ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 35

Тема. Рудаки как основатель персидско-таджикской литературы (860-941 гг.)

 

Цель: познакомить с фактами биографии Рудаки; усвоить термины бейт, газель,рубаи, учить анализировать поэтический текст; развивать умение работать в группе; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: текст стихов Рудаки, портрет поэта, персидские миниатюры.

 

И девушка вошла в меня из строчки Рудаки:

«Ручей Мульяна к нам несет тот девы аромат».

Гафиз

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Работа в парах. Взаємоопитування

1) Когда была завоевана Персия арабами?

2) Что означает выражение «века молчания»?

3) Из которых литератур возникла персидско-таджикская литература?

4) на Каком языке создавалась персидско-таджикская литература?

5) Кто был в центре внимания персидско-таджикской литературы?

6) Какая литература называется лирической, а какая - панегіричною?

7) Что такое мусульманский Ренессанс?

8) Назовите виднейших представителей классической восточной поэзии.

 

II. Мотивация учебной деятельности

Восточный поэт Шамсіддін Роге (X ст.) посвятил Рудаки свой полон грусти стихотворение.

ПЛАЧ ПО РУДАКИ

Пошел Рудаки - остались мудрые песни.

Вино растеклось - тот запах, что был в вине.

 

Вовек такого певца не увидит земля!

Какого же поэта теперь выглядеть мне?

 

Кровавыми слезами оплакиваю память его,

Как воск растопился булат на сердечнім огне.

 

Услышишь рыдания мои - не удивляйся, не стой,

Оплакать певца поспеши, что лежит в гробу!

 

Такого, как он, ты не найдешь никогда и нигде,

Такого, как он, не увидишь никогда и во сне!

(Перевод Василия Мисика)

- Какими словами характеризует поэт Рудаки? О какое отношение к нему это свидетельствует? (Мудрые песни; Вовек такого певца не увидит земля! Такого, как он, ты не найдешь никогда и нигде, Такого, как он, не увидишь никогда и во сне!)

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

Настоящее имя поэта - Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад. Псевдоним себе он выдумал от названия горного поселка, в котором вырос,- Рудак, что в переводе с персидского означает «река».

Рудаки был одаренным человеком: имел музыкальный слух и голос, поэтому уже с детства не только путешествовал горными селениями и поражал соотечественников своим пением под собственный аккомпанемент чанга (род лютни), но и получил надлежащее образование. А еще через некоторое время, когда слава о талантливом парне дошла до емірського дворца, его приглашают на службу, и он выполняет роль придворного поэта долгие годы.

Легенды рассказывают, что сын эмира, получив власть, ослепил Рудаки и заставил попрошайничать.

Последние годы поэт провел у себя на Родине, сетуя в стихах на старость и бедность. По преданию, Рудаки создал 1 300 000 стихотворных строк. На сегодня известно лишь приблизительно 2000.

Писал Рудаки в традиционных для персидско-таджикской литературы жанрах: бейти, рубаи, газели.

 

image57

 

Рудаки

 

2. Усвоение литературоведческих терминов

Бейт - двустишие, в котором содержится определенная законченная мысль, может быть рифмованным и нерифмованным. В восточной поэзии с бейтів составляли газели, рубаи и т.д.

Газель - стихотворение, состоящее не менее чем из 3, но не более чем с 12 бейтів, связанных сквоВНОй моноримою каждого 2-го строки, объединенных общим мотивом. В конечном бейти автор может называть свое имя или псевдоним. Основное содержание газелей - любовь, тоска влюбленных, философские размышления.

Рубаи - четверостишие, где рифмуются 1, 2 и 4 строки. Стихотворение философского содержания, содержащее определенную мысль, подчеркнутую в последней строке.

 

3. Чтение стихов Рудаки. Работа в группах

Группа № 1. Бейти

Чтение стихов.

1) К тебе стремится вся красота земная,

Как к пропасти стремится быстрина.

 

2) Во время разлуки я горю на костре твоим.

