II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 35
Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Соответствие мира животных и мира людей
Цель: помочь учащимся целостно воспринять историю воспитанника джунглей Маугли, научить различать реальное и фантастическое в ней, определять закономерности жизни природы и человека; развивать навыки выразительного чтения, пересказа произведения, обраВНОго и логического мышления, характеристики героев; воспитывать гуманность, милосердие, чувство справедливости, любовь к природе.
Оборудование: портрет писателя, разные издания произведения, иллюстрации к нему.
Теория литературы: повесть-сказка, герои (образы, персонажи) произведения, основная мысль.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Человеческие законы не позволяют ни убивать, ни обижать себе подобных. В джунглях охота разрешается, но только ради питания. Другие законы звериные и человеческие похожи: к слабым - жалость; малышей - защита; матери - уважение и помощь; отец - кормилец и защитник семьи; сила общества - в одном, сила одного - в общине. Поэтому и поется в утренний песни джунглей:
«Упокоения доброго всем,
Кто наш Закон чтит!»
Хоть повесть Киплинга «Маугли» и сказка, но ее «звериные законы», «Закон Джунглей» напоминают нам о законы человеческие и обязанности друг перед другом. И это делает произведение еще более интересным и повчальнішим. Поэтому интересно, чем закончится история Маугли? Об этом на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
- Вспомните и запишите по памяти основные эпизоды раздела повести «Маугли» «Рыжие собаки» в виде плана или сюжетного цепочки.
Например:
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Беседа
- Как вы думаете, чем закончится произведение? (Гипотезы учащихся.)
2. Выразительное чтение раздела повести-сказки Дж. Г. Киплинга «Маугли» «Весенний гон» (С. 180-187 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; работая с учебником Есть. Волощук, прочитать весь текст)
3. Словарная работа за вопросами учеников
4. Обмен впечатлениями о прочитанном
• Оправдались ли ваши ожидания?
• Какие чувства возникли у вас, когда закончили читать сочинение: радость, грусть, равнодушие, любопытство, разочарование?.. Почему?
• Какое настроение было у Маугли весной? (То радостный, то печальный; каждый из его друзей был озабочен своими делами.)
• Как Мессуа узнала в юноше Маугли своего сына? (Она спросила, каким именем называла его во время первой встречи, и он ответил: «Нату».)
• Что сказал Балу Маугли, когда тот прощался с Джунглями? (Чтобы возвращался к своему племени, создал семью, а его друзья из Джунглей всегда будут готовы прийти на помощь.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Впишите в клеточки слова, которыми здоровались в Джунглях.
2. Впишите в ячейки Закон Джунглей, Владичне Слово Джунглей, которое защищает от птиц, змей и всех четвероногих охотников.
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать, пересказывать раздел «Веселый гон», повторить смысл всего произведения, уметь характеризовать героев, находить примеры.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Меня взволновало то...
• Меня заинтересовало то...
• Мне хочется...