ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 38

Тема. Урок выразительного чтения. «Маленькие поэмы» Омара Хайяма

 

Цель: учить презентовать ученические иллюстрации; читать выразительно рубаи О. Хайама; ознакомить с техникой выполнения кали - граммы; учить создавать собственные каліграми; осуществлять межпредметные связи; развивать навыки публичного выступления, творческие способности; воспитывать стремление передавать свое видение поэзии в зрительных образах.

Оборудование: ученические иллюстрации к рубаи О. Хайяма; каліграми Г. Аполлинера.

 

Омар Хайям - это поэт, который прославляет пир жизни,

его чаша уже полна человеческим разумом -

жемчужинами мудрости всех времен.

В. Державин

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

«Отгадайте слово»

 

 

1. Город, в котором родился В. Хайям. (Нишапур)

2. Литературный жанр, который развил и усовершенствовал поэт. (Рубаи)

3. С его помощью была определена дата рождения О. Хайяма. (Гороскоп)

4. Имя отца поэта. (Ибрагим)

5. Любимая наука О. Хайяма. (Алгебра)

 

II. Обобщение и систематизация знаний

1. Слово учителя

- Философские четверостишия Омара Хайяма поражают своей лаконичностью и афористичностью. Каждый из этих стихов - словно маленькая поэма, в которой есть и глубина чувств, и глубина раздумий над сложностью и быстротечностью человеческой жизни.

(Чтение эпиграфа учителем.)

- Поэтому доторкнімося и мы с вами к чаше мудрости великого Хайяма, чтобы стать умнее и прожить свою жизнь не напрасно.

 

2. Презентация ученических работ, выразительное чтение рубаи О. Хайяма

Задание ученику: прочитать стихотворение, продемонстрировать иллюстрацию к нему, объяснить выбор рубаи и зрительные образы на рисунке.

 

3. Дополнительное задание: создание каліграм

Каліграма - это рисунок, созданный из слов произведения. Учитель демонстрирует каліграми Гийома Аполлинера и объясняет, что выбор зрительных образов навеян поэтическими образами стихов.

Чтобы создать каліграму, необходимо выбрать рубаи, в котором есть яркие образы, которые несложно передать в виде рисунка.

Можно предложить такие рубаи.

 

image61

 

Каліграма Гийома Аполлинера

 

В сад в горести вышел и утру не рад,

Розе пел соловей на таинственный лад:

«Покажись из бутона, возрадуйся утру,

Сколько чудных цветов подарил этот сад!»

 

В этом праздничном мире потерь и теней,

С чем сравнить тебя - думал я множество дней.

И решил, что лицо твое солнца светлее,

Что прекрасный твой стан кипариса стройней.

 

Слыша я, что в кувшине бессмертья родник,

И устами к устам его жадно приник.

И кувшин прошептал потаенно и страстно:

«Был и я человек. Будь со мной хоть миг!»

 

Этот мир - эти горы, долины, моря -

Как волшебный фонарь. Словно лампа - заря.

Жизнь твоя - на стекле нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший внутри фонаря.

 

Конечно, цель всего творенья - мы,

Источник знания и прозренья - мы.

Круг мирозданья подобен перстню.

Алмаз в том перстне, без сомненья, мы.

 

III. Итоги урока

Комментарий учителя относительно выполненных работ.

 

IV. Домашнее задание

Закончить работу над каліграмами.