ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 36

Тема. «Диалектика души» толстовских героев в романе «Анна Каренина». Другие герои произведения, «высший свет»

 

Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности и значение образов произведения; развивать навыки характеризування героев во всей их сложности и противоречивости, сопоставлять с реальной жизнью, личным наблюдениям; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Я без колебаний назвал «Анну Каренину» одним из

важнейших социальных романов во всей мировой литературе.

Т. Манн

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Известный немецкий писатель Томас Манн сказал: «Я без колебаний назвал «Анну Каренину» одним из величайших социальных романов во всей мировой литературе» (обращение к эпиграфа урока). И это не удивительно. ведь под пером Л. Толстого ожили картины русской жизни целой эпохи, все «веяния времени» переходной эпохи 70-х годов XIX века, нашли отражение самые раВНОобразные типы людей. Картину эпохи в лицах мы видтворюватимемо сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

М. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

То, что происходит в нашей душе, не всегда можно описать словами: ощущения, чувства, переживания, страхи. А изобразить этот сложный психический процесс - сделать тайное явным и воплотить в словах - задача сверхсложная. Но писатель Лев Толстой мастерски справился с ним с помощью различных приемов, в том числе внутренних монологов. «Внутренние монологи в произведениях Льва Толстого,- как отмечает литературовед В. О. Ковалев,- освещают то, как его герои реагируют на те или иные явления жизни, как переосмысливают их, выясняя для себя различные жизненные вопросы, как познают себя, свой внутренний мир, как выражают свое отношение к окружающим и окружающих, как отыскивают моральные нормы, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Толстовские внутренние монологи героев всегда освещают их настоящий душевное состояние определенного момента, показывают их настоящие чувства, истинные желания, истинное отношение к окружающей или окружения». Это понятие называют «диалектикой души».

 

2. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Найдите примеры внутренних диалогов героев романа, прокомментируйте, выясните роль в произведении и значение для раскрытия «диалектики души» героев.

Ожидаемые ответы

Анна, познакомившись с Вронским и почувствовав влечение к нему, пытается избавиться от этих чувств. Она решает уделять больше внимания своему сыну, мужу. Пытается убедить себя в том, что Каренин «хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере». Но одновременно отмечает мысленно неприятную деталь, которой раньше как-то не замечала: «Уши у него так странно торчат!»; Анна, поссорившись с Вронским и ища выхода из «тупика», рассуждает: «Так, в нем было торжество тщеславного успеха. Конечно, была и любовь, но в основном - гордость успеха. Он хвастался мной. Теперь это прошло. Гордиться нечем. Не гордиться, а стыдиться. Он взял от меня все, что мог, и теперь я не нужна ему. Он тяготится мною и старается не быть в отношении меня бесчестным. ...моя любовь становится все более страстным и себялюбивым, но его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся... И помочь этому нельзя...»; Анна Каренина анализирует свои чувства, их развитие и угасание, выясняет для себя причины своего несчастья. И это помогает читателю понять «диалектику» ее души.

Встречаем внутренние диалоги и другого главного героя - Константина Левина, которые помогают раскрыть не только образ персонажа, но и главную мысль произведения.

¦ Какие еще художественные приемы помогают автору раскрыть образы произведения, «диалектику души» героям? (Прямая авторская характеристика, рассказ о герое)

¦ Приведите примеры.

Ожидаемые ответы

«Степан Аркадьевич получал и читал либеральную газету, не крайнюю, но того направления, которого держалось большинство. И, несмотря на то что ни наука, ни искусство, ни политика, собственно говоря, не интересовали его, он твердо держался тех взглядов на все эти предметы, каких держалось большинство и его газета, и изменял их, только когда большинство изменяло их, или, лучше сказать, не изменял их, а они сами в нем незаметно изменялись»; «...если и была причина, почему он предпочитал либеральному направлению, а не консервативном, которого придерживались также многие из их круга, то это случилось не потому, что он считал либеральное направление более разумным, но потому, что он больше подходил к его образу жизни. Либеральная партия говорила, что в России все плохо, а действительно, у Степана Аркадьевича долгов было много, а денег катастрофически не хватало. Либеральная партия говорила, что брак - это институция, которая свое отжила, и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла Степану Аркадьевичу мало удовольствия и заставлял его лгать и притворяться, а это так противоречит его натуре. Либеральная партия говорила, или, лучше, имела в виду, что религия - это только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьевич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, для чего все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело».

¦ Прием, художественное средство вы заметили в этом отрывке, с какой целью он используется? (Это ирония, показывает насмешливое, ироническое отношение автора к герою и характеризует персонаж как недалекую человека, не обремененную заботами.)

¦ Определите, какие группы можно выделить в изображенном в романе «высшем свете», по каким признакам. (По отношению к поступку Анны; за «своими» и «чужими» в светском обществе и др.)

¦ Составьте коллективный портрет «высшего света».

Ожидаемые ответы

Придерживаются внешней приличия и легко относятся к жизни. Привыкли жить в праздности, обманывать и лицемерить. В салоне Бетси Тверской царит «привычная торжественная обстановка праздности», скуки. Лиза Меркалова говорит: «Вы живете, а я нудьгую. мне очень, очень скучно. И все те же, и все те же. Все то же самое». Автор иронически говорит о салоне княгини Бетси: «Разговор начался мило, но именно потому, что была слишком уж милая, она снова остановилась. Следовало применить правильный способ, никогда не подводил - злословия».

Любимое занятие этих людей - сплетни. Они рады перемыть косточки друг другу, стоит только выбрать объект: «Каждый имел что сказать в осуждение о несчастной Мальтищеву и высмеять ее, и разговор весело затрещала, как пламя, которое разгоралось». Любое обнаружение живой мысли, настоящих чувств встречало в высшем мире непонимание, недоумение и осуждение. Супружеская измена была делом привычным, даже веселой. Обычная светская интрижка даже одобряли, но признание настоящих чувств было невозможным. Мать Вронского, узнав о связи сына с Карениной, сначала была довольна, но потом изменил свое мнение, поняв, что «это не был тот блестящая, грациозная светская связь, какой бы она одобрила, но какая-то вертерівська, отчаянная страсть, как ей рассказывали, которая могла привести его до глупостей».

 

V. Домашнее задание

Характеризовать героев романа «Анна Каренина», определять «диалектику души» и средства ее изображения в произведении.

 

VІ. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Из второстепенных героев больше всего мне запомнился... потому что...