II семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОКИ № 39-40
Тема. (ПЧ). П. Чехов «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре». Беседа по внеклассному чтению
Цель: расширить круг читательских интересов школьников, заинтересовать жизнью и творчеством писателя; развивать навыки самостоятельного чтения и анализа художественных произведений, высказывания о них своего мнения; воспитывать культуру чтения, эстетические вкусы, лучшие моральные качества.
Оснащение: портрет писателя, выставка его произведений, иллюстрации к ним.
Тип урока: беседа с внеклассного чтения.
ХОД УРОКОВ
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сейчас много кто предоставляет предпочтение просмотру кинофильмов по телевидению, в Интернете, а не чтению обычных книг, считая, что кинофильм (или телепередача) является равноценной заменой книги, по которой снят (или о которой рассказывается). На самом деле, просматривая кинофильмы и телепередачи, мы воспринимаем информацию только визуально. Книга требует от читателя работы мысли, души, дает возможность перечитать отрывки, задуматься над страницами, которые чем-то заинтересовали. Точное, красивое художественное слово приносит читателю возможность получить эстетическое наслаждение. Рассказы А. П. Чехова, которые мы сегодня будем рассматривать, принадлежат к числу лучших художественных произведений не только русской, но и мировой литературы.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Беседа по внеклассному чтению
1. Выяснение с помощью анкет (или библиотечных формуляров) читательских интересов школьников. Комментирование учителем
2. Слово учителя
Учитель. Нередко можно услышать: «Ничего не могу с собой сделать: у меня такой характер!» Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него уступчивый, мягкий характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...» Есть чехівська школа в литературе. Есть и другая чехівська школа - школа нравственного воспитания. Обе они очень важны для нас. И об этом пойдет речь сегодня на уроке.
3. Заслушивание ученического сообщение о А. П. Чехова, демонстрации иллюстративных материалов
Много писем А. П. Чехова доступны широкой общественности. И они интересны не менее, чем его произведения, поскольку помогают лучше понять личность талантливого писателя, близкого к идеалу интеллигентного человека.
«Воспитанные люди,- писал А. П. Чехов,- по моему мнению, должны отвечать следующим требованиям:
1) они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2) они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют и за то, чего не увидишь обычным глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют из скуки и ночи не спят из-за того, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и покинет водку...
3) они уважают чужую собственность, а потому и платят долги...
4) они искренние и боятся лжи, как огня. Не обманывают даже в мелочах. Ложь оскорбительна для слушателя...
5) они не унижают себя, чтобы вызвать у другого человека соболеВНОвания...
6) они не тщеславные. Даже Крылов сказал, что пустую бочку больше слышать, чем полную... и др.
Чтобы быть воспитанным и не стоять ниже уровня среды, в которого попал, недостаточно прочесть только Пиквика и заучить монолог из Фауста... Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудирование, воля... Тут дорог каждый час...»
Антон Чехов
4. Слово учителя
Прокомментируйте следующие высказывания Чехова: «Цель моя - убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь отклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем»; «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
5. Эвристическая беседа по рассказу А. Чехова «Скрипка Ротшильда»
¦ Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Чехова «Скрипка Ротшильда»?
Над чем заставил задуматься образ главного героя произведения Якова Бронзы?
¦ Какие проблемы поднимает автор в произведении? Являются ли они актуальными в наше время?
6. Наблюдения над текстом художественного произведения
¦ Найдите в произведении детали, дающие представление о внешнем виде главного героя («Запотевало и багровело лицо», «лицо у него было багровое и мокрое от пота», «сурово и насмешливо взглянул», «надел очки» и др.)
¦ Кем был Яков Бронза? Опишите его жилище, образ жизни, семью.
¦ Почему жители городка дали главному герою такое прозвище?
¦ Как Бронза относился к своей работе, чем увлекался, кроме нее?
¦ Любую фразу, которая выражала смысл жизни и главная проблема героя, он часто повторял? («А какие же это убытки!»)
¦ Как герой относился к своей жене, как воспринял ее смерть?
¦ Которой изображена героиня произведения Марфа Ивановна? Найдите детали портрета, определите по ним черты ее характера. («Лицо бледное, робкое и несчастное», «сгорбленная и тощая, остроносая, с открытым ртом, похожая в профиль на птицу, которой хочется пить», «с робким, заботливым выражением», «несчастное Марфине лицо» и др.)
¦ Пятьдесят два года жизни Марфы вместе с мужем автор описывает одним предложением. О чем это свидетельствует?
¦ Почему Марфа, умирая, «была рада»?
