II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 34
Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Главный Закон Джунглей и законы людей
Цель: помочь учащимся осознать смысл и значение разделов повести «Маугли», их морально-этические установки; развивать навыки выразительного чтения, анализа образов и художественных приемов, сжатого и подробного пересказа; воспитывать лучшие человеческие качества.
Оборудование: портрет писателя, различные издания повести, иллюстрации к ней.
Теория литературы: повесть-сказка, основная мысль, образы-персонажи, художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Природа - дом человека, поэтому его надо беречь, жить в согласии с окружающим миром. Если же человек пытается изменить законы природы на свою пользу, глупо вмешиваться в нее, то может быть жестоко наказана. Итак, о том, чем отличаются Законы Джунглей и законы людей, мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
Ролевая игра
Задачи. Перечитать еще раз молча (или вспомнить) эпизод, как княжеский анкас убивал людей; подготовиться к ролевой игре.
Участники игры (желающие): прокурор (обвинитель), защитник, подсудимый, свидетели (слон, пантера, Маугли).
Ориентировочный сценарий ролевой игры
Судья. Встать, суд идет! Слушается дело о жестоком убийстве княжеским анкасом шестерых людей. Слово предоставляется обвинителю (прокурору).
Прокурор. Анкас - это палка для понукания слонов. Княжеский анкас, о котором идет речь, был украшен бирюзой и рубинами, и это прельщало людей владеть им, даже убивать друг друга. Маугли в честном поединке победил кобру - охранницу клада и забрал анкас ради любопытства. Предупрежден Белым Клобуком и Багірою, он выбросил анкас. его подобрала человек Большая Нога. ее встретил охотник из племени гондів Маленькая Нога, и убил, отобрав анкас. Гонду встретились четверо в ботинках и убили его, но он успел подсыпать им в пищу яд. Все убийцы отравились. Итак, драгоценный анкас пробуждал природную жадность людей и соблазнял их к преступлению. Требую высшей кары!
Прокурор. Слово предоставляется свидетелям.
Свидетель слон Хатхі. Этот анкас жестокий от природы. Он бил нас, издевался. У меня и моих сыновей шрамы от его ударов.
Свидетель пантера Багира. Я родилась в княжеских клетках в Удейпурі и знаю, что ради этого красного камня, который есть на конце анкаса, много людей убивали друг друга трижды за ночь.
Свидетель Маугли. Мать Кобр предупреждала меня, что эта штука - смерть, что она может убить и меня. Я не верил, но потом убедился в этом.
Судья. Объявляется приговор: вернуть анкас Матери Кобр, вбросив его в подземную пещеру, чтобы ни один человек его никогда не нашла.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Выразительное чтение раздела повести-сказки Дж. Г. Киплинга «Рыжие собаки» (С. 171-180 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; по учебнику Е. Волощук дочитать цитату до конца, а соответствующий раздел - с полным текстом)
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• Что больше всего вас поразило в разделе «Рыжие собаки»? Почему?
• Какие факты из жизни Маугли свидетельствуют, что он соблюдал Законы Джунглей? (Он нес Акелі, который постарел и сделался слабым, половину оленя, потому что слабым надо помогать, делиться с ними добычей.)
• А что свидетельствует о том, что рыжие собаки, дхолі, не соблюдали Закона Джунглей? (Закон Джунглей говорит о том, что убивать можно только для еды;рыжие собаки убивали всех подряд.)
• Какой план придумал Маугли вместе с друзьями, чтобы победить рыжих собак? (Он привлек их внимание к себе, чтобы собаки угнаться за ним, и привел стаю к черных диких пчел, затем - к реке; единичных собак, что остались, добила стая волков.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Допишите слово из последнего высказывания Акелы и объясните его.
(Маугли - получеловек-полуволка по своим воспитанием. Акела сказал, что человеческое в нем все-такое победит, и посоветовал идти к людям. Ведь если бы не он, стая волков просто бы убегала от рыжих собак; он же как умный человек способствовал победе над врагами.)
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать, пересказывать раздел «Рыжие собаки», характеризовать героев и высказывать свое мнение о них.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Наиболее убедительным, на мой взгляд, было выступление...
• Мне запомнилось...
• Хотелось бы продолжить разговор о...