ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 38

 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, спрятанные на острове Отчаяния, найденные там Робинзоном, моряком из Йорка, и не менее удивительным способом созданные им самим

 

Тема: Роман Д. Дефо как начало «робинзонады».

Никогда не поздно поумнеть.

Д. Дефо

Цель: выяснить, какие черты характера помогли Робинзону остров Отчаяния превратить в остров Надежды, раскрыть жанровое раВНОобразие произведения, подвести учащихся к пониманию аллегорического содержания романа, постичь новаторские достижения Даниэля Дефо; развивать устную речь, аналитическое и ассоциативное мышление, исследовательские способности, навыки партнерского сотрудничества, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Даниэля Дефо, выставка произведений писателя, репродукция графической работы Т. Шевченко «Робинзон Крузо» (1856), репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», «Дневник читательских наблюдений», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока, систематизация и обобщение знаний.

 

Ход урока

 

1. Актуализация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель/задачи урока, обсудить ее (их) в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

 

2. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту.

• Какие, на ваш взгляд, достижения Робинзона являются важнейшими? Аргументируйте ответ.

• Расскажите о том, как герой сшил себе новую одежду.

• Охарактеризуйте отношение главного героя к Пятнице. Кем, по вашему мнению, стал для Робинзона туземец?

• Перескажите близко к тексту эпизод, в котором Пятница проходит «школу христианства». Прокомментируйте значение ситуации, когда Робинзон не смог ответить на вопрос своего любознательного ученика («Если Бог больше сильный и больше может сделать, почему он не убить дьявол, чтобы не было зло?»). Как бы вы ответили на этот вопрос? (это вопрос понадобится и дальше, при изучении «Фауста» и «Мастера и Маргариты»)

Словарная работа. Что такое колонизация? Какие значения этого слова вам известны?

Колонизация (франц. colonisation) - 1) Заселение свободной территории на окраинах собственной страны. 2) Основания поселений в зависимой стране. 3) Преобразования независимой страны в колонию путем военного, экономического и политического порабощения ее другой страной.

Одно из значений этого слова попробуйте прокомментировать примерами, известными вам из истории. Что вам известно, например, о том, как испанские колонизаторы «улучшали» жизнь американским индейцам?

Эврика нюансов. Если «школу христианства», что прошел Пятница, его знакомство с изобретениями западной цивилизации, приобщение к европейской культуре вновь попытаться перенести на общую историю человечества, которую тогда інакомовність/аллегорию здесь можно было бы найти? (Аллегорию цивілізаторської роли колонизаторов ).

• Как вы считаете, Дефо колонизацию приветствует или осуждает? Докажите ваше мнение примерами из текста.

• Как бы вы объяснили авторскую позицию относительно этой проблемы? Выскажите ваши версии - предположения.

 

3. Применение и развитие приобретенных знаний.

Просмотр домашнего задания. Обмен опытом. Интеграция идей. Составление таблицы «Цитатний план характеристики героя». Работа с эпиграфом.

Ученики работают в парах / группах. Они обращаются к результатам выполнения домашнего задания (объявленного 2 уроками ранее), обмениваются ими и разрабатывают совместный проект в форме таблицы, которая обобщается с участием учителя. Ориентировочный вариант сводной таблицы (с целью экономии времени таблицу не обязательно выносить на доску; учитель может выписать только черты характера героя, в то время как ученики озвучивают подготовленные ими цитаты).

Цитатний план характеристики героя

Черты Робинзона Цитаты

Безрассудство «Мне суждено быть виновником собственной гибели. Как и тогда, когда я не имел силы преодолеть своих бродяжницьких наклонностей и не послушался добрых советов отца, так и теперь я не мог противиться предложения отправиться в путешествие, которая была неслыханным безрассудством»

Оптимизм «Оказавшись на берегу живым и здоровым, я возвел глаза к небу и поблагодарил Бога за спасение, хотя несколько минут назад я уже потерял был последнюю надежду»

Пессимизм «Я промок до рубца, переодеться не было во что; я не имел ни еды, ни воды, чтобы подкрепить свои силы - поэтому я или умру с голода, или меня разорвут хищные звери»

Устойчивость «Эта работа требовала от меня неслыханных усилий, но желание запастись всем необходимым для жизни поддерживало меня - и я сделал то, что при обычных обстоятельствах мне было бы более силу»

