ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 39

 

Тема. Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 - 1824) - английский поэт - романтик, основатель течения байронизма. Ведущие мотивы и доминирующие настроения его творчества.

Цель: познакомить учеников с личностью поэта и его романтическим мировоззрением: способствовать воспитанию собственного мировоззрения и читательских интересов; научить воспринимать лекционный материал и составлять тезисні конспекты.

Оборудование: портреты Байрона, иллюстрации с изображением Шотландии.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

...он любил человечество, но

презирал и ненавидел людей,

среди которых чувствовал себя одиноким

и брошенным..

В. Белинский

 

ХОД УРОКА

И. Объявление результатов тематической аттестации № 4.

Анализ типичных ошибок

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Продолжить предложение

«Романтизм - это...» (1 - творческий метод в литературе; 2 - мировоззрение, проникнутое идеализацией действительности, замріяністю, созерцанием).

 

2. Словарная работа

Карбонарии - тайное патриотическое общество, которое стремилось освободить Италию от австрийской неволи и объединить страну.

 

III. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель, «...он любил человечество, но презирал и ненавидел людей, среди которых чувствовал себя одиноким и покинутым»,- так сказал о Джорджа Ноэла Гордона Байрона известный русский литературный критик Виссарион Белинский. Байрон олицетворяет все романтическое в жизни, поведении и творчестве. Не только в первой половине XIX ст., когда жил поэт, но и позже довольно распространенным был тип молодых людей, которые сознательно или бессознательно подражали лорда Байрона или его героев. И Чайльд-Гарольд, и Манфред, и Корсар, и лирические герои большинства поэзий Байрона олицетворяют тип романтического индивидуалиста, разочарованного в окружающем мире, одинокого и гордого в своем одиночестве. Он жаждет и не может найти в любви счастье. Он ищет большого дела, но не может найти ничего, что бы, на его взгляд, стоило его усилий. Редко бывает так, что настоящий талант может быть признан при жизни. Почему же баловень судьбы, что любит человечество, ненавидит людей и испытывает глубокую одиночество? И к чему здесь карбонарии? Ответы на эти вопросы сегодня мы попробуем найти. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради.)

 

IV. Работа над темой урока

 

Сообщения учащихся и учителя о жизненный и творческий путь Байрона

Задача

Параллельно с сообщениями записывать основные события из жизни Байрона.

Ориентировочное содержание сообщения

Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне в знатной, но очень обедневшей аристократической семье. Английский поэт принадлежал к древнему английскому роду, а по линии матери, урожденной Гордон, был прямым потомком короля Шотландии Якова И. Мать Байрона, Кэтрин Гордон, родом из Шотландии, была второй женой капитана Д. Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Отец вел неразборчивый образ жизни (имел прозвище «Mad Jack»), растратил остатки своего имущества и приданое жены, бежал во Францию, спасаясь от кредиторов, где и умер, когда Байронові было три года. Мать, почти лишена средств к существованию, отвезла сына на свою родину в Абердин. Детство Байрона прошло в Шотландии, которая на всю жизнь поразила его романтической красотой. В лице матери Джордж не имел друга. Он был замкнутым и угрюмым. Его морально угнетала еще и физический недостаток он хромал от рождения. Этот факт был причиной первого злополучного юношеского любви Байрона. Юноша стоял на веранде, когда любимая девушка безапелляционно произнесла: «Никогда не полюблю калеку». в 1798 году после смерти двоюродного деда Байрон унаследовал титул лорда и родовое поместье - Ньюстедське аббатство. в 1801 году Байрон поступил в аристократической школы Хароу; 1805 года - до Кембриджского университета.

