ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок С

 

ЧУДЕСА, ЧТО ЖИВУТ В МИФЕ

 

Тема: Миф о возникновении мира у разных народов.

 

Чудеса, что живут в мифе, превосходят всякие чудесності сказки и всегда поставляют ему материал чудесності.

Аза Тахо-Годи

Только богам открытое определение судеб.

Египетское изречение

Цель: раскрыть понятие о мифе, его раВНОвидности, историю развития, мифологию; презентовать мифы разных народов о сотворении мира; совершенствовать умение работать с опорно-логическими схемами; развивать обраВНОе мышление и воображение учащихся, устную речь, навыки выразительного чтения и активного слушания; формировать интерес к историческому прошлому.

Оборудование и материалы: карта мира, выставка книг о мифах народов мира, иллюстрации к мифам.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

Материал для вступительного слова учителя.

Утром, когда люди просыпаются, светит солнце, а когда доем, завершается и наступает темнота, на небосклоне появляется месяца, и звезды. И так было всегда. В древности, когда еще только зарождались научные знания, люди пытались объяснить восход и заход солнца, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, пытались понять, как появилась земля и все что на ней есть, стремились раскрыть загадку собственного происхождения и постичь смысл бытия. И разные народы все это объясняли по-раВНОму. Так возникали мифы...

К примеру, африканские племена бушменов-сан, наблюдая восход солнца, объясняли это явление так. Жил на свете человек - огонь. Его голова излучала сияние. Во время охоты племя выставляло его заранее, чтобы он освещал путь и отпугивал хищных зверей. Но за это после удачной охоты он забирал себе лучшую часть добычи. Тогда люди убили его, отрезали голову и забросили ее на небо. Каждый день она проплывает небом, потому что ищет свое тело.

А вот у корейцев о том же явление иное сказание. Когда на свете жили три сестры: Хесун, Тальсун, Пельсун. Однажды за ними погнался тигр, и они, спасаясь от хищника, по веревке поднялись на небо. Хесун стала солнцем, Тальсун месяцем, а Пельсун - звездами.

О возникновении солнца и зари древние австралийцы могли бы рассказать такое. Жила на свете девочка. Однажды она по дереву поднялась на небо и стала солнцем. Звезды тоже сначала были девушками. Но за то, что они не слушались старших, их превратили в камни и бросили в небо, где они стали звездами.

Те же австралийцы считали, что птицы и животные произошли от людей: крук - от человека - ворона, кенгуру - от человека - кенгуру; а индейцы верили, что первые люди выросли на дереве, или вылупились из яиц, или происходят от медведя.

 

2. Объявление темы урока.

 

3. Работа с эпиграфами.

 

4. Чтение статьи учебника (с. 8-10) «О чем рассказывают древние мифы».

 

5. Составление опорной схемы «Признаки мифа»

 

 

6. Работа с понятиями «обряд», «ритуал» (с. 9 учебника).

С древних времен люди страдали от ливней, грома, землетрясений, извержений вулканов, наводнений и т.п., но не могли объяснить их возникновения, поэтому и появлялся страх перед силами природы. Видимо, так возникла мысль о том, что кто-то управляет этими явлениями и за что-то насылает на людей. Так в человеческом сознании возникли боги... То, что пугало людей, объяснялось гневом богов, но люди заметили, что боги к ним могут быть ласковыми... Видимо, тогда родилась мысль о замилостивлювання богов.

Но как это сделать? Может, задабривать владык специальными (магическими) словами, песнями, танцами? А может, создать скульптуру и ей поклоняться? А разве не будет лучше отдать в жертву животное, чтобы бог не забирал жизни человека? Конечно, богам нужно сделать что-то приятное, чтобы они сжалились на людей...

Так возникали обряды и ритуалы.

Вспомним хотя бы языческий праздник славян Ивана Купала, покровителя влюбленных, что происходит в ночь с 6 на 7 июля. Красиво одетые девушки плетут венки, пускают их по воде, а парни пытаются выловить эти веночки - таким образом молодежь ищет свою пару. И все это сопровождается заговорами, песнями, хороводами, танцами... И позже - разложением большого костра и прыганьем через него... Говорят, этой ночью можно в лесу найти цвет папоротника - и тогда осуществится самая заветная мечта...

