ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 36

Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Образ главного героя Маугли и средства его художественного воплощения

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о произведении писателя; помочь ученикам осознать идейно-художественное значение изображенных автором образов и картин; развивать навыки выделения главного, характеристики героев и выражения своего отношения к ним и моральных установок, носителями которых они являются; воспитывать любовь к природе, гуманизм, эстетические чувства.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению художников и ученические.

Теория литературы: повесть-сказка, характеристика образов, пейзаж, портрет.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Самый главный Закон Джунглей, как уже было выяснено нами во время чтения глав книги Дж. Г. Киплинга «Маугли»,- «Мы с тобой одной крови». Это свидетельствует о том, что все в природе равны, поэтому должны помогать друг другу, заботиться, а не враждовать. Большинство обитателей джунглей придерживались своих законов, какие бы строгие они не были. Тех, кто их нарушал, презирали, осуждали и наказывали (а это ненасытный тигр Шер-Хан, коварный шакал Табаки, обезьяны Бандер-Логи, дикие собаки). Итак, в мире зверей царят справедливость, порядочность, верность. А как же делают в мире людей? В нем также существуют законы. Но их часто нарушают. Ради собственного обогащения некоторые люди совершают преступления, убивают. Главный герой Маугли находится как бы посередине между миром животных и миром людей.

Именно Маугли и будет посвящен наш урок.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Пересказ эпизода из повести «Маугли», который больше всего запомнился (с обоснованием выбора)

 

2. Составление «Анкеты» главного героя повести-сказки «Маугли»

 

Имя

Маугли, Лягушонок, Нату

Возраст

От 1-2 до 17 лет

Родители

Волки, Мессуа

Место жительства

Джунгли, село

Занятия

Охота, тренировки, любование природой

Друзья

Багира, Балу, Каа, Акела, Серые Братья, Хатхі

Враги

Шер-Хан, Табаки, Бандер-Логи, дикие собаки, Белый Клобук

Физическое состояние

Сильный, здоровый, тренированный, выносливый

Моральные качества

Смелый, честный, верный, добрый, впечатлительный и т.п.

 

IV. Формирование и развитие учебных умений и навыков

1. Коллективное составление плана к характеристике Маугли

Ориентированный план

1) Неожиданное появление человеческого детеныша возле логова волков; его внешность и поведение.

2) Жизнь в новой семье.

3) Поступки Маугли (победа над Шер-Ханом, спасение Мессуа, борьба с рыжими собаками и др.).

4) Моральные качества и черты характера героя (ум, смелость, честность, великодушие, любовь к природе, сообразительность, верность Законам Джунглей); внешность юноши Маугли.

5) Отношение автора к своему герою.

6) Мое отношение к Маугли (оценка его как личности).

 

2. Устный связный рассказ-характеристика Маугли учениками

 

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Определить главную мысль повести-сказки «Маугли».

Ориентировочные ответы

- Человек должен любить природу и жить с ней в согласии.

- Человек должен уметь находить выход из любой затруднительной ситуации и при этом оставаться человеком.

- Природа понимает силу Человека, уважает ее, поэтому надо с ней считаться, тоже уважать.

- Люди много чего могут научиться у зверей.

- Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

 

4. Проблемные вопросы

Как вы понимаете выражение Каа: «Нелегко менять кожу»? (Нелегко кардинально, резко менять свою жизнь, свои взгляды и привычки.)

• Почему Мессуа показалось, что Маугли - не ее сын, а Бог лесов? (Маугли был сильный, рослый, красивый, дикий; ему подчинялись все звери; мать знала легенды о Джунгли и их богов, верила им.)

• Почему Маугли вернулся к людям, ведь из Джунглей его не выгоняли? (Это был природный зов крови; ему было интересно, изменилась ли Человеческая Стая со времени его последней неудачной встречи с ней.)

