ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 37

Тема. История Маугли в других главах повести-сказки «Маугли» Дж. Г. Киплинга (дополнительное чтение)

 

Цель: вызвать у учащихся интерес к чтению художественной литературы, произведений Дж. Г. Киплинга; развивать навыки самостоятельной обработки литературы, перевода произведений, определение их темы и основной мысли; умение составлять инсценировки и диалоги, представлять их; воспитывать любовь к художественной литературе, стремление к познанию мира, лучшие моральные качества.

Оборудование: книги Дж. Г. Киплинга, иллюстрации к ним, портрет писателя.

Теория литературы: повесть-сказка, образы произведения, художественные средства.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Много людей любят путешествовать, узнавать подробно про природу, историю, характер, обычаи людей, живущих в разных уголках земли, посмотреть все лично и почувствовать их красоту. Это можно сделать с помощью художественных книг также. Доверившись ему, его таланту и творческому воображению, мы чувствуем горячее дыхание пустыни и аромат цветущей степи, видим роскошную зелень тропиков и суровую тайгу, встречаем много разных зверей. Ценность книг не только в том, что они предоставляют нам возможность познавать раВНОобразие мира внешнего, но и в том, чтобы понять внутренний мир человека, те вечные нравственные ценности, к которым люди стремились во все века. В этом нам помогают произведения английского писателя Дж. Г. Киплинга. Сегодня мы ознакомимся с разделами его повести-сказки «Маугли», которые не вошли в учебник, а также попробуем показать свои знания с помощью инсценировок, учитывая особенности драматического произведения.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Формирование и развитие учебных умений и навыков

1. Выразительное чтение начала главы «Как страх пришел» из повести-сказки «Маугли»

«Замолчали ручьи, пересохла земля -

Отныне мы друзья - и ты, и я;

Воспаленные глаза, сухие языки

У всех, что собрались на берег реки.

Здесь нет ловцов, позабытые поединке -

Все стали жертвами страшной засухи.

Он хищная пантера, и дикая свинья,

И тигр, и медведь, и малое оленя,

И волк голоден, и серна худющая

С одной колдобины пьют целебную воду.

Замолчали ручьи, пересохла земля -

Мы будем друзьями - ты и я,-

Пока тучки не прилинуть сюда

И дождь не разобьет наш Мир Воды».

«“Закон Джунглей”, что намного старше, чем все остальные законы мира, предусматривает все неожиданности, которые могут постигнуть обитателей Джунглей. Он и до сих пор такой совершенный, каким должен быть закон, созданный временем и обычаями».

 

2. Перевод подготовленными учащимися раздела «Как страх пришел» по плану

1) Дикобраз Сагі предупреждает о Маугли засухи; парень не воспринимает его слова всерьез.

2) Наступает большая жара и голод.

3) Объявление Водного Перемирия.

4) Друзья беспокоятся о Маугли.

5) Разговор зверей возле Скалы Мира.

6) Тигр Шер-Хан хвастается, что убил человека ради развлечения, потому что это - его день.

7) Слон рассказывает легенду о том, кто в джунглях начал убийство и как люди и звери стали враждовать; почему тигр полосатый и пятнистый.

 

3. Эвристическая беседа

• Какие новые черты характера главного героя выявляются в этом разделе? (Легкомыслие, насмешливость, умение приспособиться к обстоятельствам)

• Что осуждается в этом разделе произведения? (Убийство ради развлечения, вражда, страх быть коварно убитым)

 

4. Разыгрывание инсценировок и диалогов, самостоятельно подготовленных учащимися

ДИАЛОГ БАЛУ И БАГИРА

Бала. Человеческий детеныш - это Человеческий детеныш, и оно должно изучить все Законы Джунглей. Лучше пусть я из любви к нему наставлю ему синяков, чем он пострадает когда-нибудь за свое невежество. Я учу детеныша Владичного Слова Джунглей, которое защитит его от птиц, змей и всех четвероногих охотников, кроме его собственной Стаи. Если только он запомнит эти слова, то сможет потребовать защиты у каждого существа в Джунглях. Разве это не стоит легкого пинка?

Багира. Ну, ладно, но смотри не убей Человеческого детеныша. А что за Владичні слова? (С гордостью рассматривает свои стальные когти.)

Бала. Я позову Маугли, и он тебе их скажет, если схоче. иди сюда, Братец! Повторы Багире Владичні слова Джунглей, которым я учил тебя сегодня.

Маугли. Мы с вами одной крови - вы и я.

Бала. Хорошо. Это по-медвежьи. А теперь - Птичьи и Змеиного Племени. Единственное, о чем тебя прошу - не говори с Обезьяньим Племенем, потому что оно не придерживается никаких законов и может быть опасным для тебя.

 

5. Устное произведение

Темы для выбора

1) Маугли - мой любимый сказочный герой.

2) «Маугли» Дж. Г. Киплинга - моя любимая литературная сказка.

3) Чему учит повесть-сказка Дж. Г. Киплинга «Маугли»?

4) Законы Джунглей и законы и ценности человеческой жизни.

(За неимением времени это задание может быть домашним.)

 

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

Сказка Дж. Г. Киплинга дает конкретные моральные наставления нам, современным людям.

 

Аргументы

Так

Нет

• Законы Джунглей учат, что перед угрозой опасности всем необходимо сплачиваться, помогать друг другу;

• нельзя убивать, ибо зло порождает зло;

• следует поддерживать слабых, защищать маленьких, уважать старших;

• необходимо закалять себя, соблюдать чистоту, быть выносливым;

• необходимо быть милосердным, великодушным, честным и верным в дружбе

• Это - сказка действующие лица - звери, и мы живем не в джунглях;

• случай с ребенком, который воспитывался волками - уникальный, и последствия не соответствуют реальным фактам

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.

 

VI. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Я удовлетворен(-на)...

• Я убедился (убедилась), что...

• Урок для меня прошел...

• Самым интересным мне показалось выступление...

• Я не думал (думала), что...