II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 37
Тема. История Маугли в других главах повести-сказки «Маугли» Дж. Г. Киплинга (дополнительное чтение)
Цель: вызвать у учащихся интерес к чтению художественной литературы, произведений Дж. Г. Киплинга; развивать навыки самостоятельной обработки литературы, перевода произведений, определение их темы и основной мысли; умение составлять инсценировки и диалоги, представлять их; воспитывать любовь к художественной литературе, стремление к познанию мира, лучшие моральные качества.
Оборудование: книги Дж. Г. Киплинга, иллюстрации к ним, портрет писателя.
Теория литературы: повесть-сказка, образы произведения, художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Много людей любят путешествовать, узнавать подробно про природу, историю, характер, обычаи людей, живущих в разных уголках земли, посмотреть все лично и почувствовать их красоту. Это можно сделать с помощью художественных книг также. Доверившись ему, его таланту и творческому воображению, мы чувствуем горячее дыхание пустыни и аромат цветущей степи, видим роскошную зелень тропиков и суровую тайгу, встречаем много разных зверей. Ценность книг не только в том, что они предоставляют нам возможность познавать раВНОобразие мира внешнего, но и в том, чтобы понять внутренний мир человека, те вечные нравственные ценности, к которым люди стремились во все века. В этом нам помогают произведения английского писателя Дж. Г. Киплинга. Сегодня мы ознакомимся с разделами его повести-сказки «Маугли», которые не вошли в учебник, а также попробуем показать свои знания с помощью инсценировок, учитывая особенности драматического произведения.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование и развитие учебных умений и навыков
1. Выразительное чтение начала главы «Как страх пришел» из повести-сказки «Маугли»
«Замолчали ручьи, пересохла земля -
Отныне мы друзья - и ты, и я;
Воспаленные глаза, сухие языки
У всех, что собрались на берег реки.
Здесь нет ловцов, позабытые поединке -
Все стали жертвами страшной засухи.
Он хищная пантера, и дикая свинья,
И тигр, и медведь, и малое оленя,
И волк голоден, и серна худющая
С одной колдобины пьют целебную воду.
Замолчали ручьи, пересохла земля -
Мы будем друзьями - ты и я,-
Пока тучки не прилинуть сюда
И дождь не разобьет наш Мир Воды».
«“Закон Джунглей”, что намного старше, чем все остальные законы мира, предусматривает все неожиданности, которые могут постигнуть обитателей Джунглей. Он и до сих пор такой совершенный, каким должен быть закон, созданный временем и обычаями».
2. Перевод подготовленными учащимися раздела «Как страх пришел» по плану
1) Дикобраз Сагі предупреждает о Маугли засухи; парень не воспринимает его слова всерьез.
2) Наступает большая жара и голод.
3) Объявление Водного Перемирия.
4) Друзья беспокоятся о Маугли.
5) Разговор зверей возле Скалы Мира.
6) Тигр Шер-Хан хвастается, что убил человека ради развлечения, потому что это - его день.
7) Слон рассказывает легенду о том, кто в джунглях начал убийство и как люди и звери стали враждовать; почему тигр полосатый и пятнистый.
3. Эвристическая беседа
• Какие новые черты характера главного героя выявляются в этом разделе? (Легкомыслие, насмешливость, умение приспособиться к обстоятельствам)
• Что осуждается в этом разделе произведения? (Убийство ради развлечения, вражда, страх быть коварно убитым)
4. Разыгрывание инсценировок и диалогов, самостоятельно подготовленных учащимися
ДИАЛОГ БАЛУ И БАГИРА
Бала. Человеческий детеныш - это Человеческий детеныш, и оно должно изучить все Законы Джунглей. Лучше пусть я из любви к нему наставлю ему синяков, чем он пострадает когда-нибудь за свое невежество. Я учу детеныша Владичного Слова Джунглей, которое защитит его от птиц, змей и всех четвероногих охотников, кроме его собственной Стаи. Если только он запомнит эти слова, то сможет потребовать защиты у каждого существа в Джунглях. Разве это не стоит легкого пинка?
Багира. Ну, ладно, но смотри не убей Человеческого детеныша. А что за Владичні слова? (С гордостью рассматривает свои стальные когти.)
Бала. Я позову Маугли, и он тебе их скажет, если схоче. иди сюда, Братец! Повторы Багире Владичні слова Джунглей, которым я учил тебя сегодня.
Маугли. Мы с вами одной крови - вы и я.
Бала. Хорошо. Это по-медвежьи. А теперь - Птичьи и Змеиного Племени. Единственное, о чем тебя прошу - не говори с Обезьяньим Племенем, потому что оно не придерживается никаких законов и может быть опасным для тебя.
5. Устное произведение
Темы для выбора
1) Маугли - мой любимый сказочный герой.
2) «Маугли» Дж. Г. Киплинга - моя любимая литературная сказка.
3) Чему учит повесть-сказка Дж. Г. Киплинга «Маугли»?
4) Законы Джунглей и законы и ценности человеческой жизни.
(За неимением времени это задание может быть домашним.)
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
Сказка Дж. Г. Киплинга дает конкретные моральные наставления нам, современным людям.
Аргументы |
Так |
Нет |
• Законы Джунглей учат, что перед угрозой опасности всем необходимо сплачиваться, помогать друг другу;
• нельзя убивать, ибо зло порождает зло;
• следует поддерживать слабых, защищать маленьких, уважать старших;
• необходимо закалять себя, соблюдать чистоту, быть выносливым;
• необходимо быть милосердным, великодушным, честным и верным в дружбе |
• Это - сказка действующие лица - звери, и мы живем не в джунглях;
• случай с ребенком, который воспитывался волками - уникальный, и последствия не соответствуют реальным фактам |
V. Домашнее задание
Подготовиться к тематическому оцениванию.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Я удовлетворен(-на)...
• Я убедился (убедилась), что...
• Урок для меня прошел...
• Самым интересным мне показалось выступление...
• Я не думал (думала), что...