ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 37

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПО КРОШКЕ СОСТАВЛЕНА ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ

 

Тема: Гимн цивилизованной прагматичной человеку и его труду.

Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.

Д. Дефо

Цель: исследовать особенности сюжета и жанровое своеобразие романа, выяснить, как перипетии судьбы героя повлияли на его характер; развивать устную речь, аналитическое и ассоциативное мышление, исследовательские способности, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Даниэля Дефо, выставка произведений писателя, репродукция графической работы Т. Шевченко «Робинзон Крузо» (1856), «Дневник читательских наблюдений», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: систематизация знаний.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель / задачи урока, обсудить ее (их) в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

 

2. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту.

1. На основе прочитанного попробуйте сформулировать тематику и определить несколько проблем, поднятых в романе «Робинзон Крузо». (Примерные темы, которые могут выделить ученики: Человек на пути самопознания; Человек в поисках себя; Человек в поисках счастья; Человек и природа и т.д. Ориентировочная проблематика: проблема отцов и детей, проблема выживания, одиночества, проблема жизненных ценностей, проблема сосуществования представителей различных культур, взаимопонимания между людьми и др.).

Ключевые понятия, связанные с темами и проблематикой романа, выписываются на доске. В случае необходимости учитель может обратиться к ним во время урока.

2. Представьте себя на месте Робинзона и подробно опишите «свое» жилье.

3. Попробуйте проанализировать роль, которую играет эпизод, где Робинзон в каюте разбитого корабля находит деньги (золотые и серебряные монеты). (Ценности человека меняются в зависимости от обстоятельств, в которых она находится. Кроме того, эпизод свидетельствует о том, что Робинзон не растерялся и оптимистично настроен на спасение в будущем).

4. Обратитесь к «читательских Дневников наблюдений» и вспомните, какие признаки документальной прозы были нами указаны. Теперь перечитайте фрагмент текста (с. 86), начиная со слов «Лежала эта местность..» и заканчивая словами «...было не более шести дюймов». За этим отрывком попробуйте дополнить перечень средств, с помощью которых автор пытается придать рассказу максимальной достоверности. (Описание событий сводится к их перечня; преднамеренное избежание тропов; отсутствие изображения чувств). Совместные наблюдения ученики записывают.

5. Если мы затронули вопрос о изображения чувств в романе, то обратимся к тем редким в тексте мотивов, которые связаны с ними. («Каково же было мое удивление, когда еще через несколько недель я увидел десять - двенадцать колосьев...»; «Невозможно выразить, как смутило меня это открытие!»; «Мысль эта немного растрогала меня и вызвала слезы»; «Я был счастлив от сознания, что такое великое чудо природы произошло ради меня...». Как видим, автор не забывает, что Робинзон - простой моряк, который о своих чувствах не готов рассказать. Вместо изображения чувств мы имеем лишь указания на них. Зато Робинзон много размышляет. В его размышлениях нередкими являются афористические высказывания («У нас всегда найдется какая-нибудь утешение, которое в счете добра и зла нужно записать на прибыль»; «Время и нужда делают из человека мастера на все руки» ).

6. Откуда мы узнаем о рассуждения Робинзона? (Из дневника ).

7. Что напоминает начальная форма дневника Робинзона, когда все невзгоды и радости он рассматривает, как расходы и доходы, распределяя все на две колонки: «Зло» и «Добро»? На что рассчитывает автор при этом? (Дневник напоминает корабельный журнал или бухгалтерскую книгу, в которой ведется учет коммерческих дел. Автор «позволяет» Робинзону вести записи так, как это делал бы человек, опытная в торговом деле. Это убеждает в правдивости изложенной истории).

8. Какую роль играл дневник в жизни героя? Чем этот дневник был:

• для Робинзона?

• для читателя?

• для автора?

(Для Робинзона он был средством преодоления отчаяния и тоски, он вел его, «...чтобы выразить все, что меня мучило и грызло, и этим хоть немного облегчить свою душу». Для читателя - возможностью поставить себя на место героя и воссоздать в воображении картину его жизни. Для автора - это средство убедить читателя в подлинности истории, которую он преподает).

Просмотрим теперь записанные до «Дневника читательских наблюдений» всю совокупность черт документальной прозы, иллюзию которой мастерски создает Дефо:

• точное указание географического названия и координат катастрофы в заголовке произведения;

• замечания о принадлежности авторства перевода очевидцу и участнику изображенных событий;

• замечания о точном времени нахождения потерпевшего на острове 28 лет, 2 месяца, 19 дней);

• фактическое, документальное основание романа (прообраз Робинзона - реальный человек, Александр Селкирк, шотландец, провел 4 года на необитаемом острове);

• повествование от 1-го лица;

• вместо описаний перечень событий;

• отсутствие изображения чувств («Я не способен описать, как потрясена была душа моя»; «Невозможно описать произведенное на меня впечатление»);

• избежание художественных средств изображения;

• форма дневника.

