ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 2

Тема. Ф. Стендаль. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «красное и чорне», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством французского писателя Стендаля на примере его романа «Красное и черное»; углубить знания школьников о французскую литературу XIX в., понятие «социально-психологическая проза»; развивать умение готовить сообщение на заданную тему, работать с дополнительной литературой, навыки анализа прозаического произведения, образов произведения, перевода, творческие способности школьников, связную речь, логическое мышление; способствовать развитию читательского кругозора.

Оборудование: учебник; портрет писателя; выставка произведений; текст* романа «Красное и черное» в переводе Есть. Старинкевич (или другом на выбор учителя).

ХОД УРОКА

Роман - зеркало, которое проносят большой дорогой;

оно отражает и лужи и небесную голубизну, и низменное и возвышенное.

Стендаль

 

Не для того, чтобы стать богатым, живет человек на земле, а чтобы стать счастливым.

Стендаль

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Беседа.

- Чем был обусловлен переход от романтизма к реализму в середине XIX века?

- Дайте толкование термина «реализм».

- Определите основные черты реализма как литературно-художественного направления.

- В какой стране реализм приобретает классических форм?

- Какие объективные факторы повлияли на развитие реализма?

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

III. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

«Всегда работать для XX века»,- такое мнение в 1802 году выразил французский писатель Стендаль. Эту мысль-мечту можно считать ключом к пониманию основной направленности творчества писателя. Всю жизнь он пытался идти в ритме со временем, утверждая моральные ценности, которые бы отвечали духовным запросам следующих поколений. Стендаль как писатель-реалист и мыслитель смело обличает пороки буржуаВНОго мира.

Проблема человека и общества - в центре внимания великого писателя. Вместе с О. де Бальзаком Стендаль закладывает основы критического реализма во французской литературе. Новаторский характер эстетики Стендаля и стал причиной того, что французский писатель не был признан при жизни. Его романы остались почти незамеченными критикой. Только отдельные выдающиеся писатели дали надлежащую оценку творчества Стендаля. Среди них - Гете, Байрон, Бальзак, Флобер.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь Стендаля

Настоящее имя писателя Стендаля - Анри Мари Бейль. Он родился 23 января 1783 года в Гренобле, на юге Франции. Детство его было безрадостным. В своей лирической исповеди «Жизнь Анри Брюлара» он писал: «Два злых гения ополчились против моего бедного детства - тетя Софи и отец».

Отец, Шерюбен Бейль, адвокат местного парламента, кавалер ордена Почетного легиона и помощник мэра в Гренобле, был человеком жадным до денег, хитрой, роялистом за настроениями. Анри не любил отца, для которого духовные интересы сына были чужими. С годами отчуждение между ними росло, превращаясь в ненависть. Тетя Софи оказалась ханжою и религиоВНОй фанатичкой.

Мать, Генриетта Ганьйон, очаровательная молодая и образованная женщина, пристрастилась Данте, читая его в оригинале, умерла, когда мальчику было семь лет. Эта потеря на всю жизнь запечатлелась в его сердце.

Настоящим другом и воспитателем мальчика был дед по матери Анри Ганьйон, доктор медицины. Пылкий поклонник Вольтера, которого видел во время своего паломничества в Ферней, дед передал внуку свою любовь к литературе и науке, привил культ Горация, Софокла, Эврипида. Дед познакомил с творчеством Анри Ариосто, в частности с «Неистовым Роландом», что сыграло большую роль в формировании характера юноши. Дядя, Ромен Ганьйон, молодой, остроумный и легкомысленный, открыл Анри неведомый мир искусства, поведя его в театр на «Сида».

Учился Анри в Центральной школе Гренобля. Там парень впервые оказался в среде ровесников. Анри учился неплохо, даже получал награды, в том числе по литературе. Но его образование не ограничилось только школой. Он учился играть на скрипке, кларнете, брал уроки пения. И настоящей страстью стала для него математика. «Я любил и теперь еще люблю математику ради нее самой, ибо она не допускающую лицемерия и неясности - двух свойств, которые мне наиболее отвратительны»,- писал Стендаль. Он хотел поступить в Политехническую школу, но потом передумал, поскольку утратил интерес к математике. Юношей овладела новая мечта - жить в Париже и писать комедии.

Решающий поворот в жизни Стендаля произошел в 1800 году. Его родственник граф Дарю, в то время старший секретарь военного министерства, а впоследствии министр и статс-секретарь Наполеона, устроил Анри в канцелярию министерства. Но Стендаль не проявил способностей к канцелярской работы и занимался ею недолго. Через некоторое время он вступает в наполеоновской армии, в которой прослужил более двух лет.