• О чем свидетельствуют другие названия зверей, понятий, например, Каа - Пласкоголовий, Тигр - Полосатый, огонь - Красный Цветок, битва с дикими собаками, дхолями - Ночь Рыжих Собак, весна - Пора Новых Песен? (О обраВНОе мышление героев, умение выделять главные признаки)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Слово учителя

- Итак, мы завершаем наше знакомство со сказкой Дж. Г. Киплинга «Маугли». Талантливый автор своим творческим воображением сумел проникнуть в самые потаенные уголки нетронутой природы, интересно и мастерски воспроизвести ее в ярких образах диких зверей, украсить остроумной выдумкой и тонким юмором.

Повесть (большой, в отличие от рассказа, прозаическое произведение с многими героями и событиями) Дж. Г. Киплинга отличается от народных и литературных сказок о животных тем, что его герои-животные не являются носителями определенных черт человеческого характера, например, смелости, хитрости, трусости или благородства. Они в писателя - мыслящие существа, которые действуют в зависимости от конкретных обстоятельств.

Образ Маугли был вымышленным, потому что в действительности такого парня не существовало. Киплинг лишь верил, что так могло быть: ребенок, воспитанный волками, усвоила под опекой мудрых воспитателей Законы Джунглей, осталась Человеком, не потеряла лучших человеческих качеств.

• А вот что было в Маугли негативного, как вы думаете? Ответ обоснуйте.

Ожидаемые ответы

- Маугли немного жестокий (напустил на деревню Джунгли).

- Иногда безрассудный (взял анкас, несмотря на предупреждения об опасности).

- Бывает самоуверенный, непослушный.

 

VI. Домашнее задание

Подготовить инсценировки (см. приложение), диалоги по книге Киплинга «Маугли»; сообщения отдельных учащихся о разделах, эпизоды повести-сказки, которые не изучались, в частности, «Как страх пришел».

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Я считаю этот урок...

• Мне хочется...

• Я убедился (убедилась)...

 

Приложение

 

ИНСЦЕНИРОВКА ПО СКАЗКЕ

Маугли (выходит на сцену и говорит сам себе). Я только посмотрю, посмотрю, изменилась ли за это время Человеческая Стая.

За сценой лают собаки, Маугли садится, воет по-волчьи, собаки испуганно замолкают. Выходит женщина в индийской одежде.

Маугли. Мессуа! О, Мессуа!

Женщина. Кто зовет?

Маугли. Разве забыла?

Женщина. Если это ты, то скажи, каким именем я называла тебя? Скажи!

Маугли. Нату, огэ Нату!

Женщина. Иди сюда, сын мой!

Маугли подходит, они, обнимаются, женщина падает юноше в ноги.

Женщина. Мой сын! Но ты уже не сын мой. Ты - Бог лесов. Ай! Заходи в дом! Чего ты хочешь - есть или пить? Здесь все твое. Мы обязаны тебе жизнью. Я разведу огонь и согрею тебе молоко. Скидывай свой жасминовый венок, потому что он очень пахнет.

Маугли садится к столу, с интересом рассматривает посуда.

Женщина. Сыну, говорил ли тебе кто-нибудь, что ты самый красивый в мире?

Маугли. Что?

Женщина (счастливо смеется). Итак, я первая сказала? Хорошо, потому же мать редко говорит сыну такие приятные вещи. Ты очень хорош.

Ставит перед Маугли ужин - лепешки, сушеные фрукты. Парень ест. Вдруг слышится волчий вой. Женщина пугается.

Женщина. Не надо... Не приводи... своих... своих слуг с собой. Я... мы всегда жили мирно с Джунглями.

Маугли (привстает). Это - мир. Вспомни ночь, когда вас хотели убить односельчане за то, что вы приютили меня, колдуна, как они думали. Когда вы бежали к Канхівари, десятки волков шли впереди и позади вас, охраняя от опасности. Итак, вам не следует бояться их, они - мои друзья и моя семья. Я иду! Вижу, что даже весной Племя Джунглей не забывает про меня.

Женщина. Возвращайся! Сын ты мой не сын, приходи, потому что я люблю тебя.

