II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 36
Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Образ главного героя Маугли и средства его художественного воплощения
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о произведении писателя; помочь ученикам осознать идейно-художественное значение изображенных автором образов и картин; развивать навыки выделения главного, характеристики героев и выражения своего отношения к ним и моральных установок, носителями которых они являются; воспитывать любовь к природе, гуманизм, эстетические чувства.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению художников и ученические.
Теория литературы: повесть-сказка, характеристика образов, пейзаж, портрет.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Самый главный Закон Джунглей, как уже было выяснено нами во время чтения глав книги Дж. Г. Киплинга «Маугли»,- «Мы с тобой одной крови». Это свидетельствует о том, что все в природе равны, поэтому должны помогать друг другу, заботиться, а не враждовать. Большинство обитателей джунглей придерживались своих законов, какие бы строгие они не были. Тех, кто их нарушал, презирали, осуждали и наказывали (а это ненасытный тигр Шер-Хан, коварный шакал Табаки, обезьяны Бандер-Логи, дикие собаки). Итак, в мире зверей царят справедливость, порядочность, верность. А как же делают в мире людей? В нем также существуют законы. Но их часто нарушают. Ради собственного обогащения некоторые люди совершают преступления, убивают. Главный герой Маугли находится как бы посередине между миром животных и миром людей.
Именно Маугли и будет посвящен наш урок.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Пересказ эпизода из повести «Маугли», который больше всего запомнился (с обоснованием выбора)
2. Составление «Анкеты» главного героя повести-сказки «Маугли»
Имя |
Маугли, Лягушонок, Нату |
Возраст |
От 1-2 до 17 лет |
Родители |
Волки, Мессуа |
Место жительства |
Джунгли, село |
Занятия |
Охота, тренировки, любование природой |
Друзья |
Багира, Балу, Каа, Акела, Серые Братья, Хатхі |
Враги |
Шер-Хан, Табаки, Бандер-Логи, дикие собаки, Белый Клобук |
Физическое состояние |
Сильный, здоровый, тренированный, выносливый |
Моральные качества |
Смелый, честный, верный, добрый, впечатлительный и т.п. |
IV. Формирование и развитие учебных умений и навыков
1. Коллективное составление плана к характеристике Маугли
Ориентированный план
1) Неожиданное появление человеческого детеныша возле логова волков; его внешность и поведение.
2) Жизнь в новой семье.
3) Поступки Маугли (победа над Шер-Ханом, спасение Мессуа, борьба с рыжими собаками и др.).
4) Моральные качества и черты характера героя (ум, смелость, честность, великодушие, любовь к природе, сообразительность, верность Законам Джунглей); внешность юноши Маугли.
5) Отношение автора к своему герою.
6) Мое отношение к Маугли (оценка его как личности).
2. Устный связный рассказ-характеристика Маугли учениками
3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Определить главную мысль повести-сказки «Маугли».
Ориентировочные ответы
- Человек должен любить природу и жить с ней в согласии.
- Человек должен уметь находить выход из любой затруднительной ситуации и при этом оставаться человеком.
- Природа понимает силу Человека, уважает ее, поэтому надо с ней считаться, тоже уважать.
- Люди много чего могут научиться у зверей.
- Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
4. Проблемные вопросы
• Как вы понимаете выражение Каа: «Нелегко менять кожу»? (Нелегко кардинально, резко менять свою жизнь, свои взгляды и привычки.)
• Почему Мессуа показалось, что Маугли - не ее сын, а Бог лесов? (Маугли был сильный, рослый, красивый, дикий; ему подчинялись все звери; мать знала легенды о Джунгли и их богов, верила им.)
• Почему Маугли вернулся к людям, ведь из Джунглей его не выгоняли? (Это был природный зов крови; ему было интересно, изменилась ли Человеческая Стая со времени его последней неудачной встречи с ней.)
