ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 37

Тема. Омар Хайям - корифей персидско-таджикской лирики (1048-1133 гг.)

 

Цель: познакомить с личностью поэта-мудреца; ввести в мир его поэзии; повторить сведения по теории литературы; учить анализировать поэтическое произведение; развивать внимание к художественному слову, обраВНОе мышление; воспитывать интерес к философской лирике А. Хайяма.

Оборудование: портрет А. Хайяма, изображения персидских миниатюр.

 

Четыре строчки источают яд,

Когда живет в них злая эпиграмма,

Но раны сердца лечит Рубайят -

Четверостишья старого Хайяма.

С. Я. Маршак

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

• Гроно на тему «Гафиз» (записать на доске).

• Перевод на украинский язык стихотворения Гафиза (зачитать).

 

II. Мотивация учебной деятельности

• Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы мудро прожить жизнь? (Провести интерактивный опрос за рядами. Три учащиеся собирали информацию, объявляют результаты.)

А интересно ли вам, какие правила считал самыми главными ученый, поэт, философ Омар Хайям?

Он сказал об этом в своем рубаи.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше будь голодным, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

 

image58

 

Омар Хайям

 

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Белые и розовые лепестки плодовых деревьев падают на могилу Хайяма каждую весну, как и восемь с половиной веков назад...

Современник Хайяма пишет: «Однажды в городе Балсі, в палате эмира, во время пиру за беседой наш учитель Омар Хайям сказал: “Меня похоронят в таком месте, где всегда весной свежий ветер будет осыпать цветы плодовых деревьев”. Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил показать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайри, и я увидел могилу у подножия садовой стены, затененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и засыпанную лепестками цветов так, что она была почти полностью скрыта под ними. Я вспомнил слова, услышанные в Балсі, и заплакал. Нигде во всем мире не было человека, подобного ему». Так рассказывают легенды о Омара Хайяма, о его мудрость, прозорливость, приближенную к ясновидению.

Он предсказывал погоду, солнечные и лунные затмения, он перевел стрелку мировых часов на дни весеннего равноденствия.

Імам1 Хорасана, Умный муж века, Доказательство Истины, Знаток греческой науки, Царь философов Востока и Запада - такими именами называли Омара Хайяма в зените его славы.

О жизни Омара Хайяма известно немного, но благодаря многочисленным легендам, свидетельством современников и сообщению историков мы можем представить основные этапы его биографии.

Сохранился гороскоп поэта, именно по ним индийский исследователь Свами Говинда Тіртха определил, что Хайям родился 18 мая 1048 года.

Омар Хайям родился в Хорасане, в древнем городе Нишапуре, в семье ремесленника, быть может, старейшины цеха ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток. Отсюда и фамилия поэта - Хайям, что происходит от слова " хайма - шатер, палатка.

 

Полное имя поэта

 

image59

 

Получив начальное образование в родном городе, Хайям переезжает учиться в Балх. Позже поселяется в Самарканде - научном центре того времени.

Из всех наук молодого Хайяма больше всего увлекала математика. В 25 лет он пишет первый алгебраический трактат «Трактат о доказательствах проблем алгебры», которым прославил себя как ученый.

За времен правления султана Малик-шаха Хайям получает приглашение стать приближенным султана и переселяется к Исфахану. По одной из легенд, ему было предложено управлять городом Нішапуром. Но Хайям ответил: «Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям».

На это время Хайям известен как выдающийся астроном своего века. Ему было поручено строительство крупнейшей в мире обсерватории. В результате многолетних наблюдений за звездным небом он осуществил реформу календаря за 500 лет до реформы Папы Григория XIII. Кстати, этот календарь является даже точнішім от современного, по которым живет весь мир.

Хайяму принадлежит немало научных работ. До нас дошли 8 ученых трудов - по математике, астрономии, философии и медицины.

Восемнадцатилетний период жизни Хайяма в Исфахане был самым счастливым и самым плодотворным в его жизни под защитой могущественных покровителей.

Все изменилось со смертью Малик-шаха. Империя начала делиться на отдельные государства. Средства на обсерваторию перестали поступать. Хайям переезжает в Нишапура, совершает паломничество в Мекку. Последние годы жизни он провел на родине, в Хорасане, окруженный уважением лучших людей своего времени.

(По В. Державиным)

 

2. Повторение литературоведческих терминов

Рубаи Омара Хайяма - классика средневековой восточной поэзии, которая и в наше время привлекает всех ценителей мудрого слова.

• Кто впервые использовал жанр рубаи’? (Рудаки)

• Что такое рубаи?

• Докажите, что стихотворение Хайяма, прочитанный в начале урока, соответствует особенностям жанра рубаи.

 

3. Чтение и обсуждение рубаи

Работа в группах

Задание для каждой группы:

1. Прочитать рубаи, понять содержание.

2. Определить темы и идеи стихотворений.

3. Назвать художественные средства.

