ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 39

Тема. Алкман. «Спят все вершины горные...». И. В. Гете. «Ночная песня путника»

 

Цель: ознакомить с жемчужинами мировой поэзии о природе; дать понятие о пейзаже, эпитеты; развивать навыки выразительного чтения поэзии, наблюдения над лирическим произведением и его анализа; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к природе, к художественной литературе, эстетические вкусы.

Оборудование: карта Древней Греции, иллюстративные материалы о периоде античности, издание античной литературы; фотоматериалы, репродукции картин с горными пейзажами.

Теория литературы: лирика (поэзия, поэтическое произведение), эпитет, пейзаж.

ХОД УРОКА

I. Анализ контрольной работы

 

II. Мотивация учебной деятельности школьников

- Как мы уже убедились, природу в литературе воспевали всегда. И художники древних времен, и современные поэты прославляли и продолжают прославлять ее величие и красоту. Древние люди считали все в природе живым: горы, реки, леса, деревья, олюднювали ее. Талантливые поэты слагали гимны природе, подчеркивая ее роль в жизни человека. Сегодня мы познакомимся с памятниками литературы, которые создают у читателя ощущение душевного покоя, умиротворения, делают его чувствительнее и добрее.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Восприятия и усвоения школьниками учебного материала

1. Слово учителя

- На юг от нашей страны находится прекрасная страна Греция, в которой издревле росли талантливые люди - писатели, философы, художники, скульпторы, архитекторы. Они дальше миру много знаний, создали настоящие художественные шедевры, образцы красоты.

(Просмотр иллюстративных материалов: карты Древней Греции, изображения скульптур античных богов - Венеры Милосской,

Аполлона и др.; архитектурных и скульптурных сооружений - храма Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Зевса Фидия в Олимпии, Колосса Родосского и др.; книги и скульптурный портрет Гомера и т.д.)

Долгое время древние греки жили в городах-государствах, и каждый отличался чем-то своим - крупнейшим театром, самым красивым храмом, самым выдающимся поэтом или драматургом. Город-государство Спарта славилась тем, что в ней воспитывались сильнейшие, найвитріваліші и самые умелые воины, которые были неутомимы, спали на земле под открытым небом, не требовали много еды. С того времени и пошли выражения «спартанский образ жизни», «жить по-спартански», «как спартанец». Но Спарта славилась еще и своими художниками, в ней, например, жил и творил поэт Алкман (VII в. до н. э.). Сведений о нем сохранилось немного, дошли до нас только отрывки его произведений. Но и то, что сохранилось, поражает своим художественным совершенством, тонкой наблюдательностью, чувством душевного равновесия. Алкман создал один из первых в мировой литературе поэтических пейзажей - описаний природы, и с того времени стихотворение «Спят все вершины горные... » постоянно вдохновляет поэтов, чтобы его переводами, перепевали и подражали.

 

image35

 

Венера Милосская

 

2. Выразительное чтение учителем стихотворения Алкмана «Спят все вершины горные...»

 

3. Словарная работа

Обрывистые высокие и тонкие вершины;

буераки - овраги, поросшие лесом;

пресмыкающиеся - змеи, ящерицы;

робуче - рабочее, трудолюбивое;

пуща - густой лес;

ветви - ветви.

 

4. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения Алкмана молча, затем - чтение вслух

 

5. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа

• Что описывает поэт в стихотворении?

• Какое время дня изображено в поэзии?

• С какими цветами, цветами ассоциируются понятия, названные в поэтической зарисовке? Почему?

• Есть ли какие-то события, движение в стихотворении? Почему?

• Выражения в произведении свидетельствуют о том, что автор воспринимает природу как живую, т.е. очеловечивает ее? (Спят вершины, скалы, овраги, пропасти, норы; черная земля взрастила)

• Какое настроение вызывает у вас стихотворение «Спят все вершины горные...»? Свое мнение обоснуйте.

