ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 34

Тема. Дж. Г. Киплинг. «Маугли». Главный Закон Джунглей и законы людей

 

Цель: помочь учащимся осознать смысл и значение разделов повести «Маугли», их морально-этические установки; развивать навыки выразительного чтения, анализа образов и художественных приемов, сжатого и подробного пересказа; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, различные издания повести, иллюстрации к ней.

Теория литературы: повесть-сказка, основная мысль, образы-персонажи, художественные средства.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Природа - дом человека, поэтому его надо беречь, жить в согласии с окружающим миром. Если же человек пытается изменить законы природы на свою пользу, глупо вмешиваться в нее, то может быть жестоко наказана. Итак, о том, чем отличаются Законы Джунглей и законы людей, мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

Ролевая игра

Задачи. Перечитать еще раз молча (или вспомнить) эпизод, как княжеский анкас убивал людей; подготовиться к ролевой игре.

Участники игры (желающие): прокурор (обвинитель), защитник, подсудимый, свидетели (слон, пантера, Маугли).

Ориентировочный сценарий ролевой игры

Судья. Встать, суд идет! Слушается дело о жестоком убийстве княжеским анкасом шестерых людей. Слово предоставляется обвинителю (прокурору).

Прокурор. Анкас - это палка для понукания слонов. Княжеский анкас, о котором идет речь, был украшен бирюзой и рубинами, и это прельщало людей владеть им, даже убивать друг друга. Маугли в честном поединке победил кобру - охранницу клада и забрал анкас ради любопытства. Предупрежден Белым Клобуком и Багірою, он выбросил анкас. его подобрала человек Большая Нога. ее встретил охотник из племени гондів Маленькая Нога, и убил, отобрав анкас. Гонду встретились четверо в ботинках и убили его, но он успел подсыпать им в пищу яд. Все убийцы отравились. Итак, драгоценный анкас пробуждал природную жадность людей и соблазнял их к преступлению. Требую высшей кары!

Прокурор. Слово предоставляется свидетелям.

Свидетель слон Хатхі. Этот анкас жестокий от природы. Он бил нас, издевался. У меня и моих сыновей шрамы от его ударов.

Свидетель пантера Багира. Я родилась в княжеских клетках в Удейпурі и знаю, что ради этого красного камня, который есть на конце анкаса, много людей убивали друг друга трижды за ночь.

Свидетель Маугли. Мать Кобр предупреждала меня, что эта штука - смерть, что она может убить и меня. Я не верил, но потом убедился в этом.

Судья. Объявляется приговор: вернуть анкас Матери Кобр, вбросив его в подземную пещеру, чтобы ни один человек его никогда не нашла.

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Выразительное чтение раздела повести-сказки Дж. Г. Киплинга «Рыжие собаки» (С. 171-180 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; по учебнику Е. Волощук дочитать цитату до конца, а соответствующий раздел - с полным текстом)

 

2. Словарная работа за вопросами учеников

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа

• Что больше всего вас поразило в разделе «Рыжие собаки»? Почему?

• Какие факты из жизни Маугли свидетельствуют, что он соблюдал Законы Джунглей? (Он нес Акелі, который постарел и сделался слабым, половину оленя, потому что слабым надо помогать, делиться с ними добычей.)

• А что свидетельствует о том, что рыжие собаки, дхолі, не соблюдали Закона Джунглей? (Закон Джунглей говорит о том, что убивать можно только для еды;рыжие собаки убивали всех подряд.)

• Какой план придумал Маугли вместе с друзьями, чтобы победить рыжих собак? (Он привлек их внимание к себе, чтобы собаки угнаться за ним, и привел стаю к черных диких пчел, затем - к реке; единичных собак, что остались, добила стая волков.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Допишите слово из последнего высказывания Акелы и объясните его.

 

 

(Маугли - получеловек-полуволка по своим воспитанием. Акела сказал, что человеческое в нем все-такое победит, и посоветовал идти к людям. Ведь если бы не он, стая волков просто бы убегала от рыжих собак; он же как умный человек способствовал победе над врагами.)

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать, пересказывать раздел «Рыжие собаки», характеризовать героев и высказывать свое мнение о них.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Наиболее убедительным, на мой взгляд, было выступление...

• Мне запомнилось...

• Хотелось бы продолжить разговор о...