Зачем же деревом тебе отапливать дом?

 

3) Дай один поцелуй, только пусть он тянется часа.

Зачем долг такой, любимая, разбивать на части?

Вывод: образ автора создается в этих стихах?

Автор - влюблен в свою милую, очарованный ею, он опоетизовує любимую, использует преувеличение («К тебе стремится вся красота земная»), сравнения («как к пропасти стремится быстрина»).

Лирический герой - хитрый, лукавый, уверяет любимую, что «долг» не надо разбивать на части, да и дом отапливать уже не нужно - так горит его любовь к девушке.

Влюблен, очарован, хитрый.

 

Группа № 2. Газель «Когда сияет солнце среди неба»

Когда сияет солнце среди неба,

Не жил такой, кому знания не надо.

 

Какие бы древние века мы не взяли -

Умные люди всеми языками

 

Знания искали, сил не жалели

И предложения в скалу вписали:

 

«Знания для сердца - светоч августейший,

Знания для тела - самый прочный панцирь».

Задачи:

Определите идею стихотворения и запишите ее.

Докажите справедливость мнения автора поэзии.

Согласны ли вы с ним?

(«Знания для сердца - светоч августейший,

Знания для тела - самый прочный панцирь».)

 

Группа № 3. Газель «О девушка!Разлуки ураган...»

О девица! Разлуки ураган

С корнями вырвал цвет моих надежд!

 

Стал бы я навек твоим рабом,

Если бы не стал арканом локон твой?

 

Кто имеет только душу, то цены

Твоего поцелуя и спрашивать не смей.

 

Что сонячніш горит твоя красота,

Тем меньше света в душе моей.

Задачи:

Определите тему стихотворения и художественные средства, создающие определенное настроение поэзии. (Стих посвящен теме неразделенной любви. Лирический герой страдает в разлуке за своей избранницей. Силу чувства влюбленного помогают передать яркие метафоры:

«Разлуки ураган с корнем вырвал цвет моих надежд!», «...если бы не стал арканом локон твой», «что сонячніш горит твоя красота...»)

 

Группа № 4. Рубаи «Себя в руках все время держать»

Себя в руках все время держать - вот истинное благородство.

Глухих, слепых не обижать - вот истинное благородство.

Не благородство - наступить на грудь бедному, что упал,

Нет, руку впалому подать - вот истинное благородство!

Задачи:

Определите тему и идею стихотворения, докажите, что это - рубаи. (Стих посвящен размышлениям о такой черте характера человека, как благородство. Автор приходит к выводу, что благородным может называться человек, который умеет быть сдержанной, не обидит слабых и всегда поможет тем, кто в затруднении.

Этот стих - рубаи, поскольку состоит из 4 строк, в которых рифмуются 1, 2 и 4 строки и имеет философский смысл.)

 

Группа № 5. Рубаи «Эй, Рудаки...»

Эй, Рудаки, от оков печали освободись!

Всегда веселый, вперед беззаботно смотри.

Думаешь, только тебе одному так плохо?

В целом мире не лучше! Живи и не горюй!

Задачи:

• Чем утешает себя Рудаки в несогласиях?

• Какие художественные средства используются в стихотворении? (В этой поэзии автор обращается сам к себе, ведь поэт - тоже человек, и он может быть грустным и разочарованным. Лирический герой находит утешение для себя в том, что не только ему приходится страдать, другим тоже нелегко бывает в жизни. Используются метафора «оковы печали», эпитеты «веселый», «беззаботно».)

 

IV. Итоги урока

• Что вам запомнилось из рассказа о Рудаки?

• Какой стих понравился больше всего и почему?

 

V. Домашнее задание

Вариант 1. Подготовить каліграму любого стихотворения Рудаки (например, бейти (1, 2) можно записать в виде водопада и очага, бейт (3) - в виде уст и т.д.)

Вариант 2. Определить тему, идею, художественные средства и жанр любого стихотворения Рудаки.

Для всех: выучить определения жанров персидско-таджикской поэзии.