ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 36

Тема. Воспевание женщины и любовь в лирике Гафиза

 

Цель: заинтересовать очерком жизни и творчества Гафиза; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; учить определять жанр стихотворения; развивать логическое мышление, творческие способности; воспитывать мыслящего человека.

Оборудование: тексты стихов Гафиза, ломать.

 

Ты говоришь мне: «Не в горы мысли,

Развей дурные на просторное мысли!

Смирись, терпи!» Но что мне делать с сердцем?

В нем - целый мир скорбей, в нем море мысли.

Гафиз

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Вариант 1. Нарисовать каліграму до стихотворения Рудаки.

Вариант 2. Проанализировать стихотворение Рудаки.

Отгадайте слово и дайте его определение.

ОБОЕОЙОТ - (бейт)

ЮРЮУЮБЮАЮЇ - (рубаи)

ЄГЄАЄЗЄЕЄЛЄЬ - (газель)

 

II. Изучение нового материала

1. Рассказ ученика-литературоведа о Гафиза

Считается, что в Иране в каждой семье есть две книги: Коран и сборник стихов (диван) Гафіза. только по Корану и за стихами знаменитого поэта думали, когда хотели узнать свое будущее.

Настоящее имя поэта - Шамсіддін Мухаммад. Литературный псевдоним - Гафиз - означает «знаток Корана». Это слово в те далекие времена было названием профессии чтеца Священной книги ислама.

Сведений о жизни Гафиза сохранилось немного, они тесно переплелись со средневековыми легендами о поэте.

Известно, что Гафиз родился в купеческой семье, со временем разорилась. Мальчику с детства пришлось зарабатывать себе на хлеб и на образование, получив которое он стал профессиональным чтецом Корана.

Легенда рассказывает, что первые стихотворные попытки Гафиза вызывали лишь насмешку. Измученный издевательствами, юноша пришел на могилу средневекового поэта-мистика Баба Кухи Ширази и начал горячо молиться. Так он провел немало времени и даже заснул возле усыпальницы. Во сне ему явился старик, который угостил его Божественной едой и сказал: «Теперь врата знаний для тебя открыта». Проснувшись, Гафиз написал газель, которая положила начало его славе.

По другой легенде, Гафиз, пристав к группе людей, не знавших его в лицо, начал критиковать себя и свое творчество. Закончилось это тем, что поклонники поэзии избили его самого за такую критику.

В своих стихах Гафиз прославляет жизнь с ее радостями и печалями. Он воспевает любовь, его мучения, страдания и счастливые мгновения. С темой любви тесно переплеталась тема вина. Целый мир эмоций и переживаний открываются в интимной лирике Гафиза. Известны 693 стихи Гафиза, из них 573 - газели.

 

2. Чтение и анализ стихов Гафиза

1) «Весть пришла, что печаль...»

Подготовка к восприятию произведения

У царя Соломона, который славился своей мудростью и богатством, было кольцо, на котором было написано: «Все пройдет, пройдет и это тоже».

Как вы понимаете эти слова?

Чтение стихотворения учителем

Весть пришла, что печаль моих горестных дней - не навечно.

Время - ток быстротечный. И время скорбей - не навечно.

 

Стал я ныне презренным в глазах моего божества,

Но надменный соперник мой в славе своей - не навечно.

 

Всех равно у завесы привратник порубит мечом.

И чертог, и престол, и величье царей - не навечно.

 

Так зачем воВНОсит благодарность иль горько роптать?

Ведь и громкая слава великих мужей - не навечно.

 

На пирах у Джамшида певали: «Несите вина!

И Джамшид с его чашей в обители сей - не навечно!»

 

Так пылай же, ночная свеча, привлекай мотылька!

Близко утро. И ночь, и сиянье свечей - не навечно.

 

Эй, богач! Загляни в глубину своей нищей души!

Горы злата, монет, самоцветных камней - не навечно.

 

Видишь надпись на своде сияющем: «Все на земле,

Кроме добрых деяний на благо людей,- не навечно».

 

Верь во встречу, надейся на память любви, о Гафиз!

А ложь, насилье и бремя цепей - не навечно!

«Свободное письмо»

Выскажите впечатления, мысли от прочитанного произведения.

• Определите образы поэзии.

Время, божество (любимая), соперник, привратник, ночная свеча, бабочка.

