II семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 38
Тема. Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина»
Цель: углубить, подытожить и обобщить знания учеников о произведении, его идейно-художественные особенности; развивать навыки выделения главного, обобщения, высказывания собственного обоснованного оценивания; воспитывать высокие морально-этические принципы, эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Что плохо? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть?
Ради чего жить и что такое Я? Что такое жизнь?..
Какая сила управляет всем?
Л. Толстой
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Что плохо? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Ради чего жить и что такое Я? Что такое жизнь?.. Какая сила управляет всем?» - спрашивал себя Л. Толстой, как спрашивали себя многие поколения людей до него и после него, как спрашиваем себя об этом мы (обращение к эпиграфа урока). В чем заключается сила и эстетическая привлекательность произведений Л. Толстого для современных читателей - мы и поговорим сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Систематизация, обобщение знаний
1. Литературный диктант
¦ Где познакомились Анна Каренина и Вронский? (На вокзале)
¦ Почему Кити отказала Левину во время первого его приезда в Москву? (Считала, что влюблена в Вронского)
¦ Что заставило Анну признаться мужчине в любви к Вронського? (Падение Вронского с лошади на скачках)
¦ Чего Каренин требовал от Анны? (Придерживаться внешней приличия)
¦ Когда Анна попросила прощения у мужа? (Во время родов и болезни, когда считала, что ее жизнь подходит к концу)
¦ Одинаково Анна относилась к своим детям? (Сергея любила больше)
¦ Что сделал Вронский ради Анны? (Отказался от карьеры)
¦ В путешествие в какую страну поехали влюбленные? (В Италии)
¦ Когда Левин начал понимать жизнь и находить в нем смысл? (Когда работал наравне с крестьянами)
¦ Когда Анна чувствовала себя больше «відторгненою» от «высшего света»? (Во время посещения театра)
¦ В седьмой части романа Анна погибает. А кто рождается? (Сын у Левина)
¦ Кто является прототипом автора в романе «Анна Каренина»? (Левин)
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
¦ Определите образы-символы в романе Л. Толстого «Анна Каренина». (Образы бури, метели, ветра, «паутины лжи», железные дороги, пути, свечи)
¦ Прокомментируйте каждый из этих образов. (Железная дорога - символ сил, враждебных человеку; буря, ветер, метель - предупреждение, знамение несчастья; образы огня, тепла, свечи связанные с раскрытием образа главной героини - от блеска глаз до внутреннего стержня.)
¦ Определите художественные особенности романа, приведите примеры и прокомментируйте их. (Индивидуальная речь персонажей. Речь представителей «высшего света», кроме главных героев, является однообраВНОй, сухой, бессодержательной. Речь Анны, Левина, которому автор сочувствует, является яркой, обраВНОй, богатой. В романе подаются яркие, индивидуализированные портреты героев, которые позволяют раскрыть их внутренний мир. Пейзажи передают душевное состояние героев. Сны героев играют символическую роль (например, сон Анны о старого, который работал с железом). Внутренние монологи раскрывают мысли, душевные переживания персонажей. Они являются характерными для «живых» персонажей, которым симпатизирует автор: Левина с его поисками истины, для Каренина, который страдает, для Анны.)
3. Слово учителя с элементами беседы
Роман завершается картиной могучей весенней грозы, когда Левин увидел звездное небо над своей головой. После каждой вспышки молнии яркие звезды исчезали, а потом, будто брошенные какой-то ловкой рукой, опять появлялись на тех же местах».
¦ Прокомментируйте значение этого пейзажа. (Это символическая картина. Гроза символизирует очищение, прозрение, решение сложных жизненных вопросов. Зари - указатель. Герой делает выбор - посвятить жизнь творению добра.)
4. Промежуточный итог
Учитель. В романе «Анна Каренина» Л. Толстой принципиально отказался от «пафоса» и «размышлений», но все равно пытался сделать свое произведение обучающим, воспитательным.
Свою позицию он выразил не в прямых монологах, а в настойчивости и последовательности, с которыми противопоставил главной героине - Анне Карениной, которая страдает, положительного героя Константина Левина.
«Анна Каренина» - роман, отразивший философские взгляды Толстого, его сомнения. Произведение, показал современное писателю общество, остается актуальным и по сей день, ведь в нем поднимаются вопросы, важные для человека любой эпохи. Утверждение писателя о «несомненный смысл добра» никогда не потеряет своего значения для человечества.
V. Домашнее задание
Для всех: подготовиться к беседе с внеклассного чтения. Индивидуальное: подготовить сообщение об А. П. Чехова (1-2 ученика).
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Актуальность и эстетическую привлекательность романа «Анна Каренина» я усматриваю в том, что...