ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 35

 

ВПЕРЕД, НАВСТРЕЧУ НЕИЗВЕСТНОМУ!

 

Тема: Приключения и экзотика в романе «Робинзон Крузо».

Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не познаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, что имеем, пока не потеряем их.

Д. Дефо

Цель: исследовать особенности сюжета романа, выяснить, как перипетии судьбы героя повлияли на его характер и в какой связи с жизнью автора они находятся; развивать устную речь, аналитическое и ассоциативное мышление, исследовательские способности, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Даниэля Дефо, выставка произведений писателя, репродукция картины Рембрандта Харменса Ван Рейна (1606-69) «Возвращение блудного сына» (1668-69), «Дневник читательских наблюдений», словари иностранных слов, литературоведческие словарь», чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель/задачи урока, обсудить в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

2. Эвристическая беседа на основе вопросов к тексту.

Ключевые вопросы.

1. Какой была жизнь Робинзона до того, как он попал на необитаемый остров? Как герой его оценивает? (Отец занимался торговлей, жизнь Робинзона проходило в семейном кругу, он имел двух братьев, его не обучали никакого ремесла, зато отец позаботился о его домашнее воспитание и о том, чтобы он посещал провинциальную бесплатную школу. Именно поэтому, считает Робинзон, ему в голову с детства заходили странные мысли, в частности он мечтал о морских странствиях).

2. Почему родители были против того, чтобы Робинзон стал моряком? Вспомните аргументы, которыми отец пытался наставить его на другой путь. Согласны ли вы с ними? (Во-первых, отец был прикован к постели, семья уже потеряла одного сына, о котором ничего не было известно, поэтому родителям не хотелось умножить этот горький опыт. Во-вторых, отец утверждал, что «отечество пока дают в погоне за приключениями или те, кому нечего терять, или честолюбці, что стремятся достичь еще большего и зажить славы», имея в виду, что Робинзон не имеет достаточных оснований для того, чтобы покинуть родной дом. В-третьих, опираясь на свой жизненный опыт, отец считал, что мерилом истинного счастья есть «золотая середина» - место между двумя крайностями - ничтожеством и величием, и поэтому не стоит ради причудливых выдумок рисковать тем, что имеешь. Кроме того, с точки зрения отца, «среднее положение» - наиболее благоприятный для развития всяческих добродетелей, для всех радостей жизни, для здоровья, для безопасности и даже ради личной независимости).

3. Что ставил себе за цель герой, когда впервые отправился в плавание? Почему он сделал это втайне? (Герой не желал получать юридическое образование, начиная с работы писарем. Он стремился вырваться на волю, чтобы удовлетворить свою мечтательную любопытство относительно путешествий в далекие края. Родители категорически отрицали этом, поэтому Робинзон и сделал это втайне).

4. Что произошло в течение первой поездки? Или герой раскаялся в том, что ослушался отца? (Герой попал в шторм, пережил страх смертельной опасности, его «душа ужаснулась», он подумал, что его наказывает небо за нарушение синівського обязанности. Страдая от угрызений совести, он поклялся, что когда Бог в этот раз спасет ему жизнь, он, как блудный сын, сейчас же вернется к отцу и никогда больше не сядет на корабль. На следующий день за пуншем юноша забыл о своем раскаяние и быстро «одержал победу над своей совестью». В дальнейшем Робинзон переживает корабельную катастрофу, но не желает возвращаться домой).

5. Что побудило героя во второй раз выйти в море? Как он попал в плен? Каким образом ему удалось освободиться из рабства? (Герой второй раз вышел в море, потому что, во-первых, честолюбие и стыд помешали ему вернуться блудным сыном к родителям, а во-вторых, «лихая сила» навеяла намерение «обогащаться, блуждая белым миром», да и просто он мечтал увидеть мир. В неволю Крузо попал на пути между Канарскими островами и Африкой, когда пиратское судно взяло его корабль на абордаж, после чего узника отвезли к мавританского порта Сале. Плен продолжался более чем 2 года. Чтобы убежать, Робинзон обманул мавра, вышел в открытое море, пристал к незнакомому берегу, возле которого его подобрало португальское судно, направлявшееся в Бразилии, которой успешно добрался счастливец).

6. Чем Робинзон занимался, поселившись в Бразилии? Или он успешно вел свои дела? {В Бразилии герой выращивал табак и сахарный тростник и постепенно, лишь на год достиг успеха в этой хозяйственному делу. Но чем больше герой богател, тем больше становился недовольным).