 

6. Просмотр фотоматериалов, репродукций картин с изображением гор южного края

 

7. Наблюдения и сравнения изображения деталей в произведении живописи (или фото) и литературном

- Поэт отмечает, что бывают пологие вершины и острые - «обрывистые»; птицы ночуют на ветвях деревьев; перепады высоты - низины подчеркиваются даже звукописью: вершины, горные, обрывистые овраги, пропасти, норы, черная, вырастила, робуче, зверь, страховищ, моря.

 

8. Слово учителя

- Мы говорили, что Алкман творил пейзажную лирику.

Пейзаж бывает в природе, в живописи, в литературе.

Записи в литературоведческих виде словариков

Пейзаж литературный - это описание пейзажа, общего вида какой-либо местности, картины, природы.

Пейзаж в литературном произведении указывает на место и время действия, а также подчеркивает настроение героев произведения; бывает динамическим (таким что находится в движении) и статическим (неподвижный). Еще выделяют пейзажи сельские, городские (индустриальные), морские (маринистические) и др.

 

9. Определение учащимися вида пейзажа и его функций (назначения)

Ожидаемые ответы

- Пейзаж в Алкмана горный, ночной, статический; человек будто растворяется в нем; навевает спокойствие, расслабленность; создает ощущение единства природы и человека, которая ночью тоже погружается в сон.

 

10. Слово учителя

- Выдающийся немецкий поэт (XVIII-XIX вв.) Иоганн Вольфганг Гете, который также очень любил природу, был очарован стихом Алкмана «Спят все вершины...» и по его мотивам написал свое стихотворение «Ночная песня странника».

 

11. Выразительное чтение учителем стихотворения Гете «Ночная песня странника» (в переводе М. Желательна)

Другое название - «Ночная песня путника» в переводе П. Тимочки.

 

12. Словарная работа

Супокій - спокойствие;

мгла - легкий туман, сумрак;

играй - здесь: шум, игры, крики, пение;

бор (бора) - лес;

покойся - отдохнешь.

 

13. Обмен впечатлениями, сравнение перевода и стихотворения Алкмана

• Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?

• Что общего и отличного в стихах Алкмана и Гете? (Общее: ночной пейзаж, изображения горных вершин, леса, сонного птиц; похожий настроение умиротворенности, покоя; отличное: пейзаж в переводе более динамичный, чем в Алкмана; ощутимое присутствие человека, она - главное действующее лицо; строки стихотворения короткие, что создает другой ритм.)

 

14. Выразительное чтение сравнение стихотворения Гете на языке оригинала, в разных переводах, звучание

Uber auen Gipfeln

Ist Ruh,

In auen Wipfeln

Spurest du

Kaum einen Hauh;

Die Voglein schweigen im Walde.

Warte nur, badle

Ruhest du auch.

Johann Wolfgang Goethe

 

УКРАИНСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ГЕТЕ

Убер аиен гіпфельн

Ист ру,

Др аиен віпфельн

Шпьорист ду

Каум айнен хаух

Ди фогляйн швайген им вальде

Стоит нур бальде

Руест ду аих

 

НОЧНАЯ ПЕСНЯ ПУТНИКА

Над горами зори

Сошли,

Все смолкло в бору,

Вокруг

Тишина без границ.

Ночь в роще усыпила

птицу,-

Жди еще минуту

И покойся тоже.

Перевод П. Тимочки

• Перевод которого из поэтов (М. Бажана или П. Тимочки) вам больше пришелся по душе? Почему?

• Сохраняется ритмомелодика стиха, общее звучание в оригинале и переводах?

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

«Устное рисование»

Создайте словесную картину, изображенную в поэзии Гете, добавив какие-то детали, приметы.

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения Алкмана, Гете; прочитать статьи о поэтах в учебнике (С. 190-191 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 156-161 - по учебнику Е. Волощук).

Выучить наизусть стихотворение, понравился (по желанию).

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Больше всего мне понравился...

• Меня поразил «устный рисунок...»

• Красивые стихи о природе помогают...