ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 36

 

Тема: Особенности стиля романа «Робинзон Крузо». Создание собственного текста-стилизации документальной прозы.

Если бы меня спросили, что я считаю совершенным стилем и языком, то я бы ответил... ту, которая была бы понятна всем.

Д. Дефо

Цель: выяснить уровень усвоения учащимися знаний биографии Даниэля Дефо и содержания его романа; совершенствовать навыки учащихся выделять документальную прозу из других жанров; формировать умение создавать собственный текст на вроде предложенной модели; обогащать словарный запас учащихся; развивать обраВНОе мышление, память и внимание.

Оборудование: экземпляры кроссворда, 3 тексты различных стилей для сравнения, чистые листы бумаги, фонограмма музыки П. Чайковского «Баркарола» («Времена года»).

Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, что будет происходить на уроке.

 

2. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. Сатирический жанр на политическую тему, мастером которого был Д. Дефо.

2. Река в Южной Америке, возле устья которой потерпел крушение корабль, на котором плыл Робинзон Крузо.

3. Название старинного рода, из которого происходила мать Робинзона Крузо.

4. Выдающийся английский драматург, за время жизни которого предки Д. Дефо эмигрировали в Англию.

5. Один из языков, которым владел Д. Дефо.

6. Страна, в которой родился Робинзон Крузо.

7. Фамилия моряка, который стал прототипом Робинзона Крузо.

8. Фамилия лорда, который спас Д. Дефо от заключения.

 

По вертикали:

1. Способ быстрого запись с помощью условных знаков и сокращений, которым в совершенстве владел Д. Дефо.

2. Страна, в которой жил Робинзон Крузо перед вторым морским путешествием.

3. Лицо, религиозные или политические взгляды которого расходятся с официальными.

4. Графство, родом из которого были предки Д. Дефо.

Ответы. По горизонтали: 1. Памфлет. 2. Ориноко. 3. Робинзон. 4. Шекспир. 5. Латина. 6. Англия. 7. Селкирк. 8. Харли.

По вертикали: 1. Стенография. 2. Бразилия. 3. Диссидент. 4. Фландрия.

 

3. Выполнение тестового задания.

 

Тестовое задание

Выясните, какое из слов соответствует предложенному лексическому значению.

001 Работа на корабле, выполняемая всеми вместе за командой «все наверх»:

1 2 3 4 5

камбуз драйв аврал кубрик бурса

002 Колебательные движения судна, плывущего под действием ветра, волн:

1 2 3 4 5

колыхания метелица лихорадка крючкотворство качка

003 Высокий столб для парусов на судне:

1 2 3 4 5

мачта истукан стирчак штурвал рулевой

004 Косой треугольный парус, его устанавливают перед передней мачтой:

1 2 3 4 5

занавеска кливер антрекот скутер автохтон

005 Морская мера расстояния, равная 1652 метрам:

1 2 3 4 5

сажень аршин лье фут миля

006 Плавучий знак, который указывает на опасные для судоходства места:

1 2 3 4 5

автохтон тук буй беседка свичадо

007 Металлический или деревянный брус, прикрепляется к мачте:

1 2 3 4 5

рецидив тартак рея пакт секатор

008 Прибрежный водное пространство вблизи порта, пригодный для стоянки судов на якоре:

1 2 3 4 5

курс акватория верфь рейд ментор

009 Человек, которая отрезана от цивилизации и должен самостоятельно бороться за выживание:

1 2 3 4 5

робинзон тарзан гулливер одиссей маугли

010 Уровень развития материальной культуры и общества:

1 2 3 4 5

централизация гуманизм иерархия каннибализм цивилизация

011 Развитие, переход от низшего к высшему, более совершенному состоянию:

1 2 3 4 5

апогей прогресс перигей рецидив регресс

012 Жанр художественной литературы; большой, сложный по строению произведение, в котором широко охвачены жизненные события определенной эпохи, многогранно и в развитии обрисованы характеры персонажей:

1 2 3 4 5

расскаВНОвелла повесть роман поэма

Правильные ответы к тестовому заданию:

- 3 007-3

2 - 5 008-4

3 - 1 009-1

4 - 2 010-5

5 - 5 011-2

6 - 3 012-4

 

4. Проверка правильности выполнения тестового задания.