7. Почему, несмотря на все недобрые знаки судьбы, Робинзон вновь решился на новую поездку? (Стремясь большего обогащения, в котором не было необходимости, Робинзон согласился принять участие в экспедиции в Гвинею с целью вывезти оттуда рабов).

8. Каким образом герой оказался на необитаемом острове? (На пути в Гвинею корабль, на котором плыл Робинзон, попал в шторм, потерпел катастрофу (сел на мель) и герой оказался на необитаемом острове).

Работа с эпиграфом. Обратите внимание на эпиграф и вспомните, какая из обсужденных идей с ним перекликается?

 

3. Применение и развитие приобретенных знаний. Работа с учебником. Повторение изученного. От творчества к биографии.

Внимание учащихся привлекается к рубрике учебника «Нить Ариадны» (с. 93). Учитель комментирует содержание сообщения и в случае необходимости отвечает на вопросы учеников.

Эврика нюансов. Пользуясь знаниями, полученными на прошлом уроке (описанием черт характера Дефо, свойственны и типа приключенческого героя), учащимся предлагается составить таблицу «Д. Дефо - Робинзон Крузо», цель которой, во-первых, подвести итоги относительно вопроса о том, как перипетии судьбы героя повлияли на его характер, во-вторых, выяснить, какие сюжетные мотивы романа скрывают інакомовний автобиографический смысл, то есть могут рассматриваться как аллегория жизни писателя.

Словарная работа. Вспомните, что такое аллегория. Изучая какие темы мы использовали аллегорию? Аллегория (от греч. - alios - иной и agoreuo - говорю) - иносказание, інакомовлення. Литературный прием, заключающийся в воплощении определенных идей через образ. Взаимосвязь, соответствие между образом и значением устанавливается по сходству (перегуком) между ними. Ученики развивают представление о аллегорию путем осмысления идеи о возможности существования аллегорических сюжетов на материалах творчества Дефо.

Д. Дефо - Робинзон Крузо

Тринадцать раз я был богат и снова становился бедным. Д. Дефо Голова моя была полна самыми невероятными планами. Робинзон Крузо

Отец (мелкий торговец) хотел, чтобы Даниэль стал священником Отец (бывший торговец) надеялся, что Робинзон станет юристом

Сын пошел вопреки воле родителей

Свободомыслие, стремление светской жизни Несогласие с отцом относительно «золотой середины»

Взлеты и падения (коммерческие успехи, заключения) 300 фунтов стерлингов прибыли 3 1 торговой путешествия - катастрофа и одиночество на необитаемом острове

Склонность к авантюризму Встреча с приятелем в Гуллі как повод для бегства из дома и морского путешествия

Непоседливость Нежелание работать писарем

Любознательность Мечта увидеть далекие страны

Мореходные путешествия

Противоречивость характера После 1 катастрофы дороге в Лондон Робинзон раз боролся сам с собой, не зная, какой жизненный путь ему выбрать

Неуемная энергия Дефо Неуемная энергия Робинзона

Стойкость, уверенность в своих силах

Дефо в плену у алжирских пиратов Маврський плен Робинзона

Бурная жизнь, что закалило характер и доказало победу человека над силой обстоятельств Бурная жизнь, что утвердило силу и непобедимость человеческого духа

 

4. Т-схема (или «за» - «против»).

Методический комментарий. Название связано с тем, что схема напоминает букву «Т», по одну сторону которой группируются суждения, близкие к согласию, - ответы «да», а во вторую - к «нет».

Перед учениками ставится задача обсудить в парах / группах позицию отца и Робинзона и найти аргументы в пользу точки зрения каждого из них по вопросу: стоит или не стоит отправляться в странствия, рискуя устоявшимся благосостоянием и спокойствием (исходя из конкретных обстоятельств, в которых находятся герои)?

Т-схема

Робинзон (да, стоит!) Отец (нет!)

Высказывая собственные суждения, учащиеся могут сориентироваться на метод «Пресс» по структуре:

Я думаю...

Потому что...

Например / В Частности...

Поэтому / Следовательно...

 

5. Подведение итогов.

 

6. Домашнее задание.

1. Читать дальше роман «Робинзон Крузо».

2. Во время чтения составлять цитатний план характеристики Робинзона.

3. Выписать в тетрадь слова, неизвестные по своему лексическому значению.