ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 37

Тема. Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе

 

Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности образа Левина, его связь с автором; развивать навыки характеризування героев, сопоставление явлений литературного и реальной жизни, умение выражать свои мысли и обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, активную общественную позицию.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других.

Л. Толстой

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других»,- писал Л. Толстой (обращение к эпиграфа урока). Как именно нужно жить для других - над этим задумывались и писатель, и персонаж романа, наделенный автобиографическими чертами,- Константин Левин. Эти вопросы мы и будем обсуждать сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

В романе Л. Толстого две сюжетные линии, два главных героя - Анна Каренина и Константин Левин. Именно они бросают вызов обществу, что насквозь пропитано обманом; однако и между собой они - антагонисты. Побеждает Левин, а Каренина катастрофически проигрывает. Почему? В отличие от Анны, Левин не только отказывается соблюдать условностей «высшего света», но и противопоставляет им свой идеал.

 

2. Эвристическая беседа

¦ Что мы узнаем о Левина во время первой встречи с ним в романе? Какова цель его приезда в Москву? (Левин - «широкоплечий, с курчавой бородой». Живет в селе, помещик. Хотя он и дружит со Стівою Облонським, в душе презирает «и городской образ жизни своего приятеля и его службу, которую считает глупостью, и смеется над этим. Левин не допускает безразличного отношения к делу. Когда он разуверился в эффективности и необходимости земских сборов, то прекратил их посещать. Получив отказ от Кити, в которую был влюблен, Левин обвиняет себя и даже думает о том, чтобы жениться на крестьянке.)

¦ Как происходило женитьбы Левина? (Герой находился в состоянии полного счастья, «в состоянии потери рассудка, когда ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего, что существует».)

¦ Как и под влиянием чего меняются взгляды Левина в конце произведения? (Левину иногда кажется, что «от него зависит изменить то тягостное, бездейственное, искусственную и личную жизнь, которой он жил, на то трудовое, чистое и совместное замечательная жизнь».

Когда же герой встречается с простым крестьянином Федором во время уборки урожая, то меняет свое мнение. Его поражает «необыкновенное напряжение самопожертвования в труде простого народа. Теперь он думает, что именно оно - ключ к изменению и в его жизни и в жизни общества.)

¦ Каким видел Левин будущее народа? (Левин пришел к мысли о необходимости перемен, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего,- думал Левин,- и работать, и трудиться есть ради чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное - положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности - общее богатство, довольство; вместо вражды - согласование и объединение интересов. Одним словом - революция, бескровная, но величественная революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедлива не может не быть плодотворным».)

¦ Какую метафору использует Л. Толстой, чтобы описать поиски героем правды? («Теперь он поневоле все глубже и глубже врезался в землю, как плуг, так, что уже не мог выбраться, не отвернув борозды».)

¦ О чем думает Левин в конце романа и как это перекликается с мыслями автора? («Жизнь моя теперь,- думает Левин,- вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее - не только не бессодержательная, какой была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я могу вложить в нее!» Этот «несомненный смысл добра» является одной из любимых мыслей Л. Толстого, в этом - оптимизм всего произведения.)

¦ В чем заключается патриархальный идеал Левина? (Левин думает о новый тип хозяйствования - совместное владение землей с крестьянами, соблюдения вечных правил народной морали, которые потеряло образованное общество. Это было утопией.)

¦ Составьте общий психологический портрет Левина. (Человек, склонный к постоянному самоаналізування, стремится содействовать общему благу народа, совершенствованию общества; хочет природного простой жизни, семейного счастья. Его девиз такой, как и крестьянина Фоканича, который «для души живет, Бога помнит».)

 

3. Комментирование учителя

Константин Левин - автобиографический герой. Автор дал ему «промовляюче» фамилия, образовав его от своего имени - Лев. В романе «Анна Каренина» отсутствуют философские, публицистические авторские размышления, поэтому писатель вложил в уста любимого положительного героя свои мысли, идеалы, программу преобразования общества. Лев Николаевич сам прошел через двойной поиск истины - самоаналізування и «опрощення». Такой же путь он предложил и рупора своей позиции, герою-идеала Левину.

 

V. Домашнее задание

Характеризовать образ Левина и образ автора в романе «Анна Каренина».

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• В образе Левина меня привлекает...

• Позиция автора в романе для меня...