• О чем свидетельствуют другие названия зверей, понятий, например, Каа - Пласкоголовий, Тигр - Полосатый, огонь - Красный Цветок, битва с дикими собаками, дхолями - Ночь Рыжих Собак, весна - Пора Новых Песен? (О обраВНОе мышление героев, умение выделять главные признаки)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Слово учителя
- Итак, мы завершаем наше знакомство со сказкой Дж. Г. Киплинга «Маугли». Талантливый автор своим творческим воображением сумел проникнуть в самые потаенные уголки нетронутой природы, интересно и мастерски воспроизвести ее в ярких образах диких зверей, украсить остроумной выдумкой и тонким юмором.
Повесть (большой, в отличие от рассказа, прозаическое произведение с многими героями и событиями) Дж. Г. Киплинга отличается от народных и литературных сказок о животных тем, что его герои-животные не являются носителями определенных черт человеческого характера, например, смелости, хитрости, трусости или благородства. Они в писателя - мыслящие существа, которые действуют в зависимости от конкретных обстоятельств.
Образ Маугли был вымышленным, потому что в действительности такого парня не существовало. Киплинг лишь верил, что так могло быть: ребенок, воспитанный волками, усвоила под опекой мудрых воспитателей Законы Джунглей, осталась Человеком, не потеряла лучших человеческих качеств.
• А вот что было в Маугли негативного, как вы думаете? Ответ обоснуйте.
Ожидаемые ответы
- Маугли немного жестокий (напустил на деревню Джунгли).
- Иногда безрассудный (взял анкас, несмотря на предупреждения об опасности).
- Бывает самоуверенный, непослушный.
VI. Домашнее задание
Подготовить инсценировки (см. приложение), диалоги по книге Киплинга «Маугли»; сообщения отдельных учащихся о разделах, эпизоды повести-сказки, которые не изучались, в частности, «Как страх пришел».
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Я считаю этот урок...
• Мне хочется...
• Я убедился (убедилась)...
Приложение
ИНСЦЕНИРОВКА ПО СКАЗКЕ
Маугли (выходит на сцену и говорит сам себе). Я только посмотрю, посмотрю, изменилась ли за это время Человеческая Стая.
За сценой лают собаки, Маугли садится, воет по-волчьи, собаки испуганно замолкают. Выходит женщина в индийской одежде.
Маугли. Мессуа! О, Мессуа!
Женщина. Кто зовет?
Маугли. Разве забыла?
Женщина. Если это ты, то скажи, каким именем я называла тебя? Скажи!
Маугли. Нату, огэ Нату!
Женщина. Иди сюда, сын мой!
Маугли подходит, они, обнимаются, женщина падает юноше в ноги.
Женщина. Мой сын! Но ты уже не сын мой. Ты - Бог лесов. Ай! Заходи в дом! Чего ты хочешь - есть или пить? Здесь все твое. Мы обязаны тебе жизнью. Я разведу огонь и согрею тебе молоко. Скидывай свой жасминовый венок, потому что он очень пахнет.
Маугли садится к столу, с интересом рассматривает посуда.
Женщина. Сыну, говорил ли тебе кто-нибудь, что ты самый красивый в мире?
Маугли. Что?
Женщина (счастливо смеется). Итак, я первая сказала? Хорошо, потому же мать редко говорит сыну такие приятные вещи. Ты очень хорош.
Ставит перед Маугли ужин - лепешки, сушеные фрукты. Парень ест. Вдруг слышится волчий вой. Женщина пугается.
Женщина. Не надо... Не приводи... своих... своих слуг с собой. Я... мы всегда жили мирно с Джунглями.
Маугли (привстает). Это - мир. Вспомни ночь, когда вас хотели убить односельчане за то, что вы приютили меня, колдуна, как они думали. Когда вы бежали к Канхівари, десятки волков шли впереди и позади вас, охраняя от опасности. Итак, вам не следует бояться их, они - мои друзья и моя семья. Я иду! Вижу, что даже весной Племя Джунглей не забывает про меня.
Женщина. Возвращайся! Сын ты мой не сын, приходи, потому что я люблю тебя.
