ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

УРОК № 34

Тема. Особенности персидско-таджикской поэзии

 

Цель: проработать материал о возникновении классической персидско-таджикской литературы; ознакомить с ее основными темами и образами; развивать умение работать в группе, выступать перед аудиторией; воспитывать интерес к восточной литературе.

Оборудование: карточки, схема, кроссворды.

 

Восток - дело тонкое.

Из кинофильма «Белое солнце пустыни»

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

1. Определить тему, идею, художественные средства стихотворения Ду Фу «В праздник поднялся на гору».

2. Сравнить переводы на русском и украинском языках стихотворения Ду Фу.

3. Зачитать сочинение-миниатюру «Символ осени в поэзии Ду Фу “В праздник поднялся на гору”».

 

II. Мотивация учебной деятельности

«Составь слово»

 

1. Имя китайского поэта. (Фу)

Ф

2. Направленность «Песни о хлебе и шелке». (Антивоенная)

А

3. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический)

Г

4. Ведущее чувство лирического героя китайской поэзии. (Сумм)

С

5. Он был покровителем Ли Бо. (Император)

И

Фарси - это язык, на котором создавалась персидско-таджикская литература, расцвет которой приходится на X-XV вв., которые называют золотой эпохой в истории культуры Востока.

 

III. Изучение нового материала

1. Работа в группах

Задача: проработать теоретический материал, подготовить выступление-объяснение для класса, законспектировать выступления одноклассников.

Карточка № 1

Вторжение войск Арабского халифата в VII в. в Иран, а позже и в Среднюю Азию нанесло древней иранской культуре значительного удара. Огнем и мечом были насажены новая религия завоевателей - ислам и арабский язык. Местная аристократия приспосабливалась к завоевателям, теряя не только честь, но и родной язык.

Для иранской словесности наступили «века молчания». Литература перестала существовать. Много книг были сожжены завоевателями, новые не появлялись. И все же иранская литература не исчезла совсем.

 

Карточка № 2

Образованные иранцы - писатели сумели усвоить новую для них арабскую традицию, воспринять наиболее ценные элементы арабской поэтической культуры. Вместе с тем эти писатели смогли сохранить немало самобытных признаков древней иранской традиции. Таким образом, иранская литература не только преподнесла арабскую литературу на новую ступень, но и подготовила почву для последующего возникновения литературы на родном языке - фарси.

Государство Саманидов культивировала родной язык - фарси. После того, как к власти пришли иранские династии, активно начала развиваться литература на фарси. Аристократия во главе с монархом оценили роль поэзии, которая пользовалась огромной популярностью у народа, как средства укрепления своего могущества и влияния.

 

Карточка № 3

Поэзия этого времени (X-XV вв.) сосредоточивает свое внимание (в отличие от древнеиранской литературы) не на прославление божеств, а на изображении человека - то как монарха и его окружения (панегирическая поэзия), как обычного человека (достойной уважения личности).

 

 

 

Карточка № 4

Концепция человека в классической поэзии была принципиально новой ступенью в осмыслении достоинства и самоценности личности. Вместе с тем классика сохранила и синтезировала образы героя-богатыря и человека-брата, разработанного предыдущей литературой. Классическая персидско-таджикская поэзия в ее лучших образцах отличалась философичностью, свободомыслием, антиклерикальною направленностью.

Основная идея - осознание человеческого достоинства; центральный образ - свободная, автономная человеческая личность.

 

Карточка № 5

Значительную роль в развитии классической персидско-таджикской литературы сыграла арабская поэзия. Она обогащала своим опытом персидско-таджикскую литературу, но мусульманский Ренессанс (как называют развитие культуры этих народов в X-XV вв.) был не просто повторением, а именно возрождением родной культуры с помощью такого явления, как литературный синтез.

 

image54

 

Ученики могут выполнить дополнительные задания: в тексте карты выделить ключевые слова и словосочетания, которые помогут лучше понять и запомнить важные факты.

 

2. Мини-кроссворды «золотые имена восточной поэзии»

1) Кроссворд

 

 

По горизонтали:

1. Как называется стихотворение, воспевающее монарха и его окружения? (Панегирическая)

2. Кто исповедовал ислам? (Мусульмане)

3. Что было в центре внимания персидско-таджикской поэзии? (Человек)

4. Как назывался период X-XV вв. в истории развития восточной культуры? (Ренессанс)

5. Какая литература оказала значительное влияние на формирование персидско-таджикской поэзии? (Арабский)

6. Современное название Персии. (Иран)

По вертикали: основатель персидско-таджикской литературы - Рудаки.

 

2) Кроссворд

 

 

По горизонтали:

1. Кто был в центре внимания древних персидской и таджикской литератур? (Бог)

2. Кто завоевал Иран в VII в.? (Арабы)

3. Язык, на котором создавались персидско-таджикская литература с X до XV вв. (Фарси)

4. Вера, навязанная арабами. (Ислам)

5. Как называют эпоху расцвета восточной поэзии в X-XV вв.? (Золотая)

По вертикали: певец любви - Гафиз.

 

3) Кроссворд

 

 

По горизонтали:

1. Арабский..., что завоевал Персию в VII в. (Халифат)

2. Поэзия, которая воспевала простую по происхождению человека. (Лирическая)

3. Уничтожение иранской литературы - «вики...» (молчание).

4. Иранская династия, во времена которой начала возрождаться культура. (Саманиды)

По вертикали: поэт, мудрец и ученый Омар Хайям.

 

IV. Итоги урока

«Микрофон»

Сегодня на уроке:

• я узнал...

• я научился...

• я понял...

 

V. Домашнее задание

Повторить материал по изученной теме.