• Определите тему и идею стихотворения.

Тема - размышления лирического героя о скоротечности человеческой жизни.

Идея - «Все на земле,

Кроме добрых деяний на благо людей,- не навечно».

• Каким является настроение лирического героя? Какие слова передают это настроение? (Лирический герой грустит, он разочарован в любви: его милая выбрала другого, в обществе ложь, насилие и кандалы неволи стали обычным делом.

Лексемы, избранные автором, хорошо передают этот настрой, потому что имеют негативный оттенок значения: «печаль моих горестных дней», «время скорбей», «стал презренным», «надменный соперник». Неслучайным является повторение слов «не навечно» в каждом бейти. Для человека напоминание о ее смертность имеет негативный оттенок, даже если со смертью пройдут также и беды, и невзгоды.)

• Докажите, что прочитанная поэзия - газель. (По определению)

 

2) «Все богатства земли...»

Чтение стихотворения учеником

Все богатства земли и слезинки не стоят твоей!

Все услады земли не искупят неволь и цепей!

И веселье земли - всех семи ее тысячелетий,-

Бог свидетель, не стоит семи твоих горестных дней!

Беседа

• Кому посвящен этот стих? (Вероятно, что любимой лирического героя)

• Как описывает силу своей любви лирический герой? (Сравнивает чувства любимого и всего человечества.)

• Придумайте историю любви героев, которые могли бы сказать друг другу такие слова.

• Что случилось с героиней? (Слезы, неволя, кандалы... )

• Какой художественный прием лежит в основе этой поэзии’? (Художественное преувеличение - гипербола.)

• Определите жанр произведения. (Рубаи, объяснение - по определению)

 

3) «Ты говоришь мне...»

Подготовка к восприятию произведения

- Что вы чувствуете, когда видите вокруг себя проявления несправедливости? Приведите примеры таких случаев?

Теперь вам будет легче понять чувства поэта.

Чтение стихотворения учеником

Ты говоришь мне: «Не о горе мысли,

Развей дурные на просторное мысли!

Смирись, терпи!» Но что мне делить с сердцем?

В нем - целый мир скорбей, в нем море мысли.

Беседа

Какой образ лирического героя предстает перед нами? (Впечатлительный, чуткий, мыслящий, непокорный, страдалец, мятежник)

• Как вы думаете, похож ли этот герой на самого Гафиза?

• Определите жанр стихотворения. (Рубаи)

 

4) «Песня, брызнуть будь готова...»

Чтение поэзии

Песня, брызнуть будь готова - вновь, и вновь, и вновь, и снова!

Чашу пей - в ней снов основа - вновь, и вновь, и вновь, и снова!

Друг, с кумиром ты украдкой посиди в беседе сладкой,-

Поджидай к лобзаньям зова - вновь, и вновь, и вновь, и снова!

Насладимся ль жизнью нашей, коль не склонимся над чашей?

Пей же с то, что черноброва, - вновь, и вновь, и вновь, и снова!

Ветер! Ты в воздушной ризе, мчась к любимой, о Хафизе

Эй бросать за словом слово - вновь, и вновь, и вновь, и снова!

«Свободное письмо»

Беседа

Какое настроение преобладает в поэзии? (Радостное, праздничное, приподнятое, веселое)

• Что необходимо лирическому герою для счастья? (Песня, вино, любимая)

• К чему призывает герой? (Радоваться жизни во всех ее проявлениях, наслаждаться каждым днем, подаренным судьбой.)

• Какой есть функция повторения отдельных слов в поэзии’? (Гафиз призывает не оставлять на потом радости жизни, а снова и снова наслаждаться им, пока есть время.)

• Определите жанр поэзии. (Газель; в последнем бейти упоминается имя поэта)

 

III. Итоги урока

- Корифей персидской поэзии на имя Джами говорил о Гафиза: «Большая часть его стихов утонченная и естественная, а некоторые из них доходят до грани чуда». С этим чудом мы сегодня имели возможность познакомиться, получив не только эстетическое наслаждение, но и задумавшись над философскими проблемами скоротечности жизни и необходимости ценить каждое его мгновение как последнее.

 

IV. Домашнее задание

По выбору:

Вариант 1. Составьте гроно на тему «Гафиз».

Вариант 2. Попробуйте перевести на украинский язык любой стих Гафиза.