Следует сообщить, что появление документальных описаний путешествий, прежде всего, обусловлена хозяйственными потребностями, необходимостью набраться опыта и навыков в сложном и опасном деле мореплавания. Подобными книгами пользовались как путеводителями, за ними даже состояли и исправлялись географические карты, формировалось мнение об экономической и политической выгодности образования новых колоний могущественными государствами. Так или иначе, во времена Дефо книги о путешествиях претендовали в основном на точность, а не на художественность; в таких книгах только начинали появляться элементы вымысла, потому что такое не было полезным и не мало спроса, потому что не отвечало потребностям своего времени. Поэтому исключительность книги Дефо заключается в том, что она, появившись в такой своеобразный, переломный для жанра романа период, будто подвела итоги предыдущих достижений литературы, завершила постепенное накопление выдумки в тогдашней прозе и превратила ее из документальной литературы на подлинно художественную. Опираясь на свой обширный журналистский и поэтический опыт, Дефо и подкупил своих читателей убедительной простотой изображения реальных путешествий и интересом выдумки.

9. К чему еще обращался Робинзон, когда его охватывали тоска и отчаяние? К чему вообще обращается человек, когда ему не хватает собственных сил? (К Богу и Библии).

 

3. Работа с иллюстрациями. Сочинение - миниатюра (описание) за репродукцией Т. Шевченко «Робинзон Крузо».

Развивая тему популярности романа Дефо, учитель привлекает внимание учеников к репродукции графики Т. Шевченко. Можно сообщить о том, что украинский поэт и живописец с интересом относился к роману английского писателя, вариант его французского перевода подарил племяннице (Фросині Варфоломіївні, дочери троюродного брата), был знаком с переводчиком Карсаковим, а в своей автобиографической повести «Художник», вспоминая роман, высказал мнение о том, что человек может противостоять силе обстоятельств.

Учащиеся, дополняя друг друга, описывают и характеризуют образ Робинзона, каким его увидел Т. Шевченко.

 

4. Применение и развитие приобретенных знаний. «Дневник двойных заметок».

Воспользовавшись опыта Робинзона относительно ведения дневника, перелицевать его на «Дневник двойных заметок», разделив для этого страницу тетради пополам и в левой колонке записывая необходимые образы, а в правой - их значения или роль, которую они играют в произведении.

• От чего больше страдал Робинзон? (От одиночества).

• Что положительного для Робинзона в этом было? (Он овладел многими профессиями). Которыми в частности? Что он вынужден был делать? С чего начал и чем продолжил?

Дневник двойных заметок

Библия Духовная опора, источник надежды на спасение и вера в преодоление всех невзгод; книга, которая может заменить собеседника и удовлетворить потребность в общении

Одиночество Заставила пройти путь:

1. Собирателя (герой собрал все полезные вещи с корабля и собирал все то, что предлагала ему природа);

2. Охотника и рыболова;

3. Скотовода;

4. Земледельца;

5. Ремесленника;

6. Рабовладельца;

7. Основателя колонии (позже, когда на острове появляются другие люди)

• Что вам напоминает пройденный Робинзоном путь? Какие ассоциации он вызывает? (Это напоминает историю поступательного развития человечества - от его первобытного состояния, когда оно было беззащитным перед стихийными силами природы, к цивилизованному. Это напоминает зарисовку пути прогресса общества).

• Каким художественным приемом вновь воспользовался Дефо, что придало его произведения такого глубокого переносного значения? (Аллегорией. Это вторая аллегория в романе - аллегория общественного прогресса, что достигается упорным трудом).

• Выясните, как менялись отношения героя с природой по мере того, как он боролся за свое существование. В левую колонку «Дневника двойных заметок» впишем слово «природа», а в правой определим те значения, которые она имела для Робинзона с начала его пребывания на острове и дальше.

Дневник двойных заметок

Библия Духовная опора, источник надежды на спасение, вера в преодоление всех невзгод; книга, которая может заменить собеседника и удовлетворить потребность в общении

Одиночество Заставила пройти путь:

1. Собирателя (герой собрал все полезные вещи с корабля и собирал все то, что предлагала ему природа);

2. Охотника и рыболова;

3. Скотовода;

4. Земледельца;

5. Ремесленника;

6. Рабовладельца;

7. Основателя колонии (позже, когда на острове появляются другие люди)

Природа Сначала - враг (корабельная катастрофа; молния, которая могла уничтожить порох; землетрясение, от которого Робинзон едва не погиб). Далее - товарищ, источник жизни (рыболовство, охота, разведение домашнего скота). Наконец - красота мира («Я был так поражен этой долиной, что провел там почти весь конец июля »)

• Как вы считаете, благодаря чему Робинзону удалось преодолеть все трудности, которые выпали на его долю, и остров Отчаяния превратить в остров Надежды? (Благодаря воле к жизни, ума, а главное - огромной труда).

 

5. Работа с эпиграфом. 3-минутное эссе.

Несмотря на эпиграф к уроку, учащимся дается 3 минуты на то, чтобы письменно ответить на вопрос: Какие из понятий, обсуждавшихся сегодня, по вашему мнению, являются наиболее важными?

 

6. Подведение итогов.

 

7. Домашнее задание.

1. Прочитать роман «Робинзон Крузо» до конца.

2. Завершить составление цитатного плана характеристики Робинзона.

3. Подготовить ответы на вопросы в конце текста учебника (с. 100).