В декабре 1806 Байрон издал первый сборник стихов («Fugitive Pieces»), которую, по совету друга, что считал отдельные стихи слишком чувственными, изъял из продажи и уничтожил. Вскоре в свет вышло второе издание этого сборника. Оба издания появились без ссылки на авторство. Впервые свое имя Байрон поставил на сборнике «Часы досуга», которая увидела свет в июне 1807 года. В январе 1808 года на страницах влиятельного «Эдинбургского обозрения» была напечатана рецензия. Критик, ознакомившись со стихами, отметил, что они незрелые и подражательные. Байрон сделал свою первую и самую неудачную попытку создать по примеру других романтиков образ - маску: юноши - поэта, поэта - аристократа. Образ был сконструирован иВНОвейших романтических мотивов: в любви до родового замка («Прощание с Ньюстедом») было что-то от Вальтер - скоттівського средневековья; в страсти к воспоминаниям была похожа на свойственную Вордсворту мечтательную самоуглубленность; в любовных стихах, героини которых прячутся за вымышленными именами Еми, Каролины, угадывался влияние Т. Мура. Однако за пределами сборника осталось то лучшее, что уже было написано Байроном. Например, стихи, обращенные к Мэри Чаворт: «Отрывок, написанный вскоре после замужества мисс Чаворт», «Воспоминание»,- свидетельство юношеской любви поэта.

Байрон отдавал предпочтение романтической биографии над романтической фантазией. Другие только представляли экзотические чудеса Востока, а Байрон совершил туда путешествие и оценил все пристальным взглядом. Другие бунтовали в воображении, а он сначала в своих парламентских выступлениях, а затем и стихах поддержал разрушители в станков - луддитов, восставшую Ирландию, а позже сам принял участие в заговоре итальянских карбонариев и в греческом восстании. Он считал себя прежде всего политиком, общественным деятелем, а уже потом - поэтом, хотя поэзия была его самым значительным общественным деянием. Отсюда и скептическое отношение к романтизму в целом. Байрон не принял современный романтизм, хотя большинство его сатирических выступлений против Вордсворта, В. Скотта имели личный характер. Разразившийся Скандал не застал Байрона в Англии. В июне 1809 года, он отправился в двухлетнее путешествие по Средиземноморью. В июле 1811 года Байрон возвращается в Англию и признав, что сатира его была слишком резкой, извиняется. Но в ней есть оценки, от которых Байрон не отказался. Он не принимает, по сути, главного - роли поэта, какой она представлялась романтикам. Для него поэт не маг, не баладник, не одинокий мечтатель, а оратор, общественная личность. Это он подтвердит и другим своим манифестом, что его он привез из восточной путешествия,- Поэмой «Из Горация».

Байрон придавал ему большого значения, но этот манифест разочаровал его друзей, которые ожидали от него чего-то другого. их ожиданиям больше соответствовали две первые песни новой поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», работа над которой началась еще осенью 1809 года, в Албании, где поэт впервые осознал необходимость закрепить в поэтической форме свои впечатления от путешествия. Третья и четвертая песни будут связаны с другим путешествием Байрона - с его странствующим жизнью после того, как 25 апреля 1816 года он будет вынужден навсегда покинуть Англию. Это было вызвано окончательным разрывом с английским светским кругом после того, как его оставила жена Анабела (Анна Изабелла) Мільбенк, родив дочь Аду. Поэту никогда не суждено было увидеть своего ребенка.

Лондонский период (1812-1816) - время романтической славы, годы успеха, оказались для поэта тяжелым испытанием. Остаться собой, жить своей жизнью в полной мере ему не удавалось.

В период 1812 - 1813 годов Байрон выступил в палате лордов с важными речами, однако ему быстро надоела парламентская комедия. Я выступил там три раза, но не думаю, что из меня выйдет оратор» («Дневник», 14 ноября 1813 года). Им было написано несколько острых политических стихотворений отклик на то, что происходит, но в целом поэзия тех лет производила впечатление, что неудовлетворенность собственной жизнью лондонского денди заставляла его яростно бросать героя в столкновение с миром, на бунт против последнего. Именно в эти годы Байрон создает цикл так называемых восточных поэм, разрабатывают уже найден в «Чайльд - Гарольді» новый жанр поэмы. В новом цикле автор немного отступает в тень и рассказывает историю своего героя - историю, в которой почти всегда является центральным любовный эпизод. Поэмы утвердили за Байроном славу отчаянного одинокого романтика, их сразу же переводили на другие языки, в том числе и на русском: «Гяур» (1813), «Абидоська невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1826), «Осада Коринфа» (1816), «Паризіна» (1816). В героях восточных поэм читатели узнавали самого Байрона. Создавались интересные легенды, согласно которым все, что происходило с героями, случалось и с автором. Герой Байрона вобрал в себя раВНОобразные романтические черты, будто растворившись в биографии и образе самого поэта. Тиражирование этого героя, массовое подражание ему употреблении и в литературе создали течение «байронизм».

