II семестр
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УРОК № 36
Тема. Воспевание женщины и любовь в лирике Гафиза
Цель: заинтересовать очерком жизни и творчества Гафиза; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; учить определять жанр стихотворения; развивать логическое мышление, творческие способности; воспитывать мыслящего человека.
Оборудование: тексты стихов Гафиза, ломать.
Ты говоришь мне: «Не в горы мысли,
Развей дурные на просторное мысли!
Смирись, терпи!» Но что мне делать с сердцем?
В нем - целый мир скорбей, в нем море мысли.
Гафиз
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Вариант 1. Нарисовать каліграму до стихотворения Рудаки.
Вариант 2. Проанализировать стихотворение Рудаки.
Отгадайте слово и дайте его определение.
ОБОЕОЙОТ - (бейт)
ЮРЮУЮБЮАЮЇ - (рубаи)
ЄГЄАЄЗЄЕЄЛЄЬ - (газель)
II. Изучение нового материала
1. Рассказ ученика-литературоведа о Гафиза
Считается, что в Иране в каждой семье есть две книги: Коран и сборник стихов (диван) Гафіза. только по Корану и за стихами знаменитого поэта думали, когда хотели узнать свое будущее.
Настоящее имя поэта - Шамсіддін Мухаммад. Литературный псевдоним - Гафиз - означает «знаток Корана». Это слово в те далекие времена было названием профессии чтеца Священной книги ислама.
Сведений о жизни Гафиза сохранилось немного, они тесно переплелись со средневековыми легендами о поэте.
Известно, что Гафиз родился в купеческой семье, со временем разорилась. Мальчику с детства пришлось зарабатывать себе на хлеб и на образование, получив которое он стал профессиональным чтецом Корана.
Легенда рассказывает, что первые стихотворные попытки Гафиза вызывали лишь насмешку. Измученный издевательствами, юноша пришел на могилу средневекового поэта-мистика Баба Кухи Ширази и начал горячо молиться. Так он провел немало времени и даже заснул возле усыпальницы. Во сне ему явился старик, который угостил его Божественной едой и сказал: «Теперь врата знаний для тебя открыта». Проснувшись, Гафиз написал газель, которая положила начало его славе.
По другой легенде, Гафиз, пристав к группе людей, не знавших его в лицо, начал критиковать себя и свое творчество. Закончилось это тем, что поклонники поэзии избили его самого за такую критику.
В своих стихах Гафиз прославляет жизнь с ее радостями и печалями. Он воспевает любовь, его мучения, страдания и счастливые мгновения. С темой любви тесно переплеталась тема вина. Целый мир эмоций и переживаний открываются в интимной лирике Гафиза. Известны 693 стихи Гафиза, из них 573 - газели.
2. Чтение и анализ стихов Гафиза
1) «Весть пришла, что печаль...»
Подготовка к восприятию произведения
У царя Соломона, который славился своей мудростью и богатством, было кольцо, на котором было написано: «Все пройдет, пройдет и это тоже».
Как вы понимаете эти слова?
Чтение стихотворения учителем
Весть пришла, что печаль моих горестных дней - не навечно.
Время - ток быстротечный. И время скорбей - не навечно.
Стал я ныне презренным в глазах моего божества,
Но надменный соперник мой в славе своей - не навечно.
Всех равно у завесы привратник порубит мечом.
И чертог, и престол, и величье царей - не навечно.
Так зачем воВНОсит благодарность иль горько роптать?
Ведь и громкая слава великих мужей - не навечно.
На пирах у Джамшида певали: «Несите вина!
И Джамшид с его чашей в обители сей - не навечно!»
Так пылай же, ночная свеча, привлекай мотылька!
Близко утро. И ночь, и сиянье свечей - не навечно.
Эй, богач! Загляни в глубину своей нищей души!
Горы злата, монет, самоцветных камней - не навечно.
Видишь надпись на своде сияющем: «Все на земле,
Кроме добрых деяний на благо людей,- не навечно».
Верь во встречу, надейся на память любви, о Гафиз!
А ложь, насилье и бремя цепей - не навечно!
«Свободное письмо»
Выскажите впечатления, мысли от прочитанного произведения.
• Определите образы поэзии.
Время, божество (любимая), соперник, привратник, ночная свеча, бабочка.
