мне дай бессилие роскошное,

Может, снова, как в ту ночь, буду я в раю,

Ох, какое ж это жизнь будет пышное!

Смерть и сон, говорят люди, то братья родные,

Сон есть образ молчаливого смерти,

Когда смерть может дать лучший рай, чем во сне,

То я стараюсь поскорее умереть.

Ох, не хмурь, моя милая, бровок ласковых,

Не гадай, что я слишком счастлив.

Когда грешен был сон,- я искупил грех:

Исчез без следа мой сон чарующий...

Хотя я видел, любимая, твой смех во сне,

Не карай ты меня за призрака!

(Перевод Д. Паламарчука)

 

Учитель. В стихотворении отсутствует поэтика глухих эмоций, обобщенных личностей и обобщенных положений. В них доминирует эмоционально-экспрессивное начало. Лирика становится познанием души и личности тех, к кому она обращена, открываются и адресат, и автор. Мы чувствуем, кто таков сам поэт, что он чувствует к героине, что она несет ему.

 

В ДЕНЬ МОЕГО ТРИДЦЯТИШЕСТИЛІТТЯ

Уймись, сердце. Выбил время.

Никого нам не тронет.

Пусть любовь обходит нас,

И нам - любит.

Пожелтели дней моих листья,

Засох любви цвет и плод.

Ползут скорбь и черви

За мной вслед.

Словно вулкан тот из жерла,

Жирущий пламень в грудь бьет,-

И не светильник, то пала

Жизнь моя.

Прошедшие дни тревог, надежд,

Любви, ревности, жажды,

С любви все достояние мой -

Сплетает нам.

14 В поле битвы, звон оружия,

15 славит Грецию мою!

16 Свободен я, чем сын Спарты,

Что пал в бою!

Восстаний! Эллады несется зов,

Укрепи свой дух! Не забывай,

Чья у тебя в жилах кровь.

На бой трогай!

Притлуми чувств несвоевременных жар

17 И низменные страсти круши!

18 Пусть вроди гибельной пожар

Не верит души!

Как жаль молодых лет.

На жертву воли их оддай!

До битвы стать время подоспел.

В борьбе сконай!

За волю в гордім настоящим края

Борись всупір судьбы злой.

Найди в бою и смерть свою.

И супокій!

(Перевод Д. Паламарчука)

 

Учитель. Стих считают последним в творчестве поэта Собственную лирическую поэзию поэт совмещал с подвигами освободительной войны, с делом защиты греков. Нам остались строки, написанные Байроном в Кефолонії 19 июня 1823 года в дневнике менее чем за год до смерти. Строки не были дописаны и оборванные на полуслове. Да и по форме, и по сути своей они и в этом виде цельные, объединяя мир истории и политической борьбы с внутренним миром поэта.

Вопрос к ученикам

V. Какие доминирующие черты поэзии Байрона можно отметить?

 

III. Рефлексия

Коллективная работа

а) Формулировка определения и характерные черты байронического героя (запись в тетради)

Байронический герой - человек романтическая по характеру. Характерные черты байронического героя:

VI. острое восприятие несовершенства окружающего мира; « благородство души;

VII. глубина и сила чувства;

VIII. подчеркнутое чувство превосходства, пренебрежение к людям;

IX. одиночество.

б) Особенности любовной и политической лирики Байрона (запись в тетради)

Общие особенности лирики Байрона

X. Ярко выраженное субъективное (личное) начало (автобиографическая канва произведений или опосредованная рассказ о себе).

XI. Страдницька душа лирического героя.

XII. Источник страданий лирического героя - несовершенство жизни.

XIII. Загадочность, недосказанные, внутренняя энергия поэзии.

• Нарушение традиционных форм поэзии: оборванный на середине строки; привлечение слов из бытовой лексики; разный ритм, размер, длина строк, строф; создание нового поэтического жанра - стансів, «стихов на случай» (стихотворение, написанное по какому-то определенному поводу или обращен к конкретному адресату); написание поэзии в виде внутреннего монолога поэта.

 

IV. Домашнее задание

 

Опережающее задание для учащихся 3-4 - повторить из теории литературы понятия «поэма»; по истории - сведения о Иване Мазепе; для всех учащихся - прочитать поэму Байрона «Мазепа».