Маугли выходит и через минуту возвращается в сопровождении четырех волков, медведя, пантеры и питона.

Маугли. Мы одной с вами крови - вы и я! Акело, Каа, Багіро, я не хочу расставаться с Джунглями, это мой дом!

Каа (питон). Когда мы встретились в Холодных Пещерах, детеныш, куда тебя затащили эти серые обезьяны Бандер-Логи, я уже знал: Человек, в конце концов, возвращается к Человеку, даже когда Джунгли ее не выгоняют.

Маугли. То Джунгли не выгоняют меня?

Волки (вместе). Пока мы живы, никто не посмеет!

Балу (медведь). Я научил тебя Закону - и слово за мной. Хотя я не вижу теперь даже скал перед собой, зато вижу далеко. Маленький Лягушонок, иди своим собственным следом, делай себе логово с созданиями своей крови, Стаи и племени. И когда тебе будет нужна лапа, зуб, глаз или слово, быстро переносится ночью, помни, Повелитель лесных чащи,- Джунгли появятся на твой зов.

Багира (пантера). Слова Бала - мои слова. Доброй охоты на новом следа, Повелитель Джунглей! Помни: Багира любит тебя!

Бала. Ты слышал? Вот и все. Поезжай, но сначала подойди ко мне.

О, мудрое маленький Лягушонок, иди-ка ко мне! (Обнимаются.)

Каа. Нелегко менять кожу (обнимает Маугли).

Поют или декламируют.

Балу

Советы старого учителя,

Проложил тебе дорогу

В Джунгли, как в дом родной,

Иди теперь путем новым,-

Что себе создали люди,

Пусть твоим отныне будет, их

Законам підкоряйся,

Но и нас ты не стесняйся,

Советы старого учителя,

Уже бессильного и слепого...

А как поступит обиду Стая,

Ты ей старое вспомнишь:

«Вновь Табаки объявился?

Еще один Шер-Хан завелся?»

Нож в ножны положи

И своим путем иди.

(Мед, корни и тихие пальмы,

Препятствуйте его от беды!)

Пусть с тобой везде и всюду

Пожалуйста Джунглей наших будет!

 

Каа

Злого всегда страхи точат,

И ясные питона в глаза.

Кобра злюща, кобра злая,

И в словах ее - яд.

Речь вежливая и искренняя

Свидетельствует о несокрушимую силу.

Ветка трухлая - не подпорка:

Ляг на нее - будет горе.

Перед тем как что-то глотать,

Или пролезет, надо знать.

После еды сон одолевает?

Сытый долго покоится:

Выбирай удобную местечко

И безопасную для упокоения.

Юг, Север, Запад, Восток

Прихистять тебя как следует.

(Ямы, скалы и воды тихие,

Препятствуйте его от беды!)

Пусть с тобой везде и всюду

Пожалуйста Джунглей наших будет!

 

Багира

Я в клетке родилась,

Уже взрослой уволилась.

Знаю я стези Человека -

То твои тропы, деточка!

Не подражай нисколько

Крайне ленивую дикую кошку.

И шакала сторонися,

С ним ни за что не водись:

Это - бездельники и лакузи,

Им лишь бы набить пузо:

Они всегда не от того,

Чтобы покривдити слабого.

...Погасли звезды на рассвете.

Закончилось охоты.

Иди тише! Смотри под ноги!

Не кричи, как Бандер-Логи!

(Светлые ночи и утренники тихие,

Препятствуйте его от беды!)

Пусть с тобой везде и всюду

Пожалуйста Джунглей наших будет!

 

Балу, Каа, Багира (вместе)

Пойдешь ты путем новым,

Уже не волчьим, а человеческим,

Где Цветки Красные и дым;

Или будешь лежать в хижине

И в глухой ночной час

Песню вчуєш в долине;

А выйдешь в поле пахать

На рассвете, милый брат,

И будешь друзей споминати,-

Пусть с тобой везде и всюду

Пожалуйста Джунглей наших будет!