 

5. Стилистический анализ текстов.

Учащимся предлагаются три различных по эмоциональной окраской тексты одного содержания, среди которых следует распознать то, что принадлежит перу Даниэля Дефо.

 

Текст № 1

Вернувшись домой, я с большим удовольствием рассуждал о плодородии этой долины и ее красоту. Я думал о том, как хорошо она защищена от ветров, сколько в ней воды и леса, и пришел к выводу, что выбрал для своего жилья одно из худших мест на острове. Естественно, я начал задумываться о переселении. Надо было только подыскать в этой цветущей, богатой на плоды долине подходящее место и сделать его таким же безопасным, как мое теперешнее жилье.

Эта мысль прочно засела в моей голове, и некоторое время я тешился ею, прельщенный красотой долины. Но, обдумав вопрос пристальнее, я счел, что теперь я живу на берегу моря и поэтому имею хоть маленькую надежду на какую-то благоприятную для меня возможность; что и сама злая судьба, которая выбросила меня на этот остров, может занести на него и других несчастливцев. И хотя такой случай был маловероятен, но замкнуться среди холмов и лесов в центре острова значило бы посадить себя вовек и сделать для себя освобождения не только маловероятным, но и совершенно невозможным.

 

Текст № 2

 

Радуясь от увиденного, едва не пританцовывая, я вернулся домой.

Какая прекрасная и удивительно плодородная была эта долина! Вместо холодных штормовых порывов ветра - легкий ветерок, который дарит прохладу в жаркие дни. На каждом дереве - очень вкусные плоды. Действительно, мое жилье было расположено в райском уголке! И поскольку мне стало совсем скучно, я подумал о переселении. Зря что мое нынешнее жилье было не очень защищенное, я совсем не переживал: места для более надежной лачуги хватит, ведь я, к счастью, один - одинешенек на этом замечательном острове!

Конечно, переселение - это очень важно, но я, имея возвышенно - игривое настроение, махнул рукой на смену квартиры и, не долго думая, лег отдохнуть на песчаном побережье. Нежные морские волны время от времени лизали, словно ласкательное щенка руку, мои босые ноги, а яркое полуденное солнце покрывавшими бронзовым загаром мою белую как молоко кожу. Я, как никогда, был абсолютно счастлив! Казалось, сама судьба решила дать мне шанс после всех мытарств побывать на таком захватывающем острове!

 

Текст № С

 

Еле-еле переставляя ноги, раздраженный и, как побитая собака, жалкий, я дотащился домой. Оказалось, что я какого-то черта выбрал для жилья худшее место в этой трижды проклятой долине: оно со всех сторон обдувалося ветрами, припасы воды и леса были мизерными. Я понимал, что до огромной кучи моих неприятностей добавилась еще одна: теперь придется перетаскивать свой хлам в более безопасное и плодородное место.

Эта мысль кровожадным клещом впилась в мой измученный отчаянием мозг, и я уже даже не пытался ее отгонять. Меня подавляло все вокруг: непутевые плоды, свисали с неизвестным, а потому чужих пород деревьев, неумолимая близость сумасшедшего моря, но больше всего - равнодушие. Мне уже было все равно:

найдет меня кто-нибудь среди этих ничтожных холмов и лесов или я навсегда останусь здесь один, как волк - отшельник. Судьба (будь она неладна) в очередной раз поиздевалась над моим бездомным телом, а душа моя уже давно окаменела. И где теперь ваш бог?

 

6. Создание учащимися текста - стилизации документальной прозы Даниэля Дефо с использованием 6 слов (на собственный выбор), что были правильными ответами тестового задания (в классе в это время звучит музыка П. Чайковского).

 

7. Чтение собственных стилистических версий текста с авторского кресла.

 

8. Подведение итогов, объявление оценок за урок.

 

9. Домашнее задание.

1. Читать дальше роман «Робинзон Крузо».

2. Выписать в тетрадь афористические высказывания Робинзона.

3. Во время чтения составлять цитатний план характеристики Робинзона.