Сообразительность «Чтобы сохранить урожай, я забил 3 птиц и повесил их на страх другим. Это средство подействовало»

Настойчивость «Набравшись терпения, я сеял зерно, которое нечем было заборонувати. Пришлось вместо борозды таскать по полю огромный тяжелый сук, только царапал землю, а не ровнял ее»

Трудолюбие,

исполнительность,

изобретательность «До тех пор я никогда не брал в руки никакого инструмента, а однако благодаря трудолюбию, усердию и изобретательности медленно так набил руку, что мог бы сделать что угодно»

Стремление цивилизовать свою жизнь «На корме лодки я пристроил зонт так, что она приходилась над моей головой и защищал меня от солнечных лучей»

Осмотрительность «Чтобы вернуться той же дорогой, я и не думал, потому что очень натерпелся страха. Другой путь был мне совсем неизвестен, поэтому я не хотел рисковать»

Благодарность «Кроме попугая, никто не мог говорить со мной. ГІтах будто радовался, что снова видит меня. Возвращаясь домой, я забрал его с собой»

РелигиоВНОсть «Мой дикарь стал добрым христианином, много лучше меня, хотя я надеюсь - и спасибо за это Создателю, - что мы оба в равной степени были в покутному настроения и возлагали надежду на Господню милость»

Собственничество «В своих мечтах я представлял, что справлюсь не только с одним дикарем, а с двумя или тремя, и сделаю их своими рабами. Они должны будут беспрекословно выполнять все мои приказы, попав в такое положение, что не смогут причинить мне никакого вреда»

Изобретательность «Удочка у меня была самодельная: леска я сделал из пеньки от старого каната...»

Хитрость «Надо было постараться хитростью заманить мятежников в ловушку и напасть на них врасплох»

Бесстрашие «Люди, поставленные в такие условия, как мы, уже не испытывают страха. Что бы ни ждало нас в будущем, а все же оно будет лучше, чем нынешнее наше положение; следовательно, любой выход, даже смерть, мы должны считать за освобождение»

Человечность, благодарность «В Англии я встретился с благодетельницей, которая была еще жива. Я не только успокоил несчастную женщину относительно ее долга передо мной, а еще и в благодарность за прежние заботы и преданность помог ей»

 

Работа с эпиграфом. Вспомните важнейшую черту, что отличает роман от рассказа и повести. Для этого попробуем выяснить, какие существенные изменения произошли с Робинзоном в результате его долгого и весьма деятельного пребывания на острове?

В качестве вспомогательного материала к этому вопросу можно воспользоваться выводом, провозглашенным самим героем: «Я отчетливо осознал, насколько мое теперешнее жизнь со всеми ее страданиями и невзгодами счастливее за то, позорное, полна греха, гнусное жизни, которым я жил раньше».

 

4. Эвристическая беседа. Работа с иллюстрациями. Работа с учебником.

Эврика нюансов. Итак, мы снова почти невольно вернулись к вопросу о жанровое своеобразие романа Дефо.

В прошлый раз речь шла о традиции документальной прозы, которыми творчески воспользовался Дефо.

Следует заметить, что писатель основные черты популярной в те времена документальной прозы, черты романа - путешествия (определение записывается на доске) сознательно использовал как определенный литературный прием. Что это означает? А то, что несмотря на всю убедительность изложения событий в романе, мы имеем дело не с настоящей документальной прозой, а с напускной, потому что почти все, что изображено в романе, являются плодом воображения автора. На те времена такой большой прозаическое произведение, в котором царит авторское воображение, был фактом подлинного новаторства (понятие комментируется учителем).

Но это еще не исчерпывает всего новаторства Дефо. Стоит отметить и сопутствующих, не менее важных, жанровых секретах его романа.

Если бы в нем речь шла преимущественно о семейной жизни, он был бы «семейным» романом, если бы в нем изображался быт, был бы обычным, если бы исследовалась психология героя, мы бы его назвали «психологическим» романом, если бы изображались рыцарские подвиги, совершенные в честь прекрасной дамы, был бы он «рыцарским» и так далее.

• Если учесть то, о чем в основном идет речь в романе «Робинзон Крузо», то как его можно назвать? (Приключенческим ). Доведите эту мысль примерами из произведения.

Словарная работа.