В 1802 году Стендаль оставил армию и вернулся в Париж. У него много планов, но они так и остались неосуществленными. Кроме того, страданий причиняли материальные лишения. В поисках заработка Стендаль уезжает в Милан и устраивается до торговой фирмы. И торговля не удовлетворила его, он возвращается в Париж и в 1806 году вновь поступает на военную службу. Стендаль принимал участие в московском походе Наполеона, пережил русский холод и паническое отступление французов. Постепенно меняется его отношение к Наполеону, появляется неприятие тирании и деспотии французского императора. Причину его падения он видит в том, что Наполеон предал революцию.

Стендаль уходит в отставку и уезжает в Италию, в которой живет около семи лет. Именно здесь в 1814 году вышла его первая книга «Письма, написанные в австрийской Вене о знаменитого композитора Гайдна» под псевдонимом Луи-Александр-Сезар Бомбы. В Италии Стендаль путешествует по городам, изучает итальянскую культуру, поддерживает связи с карбонаріями. Позже писатель отдаст дань уважения героическим участникам этого движения, создав образы карбонариев Пьетро Міссіріллі в «Ванина Ванини», Ферранте Палла в «Пармской обители», графа Альтамиры в «Красном и черном».

в 1821 году Стендаль возвращается в Париж и погружается в литературную работу. 1827-м выходит его первый роман «Арманс».

В 1830 году Стендаль вновь уходит на административную службу, получив назначение французского консула в г. Триесте. Но правительство Австрии отказался утвердить его, и Стендаль стал консулом в маленьком приморском городе Чивита-Векк'я. В свободное от служебных обязанностей время Стендаль занимается литературной деятельностью. Из-под его пера один за другим появляются шедевры: «Ванина Ванини»,

«Красное и черное», «Люсьен Левен» («Красное и белое»), «Пармская обитель», «Итальянские хроники», «Записки туриста» и т.д. Кроме того, Стендаль пишет много литературных трудов по искусству («История живописи Италии», «Расин и Шекспир», «Прогулка по Риму», «Музико, единственная моя любовь!») и книги о Наполеоне.

В 1836 году Стендаль достает вожделенную долгосрочный отпуск в Париж. Живя три года в Париже, он ездит по всей Франции, а также посещает Испанию, Англию, Шотландию, Ирландию. В 1839 году писатель возвращается в Чивита-Векк'ї, где продолжает работать над своими произведениями. У Стендаля много творческих планов. Он писал: «...На литературном поприще я вижу еще много дел, которые стоят передо мной. Труда, которую я накреслюю, хватило бы на десять жизней». Но художник не знал, что жить ему осталось совсем мало и большинству задуманному не суждено было осуществиться.

22 марта 1842 года Стендаль, который находился в Париже, потерял сознание перед дверью министерства иностранных дел и ночью умер от удара. Вместе с Коломбом и Мериме на Монмартрский кладбище провожал его Александр Тургенев, который за пять лет до этого сопровождал до Святых Гор тело убитого Пушкина. О. де Бальзак в те дни написал: «Франция, ее литература потеряли одного из необычных людей нашего времени». На памятнике над могилой писатель завещал написать простые слова «Жил. Любил. Страдал», в которых желал отразить все коллизии своей жизни.

А на следующий день после погребения во всех французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр похоронен «малоизвестного немецкого поэта Фридриха Стендаля». Это была последняя насмешка судьбы.

В литературной биографии «Жизнь Анри Блевала», написанной в 1835 году, Стендаль отметил: «Что касается меня, я беру билет в лотерее с главным выигрышем: иметь читателей в 1935 году». Жизнь показала, что сбылись самые смелые мечты писателя. Более двухсот лет прошло со дня его рождения, а живой голос писателя страстно и молодо звучит и сегодня, волнуя сердца читателей.

 

3. Работа со вторым эпиграфом урока.

- Выразительно прочитайте слова Стендаля, что служат вторым эпиграфом урока.

- Подумайте, можно ли из этих слов определить, что было главным для писателя. (Можно сказать, что так. Ведь всю жизнь Стендаль стремился к счастью, хотя не всегда его имел.)

 

4. Сообщение подготовленного ученика.

История создания романа «Красное и черное»

Сюжет этого романа подсказала хроника одного процесса, прочитанного Стендалем в «Судебной газете». Молодой Антуан Берте, воспитатель детей в провинциальной дворянской семье, становится любовником их матери. В приступе ревности он совершает покушение на ее жизнь, делает попытку покончить с собой и погибает на гильотине.

Литературоведы считают, что роман может иметь и другой источник. Это судебный отчет о деле Лафарга, рабочего-краснодеревщика, выходца из мелкобуржуаВНОй среды. Лафарг любил свое ремесло, интересовался философией и литературой, был скромным, но самолюбивым и гордым. Одна легкомысленная девушка сделала его своим любовником, а потом бросила. Обиженный, измученный ревностью, Лафарг решил убить девушку, а сам предпринял неудачную попытку покончить жизнь самоубийством.