В древности люди верили в то, что посредством произнесения определенных слов (заклинания, молитвы, песни) и ритуальных действий (танцы, жертвоприношения и т.д.) они непосредственно общаются с богами. К тому же, каждый бог имел «свое лицо» и «характер». К примеру, древнеегипетский бог солнца Ра имел туловище человека и голову сокола, а у древнеримского бога Януса было два лица, древнегреческого бога мертвых называли мрачным, неумолимым Аидом...

Конечно, с развитием человечества менялось и отношение к окружающему миру. Если первобытные боги пугали людей и мерещились в виде несуществующих ужасных, страшных существ (к примеру, гидра, медуза Горгона, киклопы, драконы и т.п.), то со временем они приобрели человекоподобного (антропоморфного) вида.

 

7. Запись в тетради понятий «обряды», «ритуал».

 

8. Составление схемы «РаВНОвидности мифов»

 

Методический комментарий. Предложенная схема отражает лишь необходимый учащимся объем знаний для дальнейшей работы с разными видами мы мифов. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может дополнительно рассказать о астральные, солярные, месячные и т. п. раВНОвидности космогонических мифов, обратить внимание на тотемические, антропогонічні, эсхатологические и т.д мифы. Заметим, что мифы этиологические мы называем объяснительными, чтобы не добавлять ученикам лишних терминов. Стоит обратить внимание учащихся на то, что в чье том виде мифологических сказаний не существует. Обычно в повествовании мы можем увидеть элементы различных типов мифов (например, космогонических, антропогонічних, этиологических и т.д.).

 

9. Слово учителя об истории развития мифологии.

 

Материал для слова учителя.

В Европе до XIX века были известны лишь античные и библейские сказания о сотворении мира и человека, предания о деяниях греческих и римских богов и героев, о жизни библейских персонажей. В древних гимназиях, лицеях и школах дети изучали произведения античных авторов.

Интерес к античных героев был очень большим с эпохи Возрождения - в XIV - XVI веках. Богам и героям древности были посвящены литературные произведения, картины художников, скульптуры, музыкальные произведения. В это время образованные люди ввели в моду использовать в речи имена греческих и римских богов как олицетворение определенных качеств. Имя бога Ареса (Марса) стало олицетворением войны, Афродиты (Венеры) - любовь, Афины (Минервы) - мудрости, Аида (Плутона) - потустороннего мира...

Вот Европа вступила в эпоху Великих географических открытий (обращение к карте мира ). Европейцы узнали о существовании неизвестных к тому народов: американских индейцев, про народы Африки, Океании. Действительно новый мир предстал перед глазами первооткрывателей. Вслед за ними на только что открытые земли двинулись ученые - этнографы. Они записывали рассказы народов, у которых не было письменности. Этнографы изучали их быт, традиции, обычаи, нормы жизни. Постепенно проявлялись их представления о мире, которые отразились в мифах, легендах, преданиях, сказаниях, где отразились представления о солнце, луну, звезды, животных, растений, человека. В эти мифы люди верили и передавали из поколения в поколение.

Обращение к выставке книг. Позже мифы стали источником сюжетов для писателей, художников, музыкантов. Без знания мифов невозможно понять смысл многих художественных произведений, поэтому они и в наши дни привлекают к себе людей.

 

«Учительская кармашек»

Античный - латинское слово, в переводе означает «древний». Употребляя слово «античный», имеют в виду не вообще древнюю культуру, а только культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Этнографы - ученые - народоведы, которые изучают материальную и духовную культуру древних народов, их историю, быт, традиции, обычаи, нормы жизни и т.д.

Фольклористы - ученые - народоведы, которые исследуют и собирают памятники народного творчества в форме сказаний, песен, пословиц, поговорок, загадок, обрядов и т.д.

 

10. Проверка домашнего задания. Чтение учащимися сочинений миниатюр на одну из предложенных тем: «Мое любимое произведение зарубежной литературы», «Почему книги называют "воротами в мир"?».

 

11. Домашнее задание.

1. Прочитать статью учебника «Мифы о тайне возникновения мира» (с. 11-12 ).

2. Прочитать за хрестоматией о миф и ритуал, миф и сказку, мифические времена.

3. Задания для работы групп: подготовить небольшие сообщения о культуре Месопотамии и Индии.

4. Подготовить ответы на вопросы 4, 5 на с. 11 учебника.