Маугли выходит и через минуту возвращается в сопровождении четырех волков, медведя, пантеры и питона.
Маугли. Мы одной с вами крови - вы и я! Акело, Каа, Багіро, я не хочу расставаться с Джунглями, это мой дом!
Каа (питон). Когда мы встретились в Холодных Пещерах, детеныш, куда тебя затащили эти серые обезьяны Бандер-Логи, я уже знал: Человек, в конце концов, возвращается к Человеку, даже когда Джунгли ее не выгоняют.
Маугли. То Джунгли не выгоняют меня?
Волки (вместе). Пока мы живы, никто не посмеет!
Балу (медведь). Я научил тебя Закону - и слово за мной. Хотя я не вижу теперь даже скал перед собой, зато вижу далеко. Маленький Лягушонок, иди своим собственным следом, делай себе логово с созданиями своей крови, Стаи и племени. И когда тебе будет нужна лапа, зуб, глаз или слово, быстро переносится ночью, помни, Повелитель лесных чащи,- Джунгли появятся на твой зов.
Багира (пантера). Слова Бала - мои слова. Доброй охоты на новом следа, Повелитель Джунглей! Помни: Багира любит тебя!
Бала. Ты слышал? Вот и все. Поезжай, но сначала подойди ко мне.
О, мудрое маленький Лягушонок, иди-ка ко мне! (Обнимаются.)
Каа. Нелегко менять кожу (обнимает Маугли).
Поют или декламируют.
Балу
Советы старого учителя,
Проложил тебе дорогу
В Джунгли, как в дом родной,
Иди теперь путем новым,-
Что себе создали люди,
Пусть твоим отныне будет, их
Законам підкоряйся,
Но и нас ты не стесняйся,
Советы старого учителя,
Уже бессильного и слепого...
А как поступит обиду Стая,
Ты ей старое вспомнишь:
«Вновь Табаки объявился?
Еще один Шер-Хан завелся?»
Нож в ножны положи
И своим путем иди.
(Мед, корни и тихие пальмы,
Препятствуйте его от беды!)
Пусть с тобой везде и всюду
Пожалуйста Джунглей наших будет!
Каа
Злого всегда страхи точат,
И ясные питона в глаза.
Кобра злюща, кобра злая,
И в словах ее - яд.
Речь вежливая и искренняя
Свидетельствует о несокрушимую силу.
Ветка трухлая - не подпорка:
Ляг на нее - будет горе.
Перед тем как что-то глотать,
Или пролезет, надо знать.
После еды сон одолевает?
Сытый долго покоится:
Выбирай удобную местечко
И безопасную для упокоения.
Юг, Север, Запад, Восток
Прихистять тебя как следует.
(Ямы, скалы и воды тихие,
Препятствуйте его от беды!)
Пусть с тобой везде и всюду
Пожалуйста Джунглей наших будет!
Багира
Я в клетке родилась,
Уже взрослой уволилась.
Знаю я стези Человека -
То твои тропы, деточка!
Не подражай нисколько
Крайне ленивую дикую кошку.
И шакала сторонися,
С ним ни за что не водись:
Это - бездельники и лакузи,
Им лишь бы набить пузо:
Они всегда не от того,
Чтобы покривдити слабого.
...Погасли звезды на рассвете.
Закончилось охоты.
Иди тише! Смотри под ноги!
Не кричи, как Бандер-Логи!
(Светлые ночи и утренники тихие,
Препятствуйте его от беды!)
Пусть с тобой везде и всюду
Пожалуйста Джунглей наших будет!
Балу, Каа, Багира (вместе)
Пойдешь ты путем новым,
Уже не волчьим, а человеческим,
Где Цветки Красные и дым;
Или будешь лежать в хижине
И в глухой ночной час
Песню вчуєш в долине;
А выйдешь в поле пахать
На рассвете, милый брат,
И будешь друзей споминати,-
Пусть с тобой везде и всюду
Пожалуйста Джунглей наших будет!