Конечно, этих двух людей нельзя отождествлять с главным героем романа Жульеном Сорелем. Стендаль, отталкиваясь от обоих прототипов, нашел в фактах судебной хроники источник грандиоВНОго художественного и философского обобщения о природе современного общества.

 

5. Работа с первым эпиграфом урока.

- Выразительно прочитайте слова первого эпиграфа, взяты из текста романа «Красное и черное».

- Подумайте, какое символическое значение в этом высказывании может иметь слово «зеркало»? (Слово «зеркало» в данной фразе может быть синонимом понятия «реализм». Но отметим, что Стендаль никогда слепо не копировал действительность, а отражал ее типичные явления.)

- Что отразило «зеркало» романа «Красное и черное»? (Личная жизнь героя и общественную действительность.)

 

6. Проблемные вопросы. Работа с подзаголовком и эпиграфами к роману.

- Известно, что роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Подумайте, на каком основании автор выбрал этот подзаголовок? (Действие романа происходит в период Реставрации (1814-1830 гг.). В это время было провозглашено восстановление монархии в лице Людовика XVIII, при условии приведения его к присяге на верность конституции, составленной сенатом, которая отличалась тем, что была более либеральной по сравнению с наполеоновской. Литература этой эпохи направлена на анализ общества. Отметим, что «поэтическим правосудием» занимались и романтики, и реалисты. В произведении не только глубоко раскрывается внутренний мир главного героя Жульена Сореля, но и изображается широкая панорама тогдашней действительности, связей и противоречий, которые существуют между всеми слоями общества - провинциальным дворянством, старинной столичной аристократией, буржуа и служителями церкви.)

 

7. Задания для учащихся.

- Охарактеризуйте провинциальных дворян городка Верьер. (Это малообразованные, грубые, меркантильные, беспринципные мещане, равнодушные ко всему, что не может дать наживы, чины или кресты, ненавистные к любым проявлениям мысли, к тому, что противоречит их представлениям о жизни.)

 

8. Беседа.

- Что можно сказать о позиции автора романа? (Как писатель-реалист, Стендаль подвергает объективной, глубокой критике французское общество накануне революции 1830 года, симптомы которой он почувствовал с присущей ему дальновидностью.)

- Какую роль, по вашему мнению, играет эпиграф к роману? (Эпиграфом романа служат слова Дантона: «Правда, суровая правда». Они подчеркивают обличительном смысле произведения.)

- Дайте толкование эпиграфа к первой главе романа. («Соберите вместе тысячи людей - оно вроде как и неплохо. Но в клетке им будет невесело». Эта фраза довольно символическая. Клетка - это условности жизни. Как известно из содержания романа, каждый из героев находится в своей клетке (условности провинции, семинарии, столицы) и должен им подчиняться. Любое малейшее неповиновение имеет трагические последствия.)

- Подумайте, какую роль играют эпиграфы к каждой главе романа. Подтвердите свое мнение конкретными примерами. (Каждая глава романа имеет эпиграф, который довольно тонко настраивает читателя на события, которые будут описаны в нем.)

 

9. Творческое задание.

- Проследите, в чем заключается особенность композиции романа. (Роман имеет круговую композицию. Действие начинается в Вер'єрі там и заканчивается. Отметим, что круг, в котором происходит действие произведения, сужается в конце романа и заканчивается смертью героя. Сцены в тюрьме является кульминацией романа.)

- Проанализируйте художественный мир произведения. (Действие произведения происходит в Вер'єрі (дом господина де Реналя, жизнь городка), Безансоне (семинария), Париж (дом маркиза де Ла-Моля), Верьер (тюрьма). Идейная и художественная ткань произведения основывается на взаимосвязи двух планов - развитие событий, участниками которых являются персонажи романа, и внутреннее действие, движение мыслей и чувств главного героя Жульена Сореля.)

- В чем заключается особенность изображения пейзажа в произведении? (Роман начинается великолепным пейзажем, который у Стендаля является функциональным. Признаки времени разрушают красоту этого края. Поток, несущийся с гор, приводит в движение большое количество лесопилок, кроме того над всем царит гвоздильна фабрика, принадлежит мэру.)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Итоговая беседа.

- Какое настоящее имя Стендаля?

- Назовите основные произведения писателя.

- Каково ваше впечатление от романа «Красное и черное»?

- Что за события легли в основу романа «Красное и черное»?

- Какова композиция романа?

- Назовите героев романа.

- Какие социальные группы изображены в произведении?

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать цитаты к образу Жульена Сореля.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об экранизации романа Красное и черное».

_____________________________________________________________

* Здесь и далее можно использовать издание: Мировая литература. 10 класс. Профильный уровень академический уровень: Хрестоматия-справочник. / Сост. И. Л. Столій. - Х.: Вид-во «Ранок», 2010.