ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 35

Тема. Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной из одноименного романа Л. Толстого

 

Цель: помочь учащимся раскрыть образ Анны и глубже понять его значение, исследовать мастерство автора в его создании; развивать навыки характеризування образов, умение определять главное и художественные детали, высказывать свои мысли; воспитывать высокие моральные качества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Между автором и главным персонажем романа складываются «непростые взаимоотношения»: Л. Толстой сочувствует Анне, но не принимает ее выбора; понимает мотивы, которые толкнули ее на такой опасный шаг, как измена мужу, и отказывается закрывать глаза на обратную сторону этого решения.

Разобраться в противоречивости и психологической глубине образа Анны Карениной мы и попытаемся сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока М. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

Исследователи творчества Л. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя был роман в стихах А. Пушкина «Евгений

Онегин». История Анны Карениной начинается с того места, где завершилась история Татьяны Лариной. Толстой якобы задумывается над тем, а что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отвергла притязаний Онегина и нарушила свой долг относительно законного мужа.

Кстати, в первом варианте романа героиню Толстого звали Татьяной.

Как и большинство персонажей произведения, Анна Каренина имеет своих прототипов.

Один из них - Мария Александровна Гартунг (1832-1919), дочь Пушкина. Но она напоминает Анну «не характером, не жизнью, а наружностью». Второй прототип - Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привело к гибели - она бросилась под товарный поезд.

Реальные факты действительности не составляли творческий замысел автора. «Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип»,- говорил Л. Толстой.

 

2. Эвристическая беседа

¦ Как начинается история Анны и Вронского? (Герои встречаются на вокзале. Их знакомит брат Анны - Стива Облонский. Анна ехала в одном купе с матерью Вронского. Вронский «почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее - не потому, что она была очень красивой, не благодаря изяществу и скромной грации, которые были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица... было что-то особенно ласковое и нежное... как Будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что невольно выражался то в блеске взгляда, то в улыбке...» В этом описании можно увидеть начало будущих отношений героев, внутреннюю силу Анны, ее жажду жизни. Катастрофичность этого знакомства будто предусмотрена несчастьем на желеВНОй дороге, когда поездом задавило сторожа.)

¦ Как раскрывается Анна в эпизодах примирения Долли с мужчиной, знакомства с Кити, с детьми Долли? (Анна мирит Долли со Стівою, завораживает Кити своей простотой, искренностью и открытостью; дети Долли в восторге от тети.)

¦ Как меняется отношение к Кити Анны на балу? (Кити видит Анну «совсем новой» - Анна опьянела от восхищения, которое она вызывала в окружающих. Кити поняла тайный, незримый связь Анны и Вронского, в которого была влюблена, и почувствовала «отчаяние и ужас». «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней,» - сказала она себе. Анна и сама почувствовала в себе что-то новое, «бесовское».)

¦ Что мы знаем о замужестве Анны? (Тетя отдала Анну замуж за мужчину, который был намного старше нее. Женщина жила спокойно, размеренно, чувства еще дремали в ней. Всю любовь она перенесла на сына. После встречи с Вронским Анна пытается сосредоточиться на своей семейной жизни, но это у нее не получается. Внешность мужчины, его уши вызывают у нее неприятные ощущения. Она понимает, что в ее отношениях с Каре - ніним много притворства, «но раньше она не замечала этого чувства, теперь... ясно и больно сознала его».)

¦ Пытается Анна бороться со своим чувством? (Анна не приемлет лжи. Она пытается бороться со своими чувствами, но не может, теряет над собой контроль. Встреча с Вронским на станции во время страшной бури. Этот символический образ якобы предупреждает о беде и ее неотвратимость.)

¦ Какие детали свидетельствуют о несовместимости Анны и ее мужа? (Во внешности героини писатель постоянно подчеркивает внутренний огонь, что одухотворяет ее красоту, делает ее привлекательной: «Огонек замерцал в ее глазах»; «В глазах ее вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый трели блеск глаз и улыбки обжег его». Этот внутренний огонь дремал в ней, «но пришло время, и Анна поняла, что она живая, что ей необходимо любить и жить». Анна понимает, что человек восемь лет душил ее жизни, «душил все, что было в ней живого». Автор изображает Каренина рациональным, холодным: «каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена», якобы он был не человеком, а машиной.)

¦ Была ли любовь единственным талантом Анны? (Анна - умная, тонкая, деликатная и образованный человек. Она много читает, разбирается в искусстве, может свободно говорить и об агрономии, и о разведении лошадей и про другие дела.)

¦ Как складывались взаимоотношения Анны с Вронским в начале их любви? (Их охватила страсть, но чувства Анны полны противоречий. Она испытывает «стыд, радость и ужас перед этим вступлением в новую жизнь». Когда Вронский упал на скачках, Анна совсем потеряла самообладание. Она призналась мужу в измене. Ее охватило глубокое чувство вины. Каренин настаивал на «соблюдении внешних требований приличия». «Жить как раньше Анна не могла, как не могла оставить сына», вследствие чего оказалась в тупике.)

¦ Прокомментируйте эпизод родов Анны. За что Анна просит у Каренина извинения и что чувствует после выздоровления? (Во время родов Анна чувствует, что ей «осталось жить немного» и осмысливает свою жизнь по-новому. Просит прощения у Каренина, и тот прощает ее. После выздоровления Анна понимает, что так же ненавидит мужа, даже за его великодушие, и что теперь она оказалась в еще худшем положении, даже жалеет, что не умерла.)

¦ Какую роль играет в произведении описание путешествия Анны и Вронского в Италии? (Сначала они были счастливыми: «Анна чувствовала себя безгранично счастливой». Вронский же вскоре почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска». Ради Анны он отказался от карьеры, обычной жизни; Анна ради него оставила сына. Путешествие вдруг потеряла свое очарование, необходимо было возвращаться.)

¦ Какова главная цель возвращения Анны в Россию? (Она страдала от разлуки с сыном и хотела его увидеть.)

¦ Как Анна относилась к своим детям? (К дочери Анна не имела таких чувств, как к сыну. Возможно, сыграло роль чувство вины, раскаяние. Кроме того, «Сережа был уже почти человек, и любимый человек; в нем уже боролись мысли, чувства; он понимал, он любил, он судил ее».)

¦ Прокомментируйте эпизод в театре. (Вернувшись из-за границы, Вронский окунулся в свою привычную жизнь. Анна же оказалась в изоляции - высший свет не принял ее. Анна решила доказать себе и всем, что безразлична к мнению окружающих. Но в театре, когда ее обидели, остро почувствовала свое одиночество и унизительное положение. Анна в отчаянии обвиняет Вронского, которого уже отягощали ее «любовные сити».)

¦ Повлекшее гибель Анны? (Анна не может разобраться в своих чувствах, она ревнует, чувствует себя несчастной через общий молчаливый осуждение; разочаровывается в любимом. Идет на самоубийство импульсивно и необдуманно.)

¦ Обобщите выводы беседы и обсуждения поднятых вопросов. (Образ Анны Карениной раскрыт автором во всей его противоречивости, с глубокой психологической мотивацией.)

 

V. Домашнее задание

Уметь характеризовать образ Анны, выражать свое отношение к нему.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

· По моему мнению, образ Анны Карениной...