Следует отметить и лирический цикл лондонского периода. Он начинается шестью стихами, объединенными под условно-греческим женским именем «К Тирзи» и посвященными умершей женщине. В ней иногда пытаются угадать чье-то конкретное лицо, «безымянную» или «скрытую» любовь, но биографические свидетельства менее романтические. Первого августа 18Ї1 года умирает мать поэта, с которой его связывали отношения тяжелые, но близкие. В течение двух месяцев он получает известия о смерти нескольких друзей с Хароу и Кембриджа.

Вторым важным лирическим циклом тех лет был ряд стихов, посвященных Наполеону. Сначала в связи с его отречением 6 апреля 1814 года за один день Байрон пишет большую «Оду Наполеону Бонапарту». Годом позже он пишет также произведения «На бегство Наполеона с острова Эльбы», «Ода с французского», «Звезда Почетного легиона», «Прощаний Наполеона».

Лирическим завершением этого периода жизни Байрона были стихи, обращенные к сводной сестры Августы Ли: «Стансы к Августе», «Послание к Августы»,- одной из немногих, кто не покинул поэта. Стихи были написаны уже в Швейцарии, куда Байрон сначала отправился после разрыва с женой. Месяца - с мая по октябрь 1816 года,проведенные там, были душевно важ-кем время для Байрона и в то же время творчески плодотворным. Сразу же появляется сборник, объединивший стихи и новую поэму,- «Шильйонеький узник» В те же месяцы написаны небольшие лирические поэмы: «Мрак» и «Сон», что доказывают мрак и безысходность романтического сознания до апокалиптического видения общей загибе-ли. Он также пишет философскую драму «Манфред», которую начал в Швейцарии и которая подобна «Фауста» Гете, хотя и полемизирует с этим произведением. Месяца, что их Байрон провел 1816 года в Швейцарии, не были для поэта одинокими. На это время выпадает его встреча и совместное проживание на вилле Діодатї П. Б. Шелли. Там в Бай-рона возникает роман с его свояченицей Клер Клермонт. В январе рождается дочь Алегра (умерла в 1822 году).

В ноябре 1816 года Байрон переезжает в Италию, где сначала останавливается в Венеции. Затем, после встречи с Терезой Гвічіоллі, живет с ней в Равенне (декабрь 1819 г.). Преследуемый полицией за связи с карбонаріями, Байрон в октябре 1821 года едет в Пизу, а через год поселяется в Генуе.

Итальянские впечатления обостряют историческое чувство Байрона. В это время он пишет небольшие поэмы «Жалоба Тасо» и «Пророчество Дайте» (1819). в 1818 году была создана историческая поэма «Мазепа». После переезда в Равенне в дом графа Гвічіоллі, утягнутий карбонаріями в непосредственные действия, Байрон начинает цикл исторических трагедий. Два сюжета из истории средневековой Венеции, третий - с Древнего Востока. В предисловиях к этим пьес Байрон уже в который раз подтвердил свою страсть к искусству классицизма, выполняя его условности вплоть до следования правилам трех единств. Интерес Байрона к истории распространяется и на современную историю. Его, как и раньше, интересует все, что происходит в Англии. Он поддерживает политический журнал Ли Ханта «Либерал» (1822-1823), в первом номере которого публикует свои сатиры «Видение суда» и «Бронзовый век» (1822-1823). Параллельно с ними до самого отъезда в Греции он продолжает работать над «Дон Жуаном» (1817-1823).