• Как звучит «приключение» по-французски? (Aventure - авантюра - рискованное, сомнительное деяние, часто с корыстными, бесчестными целями, рассчитанное на случайный успех; дело, акция без учета реальных условий, обречена на неудачу). Получается, что до того это еще и авантюрный роман, и вы можете доказать это, опираясь на знание текста.

Если учесть доказанный нами факт, что роман переиначено отражает биографию автора, в целом его стойкую, упорную борьбу за то, чтобы завоевать себе достойное место в этом мире, обобщения богатого жизненного опыта писателя, то каким еще этот роман? (Автобиографическим).

Всемирно известный французский философ Жан Жак Руссо обратил внимание всего мира на глубину содержания «Робинзона Крузо». Подчеркивая огромное поучительное значение книги Дефо, он даже сделал ее единственной книгой для главного героя одного из своих романов (романа «Эмиль»), Книгу английского писателя Руссо назвал «самым удачным произведением про естественное воспитание» и рекомендовал ее юношеству для первого чтения.

Опираясь на знание текста, попробуйте опровергнуть или подтвердить слова этого известного философа. Или просто дайте ответ на вопрос: почему нас всех может научить роман «Робинзон Крузо»?

1) прислушиваться к родительским советам;

2) не унывать при любых затруднительных обстоятельствах;

3) не рисковать тем, что имеешь, ради мнимой погони за большим;

4) ценить возможность общения с друзьями, как роскошь, от которой можно избавиться;

5) понимать, что человеку, чтобы быть по-настоящему счастливой, не так много и надо;

6) стремиться как можно больше научиться делать, потому что жизнь - непредсказуемая комбинация случаев;

7) надеяться на Бога, но и помогать ему себе помочь;

8) человек хорошо работает, когда она работает на себя и заинтересована в результатах своего труда;

9) рассчитывать не столько на счастливый случай, сколько на собственные силы и способности;

10) стараться все, что возможно, делать своими руками, потому что больше ценится не то, что падает с неба, а то, что сделано тобой самим;

11) ценить собственную свободу и свободу других;

12) отстаивать собственные интересы, когда кто-то безосновательно тебя притесняет;

13) в своих поступках руководствоваться не только выгодой, ибо тогда не стоит рассчитывать на то, чтобы кто-то сделал для тебя доброе дело бескорыстно;

14) помогать тому, кто не может справиться со своей бедой самостоятельно, потому что на его месте можешь оказаться и ты;

15) быть благодарным за добро, которое делают и т.д.

Магические безделушки. Работу над выявлением поучительного смысла романа можно построить в форме игры «Отгадай!». Для этого парам/группам предлагается разработать поучительные идеи, изъяв их из содержания произведения, после чего ставится задача отгадать, каким эпизодам романа они отвечают. Пара/группа провозглашает идею; остальные отгадывает эпизод.

Получается, что Руссо не так далеко был от истины, и роман Дефо следует отнести еще и до романа - воспитания (слово записывается на доске).

Содержание романа аллегорически передает историю жизни автора. Но если бы мы не были знакомы с его биографией, мы бы восприняли роман как аллегорическую историю поучительного содержания, подобную назидательной евангельской истории о блудном сыне, то есть как историю о человеке вообще, из опыта которой можно сделать моральный вывод. Если это так, то какой еще жанровый элемент книги Дефо мы не упомянули?

Работа с иллюстрациями. Возможно, ответ на этот вопрос нам подскажут картины Шевченко и Рембрандта. На примере блудного сына, понятно, что это - философская притча. Кстати, словарь В. И. Даля так и дает простейшее определение притчи: «поучение в примере».

Тогда вновь обратимся к «Дневника читательских наблюдений» и занотуємо в него наши находки относительно новаторства сообразительного английского писателя - сочетание в одном произведении черт романа:

• путешествия;

• авантюрно-приключенческого;

• автобиографического;

• дневника;

• воспитание;

• философской притчи.

Работа с учебником (с. 100). Проработка понятий по теории литературы (понятие «робинзонада»).

Таким образом, роман «Робинзон Крузо» вошел в мировую литературу как прообраВНОвейшего европейского романа и как зачинатель мировой «робинзонады», к которой принадлежат такие известные произведения, как «Маугли», «Таинственный остров», «Тарзан» и т.д., где встречается герой, отрезанный от цивилизации и принужден бороться за свое выживание.

 

5. Подведение итогов.

 

6. Домашнее задание.

Подготовиться к тематическому оцениванию.