4. Сделать вывод, какой темой объединены эти рубаи.

Группа № 1

Не хмурь бровей из-за ударов рока,

Упавший духом гибнет раньше срока.

Ни ты, Ни я не властны над судьбой.

Мудрей смириться с нею. Больше проку!

 

Этот мир - эти горы, долины, моря -

Как волшебный фонарь. Словно лампа - заря.

Жизнь твоя - на стекле нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший внутри фонаря.

Комментарий учителя

- Оба стихотворения посвящены размышлениям о способности человека влиять на свою жизнь, свою судьбу. Автор приходит к выводу, что человек не имеет власти над собственной судьбой, и советует смириться с этим и мужественно, достойно воспринимать все невзгоды, которые готовит современности. Если в первом четверостишии поэт говорит об этом прямо, то во втором - завуалированно, с помощью ярких образов и сравнений. Весь мир сравнивается с фонарем, что подсвечивается лампой-зарей, а жизнь человека - это лишь рисунок, который уже нанесен на стекло фонаря. Кто держит в руках этот странный фонарь? Кто разрисовывает его стекло? Очевидно, Бог, который и решает, какой будет жизнь человека, сколько радости и горя будет отмерено на ее возраст.

Вывод. Тема рубаи - размышления над воздействием человека на свою судьбу.

 

Группа № 2

Изначальней всего остального - любовь,

В песне юности первое слово - любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!

 

Не сраженных тобой наповал в мире нет.

Кто бы разум при том не терял, в мире нет.

И хоть ты ни к кому не питаешь пристрастья.

Кто любви бы твоей не желал, в мире нет.

Комментарий учителя

Тема обоих стихов - большое значение любви в жизни человека. Поэт повторяет в трех строках слово любовь, словно для «несведущего в мире любви горемыки», который тоже должен наконец понять, что основа человеческой жизни - это любовь.

Во втором рубаи поэт обращается к образу возлюбленной, которая настолько прекрасна, что весь мир теряет разум от страсти к ней. Девушка же, видимо, забыла про основу человеческой жизни, и никому не отвечает взаимностью.

Полон страсти лирический герой использует гиперболу, чтобы доказать всю силу своей любви.

Вывод. Тема рубаи - значение любви в жизни человека.

 

Группа № 3

Я познание сделал своим ремеслом,

Я знаком с высшей правдой и низменным злом.

Все тугие узлы я распутал на свете,

Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

 

Конечно, цель всего творенья - мы,

Источник знания и прозренья - мы.

Круг мироздания подобен перстню,

Алмаз в том перстне, без сомненья, мы.

Комментарий учителя

Эти рубаи преисполнены гордостью за человека, его способности и возможности. Поэт использует антитезы (высшая правда - низменное зло), метафоры (смерть, завязана мертвым узлом), сравнения (круг мироздания подобен перстню). Автор уверен, что человеку под силу покорять любые вершины в мире, что цель творения - это человек, который сверкает, словно бриллиант в перстне мироздания. Но есть тайны, которые человек раскрыть не может - например, тайну смерти.

Вывод. Тема рубаи - вера в силу человека, его способности и возможности.

 

Группа № 4

Вот безбожья до Бога - мгновенье одно.

От нуля до итога - мгновенье одно.

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь - ни мало ни много - мгновенье одно.

 

Известно: в мире все лишь суета суэт:

Будь весел, не горюй, стоит на этом свет.

Что было, то прошло, что будет - неизвестно,-

Так не скорби о том, чего сегодня нет.

Комментарий учителя

В предложенных рубаи автор подчеркивает быстротечность жизни: «Жизнь - ни мало ни много - мгновенье одно!» Используя гиперболу, поэт хочет обратить внимание читателя к своей мысли: «Жизнь пройдет быстро, надо ценить каждый ее момент, не огорчаться, а радоваться тому, что живешь на этом свете».

Вывод. Тема рубаи - размышления о скоротечности человеческой жизни.

 

IV. Итог урока

1. Опрос

• Какие факты из жизни А. Хайяма вам запомнились больше всего?

• Мастером которого поэтического жанра считается Хайям?

• Какие главные темы его стихов?

 

2. Работа с эпиграфом

- Как вы понимаете слова С. Я. Маршака о поэзии Хайяма?

(Маршак хочет привлечь внимание читателя к мудрости поэта, его философского взгляда на мир. Хайям, понимая все несовершенство мира, стремится успокоить своего читателя хотя бы тем, что множество поколений до него и после него будут так же, как он, радоваться и страдать, разгадывать тайны Вселенной. Поэт призывает нас радоваться каждому мгновению жизни, потому что оно мимолетное и вернуть его невозможно.)

 

V. Домашнее задание

Выучить наизусть рубаи, записать его на иллюстрации к нему (по выбору ученика); подготовиться к презентации своей работы.

______________________________________________________________

1 Духовный вождь.