Литературная репутация Байрона на родине никогда не была такой значительной, как в странах континентальной Европы. Наверное дал себя знать конфликт Байрона и обвинения его в не патриотизме, что, в конечном итоге, и заставило его покинуть Англию. Однако там не заметили главного, но в чем никак нельзя отказать выдающемуся поэту,- в значительном восстановлении самого языка, в открытии новых возможностей, о чем красноречиво свидетельствуют лучшие образцы зрелой лирики Байрона, к которым принадлежит и последнее его стихотворение - «Днем, когда мне исполнилось тридцать шесть лет». Этот стих написан уже в Греции, куда Байрон отправился в июле 1823 года, чтобы принять участие в восстании против турецкого владычества. Байрон дал деньги на снаряжение греческого флота и в начале января 1824 года сам присоединился к князю Маврокордатоса в Миссолонги. Он принял под свое командование отряд суліотів (греко-албанцев), которым выплачивал денежную компенсацию. Именно там, на древней земле любимой им Эллады, 19 апреля 1824 года он умирает от лихорадки, не оставив своего боевого поста. Последними словами, которые слетели с его уст, были: «Сестра моя! дитя мое!., бедная Греціє!., я отдал ей время, владения, здоровья!., теперь отдаю и жизнь!..».

Вся Европа была взволнована известием о том, что в греческом городе умер лорд Джордж Ноэл Гордон Байрон, командир одного из повстанческих отрядов и наиболее прославленный поэт эпохи. А через некоторое время австрийская полиция обнаружила в подвалах дома Байрона в Генуе склад оружия - поэт и воин продолжал свою борьбу с деспотизмом и после смерти. Чувства, охватившие весь европейский мир при известии о смерти Байрона, очень понятные; этой смерти предшествовало жизнь столь бурное и красочное, что, пожалуй, трудно отыскать нечто подобное во всей мировой истории.

Греция почтила Байрона, как в древности чествовала эллинских героев. По приказу Маврокордатоса был объявлен 21-дневный национальный траур. Сердце поэта покоится в Греции, а прах - на родине, неподалеку от родового Ньюстедського замка. Можно-власти не разрешили похоронить Байрона в усыпальнице великих писателей Англии - Вестминстерском соборе...

Байрон навсегда останется в памяти человечества как олицетворение неукротимого стремления к высшим духовным ценностям, к миру, в котором человек не будет угнетать человека.

 

V. Рефлексия

 

1. Ознакомление с записями учеников

Ученики по желанию зачитывают записи, в которых воспроизведены наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Байрона, объясняют, почему именно это их поразило.

 

2. Итоговая беседа с классом

Как вы считаете, почему Байрон, творчеством которого восхищались

современники, считал себя одиноким?

Почему, по вашему мнению, Белинский считал, что Байрон любил

человечество и ненавидел людей?

Есть ли что-то общего между карбонаріями и Байроном?

3. Заключительное слово учителя

Наш современник Владимир Бурбан сказал про Байрона: «Если бы возникла необходимость назвать десяти или даже пяти величайших поэтов всех времен и народов, то, безусловно, среди них обязательно было бы имя великого англичанина - лорда Джорджа Гордона Байрона, человека безмерного поэтического таланта, необыкновенной творческой щедрости, глубокого философского ума.

Он прожил 36 лет, Льет его биография - одна из самых ярких и драматических в истории мировой литературы. Она похожа на легенду, собственно, даже на сплетение легенд, окутанных дымкой таинственности и загадочности, ореолом романтики и легким флером мистики. Немного найдется гениев, чьи признание и слава так тесно переплелись бы с незаслуженными оскорблениями, грязными сплетнями и откровенной травлей.

Как человек сложная и противоречивая, он органически не мог, однако, кривить душой, и этого ему не прощают до сих пор...»

 

VI. Домашнее задание

 

Повторить изученное за конспектом; читать и анализировать поэзии Байрона; одно из стихотворений выучить наизусть (по выбору учащихся); в літературознавчому словаре найти и обработать значение термина «лирика».