¦ Над чем задумывается герой в конце произведения, что меняет его душу? Объясните название произведения.
7. Работа в парах
¦ Составьте воображаемый диалог Якова-гробовщика и Иакова-творца, музыканта.
8. Аналитическое комментирование
¦ Прокомментируйте высказывание античного философа Сенеки: «Жизнь человеческая ценится не по его продолжительности, а по содержанию. Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил». Как эти слова перекликаются с главной мыслью рассказа А. Чехова «Скрипка Ротшильда»?
¦ Назовите «литературных братьев» Якова Бронзы. (Гобсек, Скрудж и др.)
9. Промежуточный итог
Учитель (или ученики). Каждый человек задумывается над смыслом жизни и решает этот вопрос по-своему. Герой с ужасом осознает, что его жизнь прошла напрасно, что по подсчетам убытков и прибылей» он не почувствовал ни любви, ни радости отцовства, ни дружбы, ни уважения или сочувствия. Вместе с автором он с горечью думает: «Почему в этом мире так устроено, что жизнь, которая дается человеку один раз, проходит без пользы?» И приобщает к этим размышлениям нас, читателей.
10. Сообщение ученика об истории написания рассказа А. Чехова «Человек в футляре»
11. Эвристическая беседа по рассказу А. Чехова «Человек в футляре»
¦ Какое впечатление произвел на вас рассказ Чехова «Человек в футляре»?
¦ О чем это произведение? Как вы поняли название произведения?
¦ Кто является главным героем рассказа? Какие чувства он у вас вызывает?
¦ Кто является героем-рассказчиком?
¦ Найдите описание внешности Беликова и прокомментируйте его. Определите, какой художественный прием использует при этом автор. («...Всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и обязательно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле... и нож у него был в чохольчику; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник... Одним словом, у этого человека было постоянное и непреодолимое стремление... создать себе, так сказать, футляр, который бы усамітнив его, защитил бы от внешних влияний... и древние языки, которые он преподавал, были для него, по сути, те же калоши и зонтик, с помощью которых он прятался от действительности». Образ Беликова имеет гротескно-аллегорические черты. Он олицетворяет собой окостенение, омертвение индивидуальности, почти полное исчеВНОвение человеческих чувств.)
12. Наблюдения над текстом художественного произведения
Учитель. Вспомним, что подтекст - скрытый, внутренний смысл высказывания. Скрытый смысл могут содержать как отдельные слова, так и фрагменты, и целые художественные тексты.
Художественная деталь - один из способов создания художественного образа, что помогает лучше представить зображувану автором картину, предмет или характер героя в неповторимой индивидуальности. Деталь может стать символическим.
¦ Какие детали подчеркивает автор в портрете Беликова? Можно ли по ним определить характер героя?
¦ Как характеризует героя, описание его жилища?
¦ Как Беликов относится к своей работе в гимназии, какие отношения сложились у него с коллегами? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.
¦ Чего больше всего боялся Беликов?
¦ Как произошло его знакомства с семьей Коваленко?
¦ Чем отличаются портреты Коваленко и главного героя? Как называется этот художественный прием? (Контраст)
¦ Как Беликов относится к Варе? Какого он мнения о браке? Расскажите о ухаживания Беликова к Варе.
¦ Почему Михаил Коваленко, в отличие от других учителей, откровенно может назвать Беликова «фискалом», «отвратительной мордой»?
¦ Какое впечатление произвела на героя нарисована на него карикатура, почему?
Почему, по мнению Беликова, катание на велосипеде «неприлична для воспитателя молодежи»?
¦ Что вызвало болезнь и смерть главного героя?
Какой подтекст усматривается во всей этой истории?
13. Комментарий учителя (или подготовленного ученика)
С появлением рассказа А. Чехова «Человек в футляре» появились такие понятия, как «футлярність», «бєліковщина». Их суть раскрывает рассказчик, учитель гимназии Буркін: «Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник и улитка, стараются спрятаться в свою скорлупу, на этом свете немало». Жизни Беликова - «футлярное»: «как бы чего не вышло». Все у него в футляре - от вещей до мыслей, поведения и поступков. Смерть для него - осуществления заветной мечты: он навсегда в футляре, из которого никогда не получится.
Беликов - не только человек-футляр, но и человек-циркуляр. Он боится жизни, прячется за всякими предписаниями и циркулярами, запретами и правилами. «.Усілякі нарушения, уклонения, отступления от правил огорчали его». И самым страшным было то, что под его влиянием и другие человека стали бояться: «Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться. Читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Беликова не стало, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
V. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе.
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Я думаю, что в наше время «человек в футляре» - это...