• Определите тему и идею стихотворения.
Тема - размышления лирического героя о скоротечности человеческой жизни.
Идея - «Все на земле,
Кроме добрых деяний на благо людей,- не навечно».
• Каким является настроение лирического героя? Какие слова передают это настроение? (Лирический герой грустит, он разочарован в любви: его милая выбрала другого, в обществе ложь, насилие и кандалы неволи стали обычным делом.
Лексемы, избранные автором, хорошо передают этот настрой, потому что имеют негативный оттенок значения: «печаль моих горестных дней», «время скорбей», «стал презренным», «надменный соперник». Неслучайным является повторение слов «не навечно» в каждом бейти. Для человека напоминание о ее смертность имеет негативный оттенок, даже если со смертью пройдут также и беды, и невзгоды.)
• Докажите, что прочитанная поэзия - газель. (По определению)
2) «Все богатства земли...»
Чтение стихотворения учеником
Все богатства земли и слезинки не стоят твоей!
Все услады земли не искупят неволь и цепей!
И веселье земли - всех семи ее тысячелетий,-
Бог свидетель, не стоит семи твоих горестных дней!
Беседа
• Кому посвящен этот стих? (Вероятно, что любимой лирического героя)
• Как описывает силу своей любви лирический герой? (Сравнивает чувства любимого и всего человечества.)
• Придумайте историю любви героев, которые могли бы сказать друг другу такие слова.
• Что случилось с героиней? (Слезы, неволя, кандалы... )
• Какой художественный прием лежит в основе этой поэзии’? (Художественное преувеличение - гипербола.)
• Определите жанр произведения. (Рубаи, объяснение - по определению)
3) «Ты говоришь мне...»
Подготовка к восприятию произведения
- Что вы чувствуете, когда видите вокруг себя проявления несправедливости? Приведите примеры таких случаев?
Теперь вам будет легче понять чувства поэта.
Чтение стихотворения учеником
Ты говоришь мне: «Не о горе мысли,
Развей дурные на просторное мысли!
Смирись, терпи!» Но что мне делить с сердцем?
В нем - целый мир скорбей, в нем море мысли.
Беседа
• Какой образ лирического героя предстает перед нами? (Впечатлительный, чуткий, мыслящий, непокорный, страдалец, мятежник)
• Как вы думаете, похож ли этот герой на самого Гафиза?
• Определите жанр стихотворения. (Рубаи)
4) «Песня, брызнуть будь готова...»
Чтение поэзии
Песня, брызнуть будь готова - вновь, и вновь, и вновь, и снова!
Чашу пей - в ней снов основа - вновь, и вновь, и вновь, и снова!
Друг, с кумиром ты украдкой посиди в беседе сладкой,-
Поджидай к лобзаньям зова - вновь, и вновь, и вновь, и снова!
Насладимся ль жизнью нашей, коль не склонимся над чашей?
Пей же с то, что черноброва, - вновь, и вновь, и вновь, и снова!
Ветер! Ты в воздушной ризе, мчась к любимой, о Хафизе
Эй бросать за словом слово - вновь, и вновь, и вновь, и снова!
«Свободное письмо»
Беседа
• Какое настроение преобладает в поэзии? (Радостное, праздничное, приподнятое, веселое)
• Что необходимо лирическому герою для счастья? (Песня, вино, любимая)
• К чему призывает герой? (Радоваться жизни во всех ее проявлениях, наслаждаться каждым днем, подаренным судьбой.)
• Какой есть функция повторения отдельных слов в поэзии’? (Гафиз призывает не оставлять на потом радости жизни, а снова и снова наслаждаться им, пока есть время.)
• Определите жанр поэзии. (Газель; в последнем бейти упоминается имя поэта)
III. Итоги урока
- Корифей персидской поэзии на имя Джами говорил о Гафиза: «Большая часть его стихов утонченная и естественная, а некоторые из них доходят до грани чуда». С этим чудом мы сегодня имели возможность познакомиться, получив не только эстетическое наслаждение, но и задумавшись над философскими проблемами скоротечности жизни и необходимости ценить каждое его мгновение как последнее.
IV. Домашнее задание
По выбору:
Вариант 1. Составьте гроно на тему «Гафиз».
Вариант 2. Попробуйте перевести на украинский язык любой стих Гафиза.