ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

УКРАИНА И ЕЕ ИСТОРИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

 

УРОК 35

Тема. Райнер Мария Рильке (1875-1926) «Песня о Правде». Прославление борьбы за независимость в произведении. Украина и ее история глазами австрийца Рильке

 

Цель: познакомить с содержанием произведения, показать воспроизведения стихов украинской истории сквозь призму восприятия австрийца Рильке; совершенствование навыков текстологического анализа произведения, навыков работы над выразительным чтением; воспитание культуры свяВНОй речи, культуры ответа (логичность, последовательность, доказательность, наличие собственного мнения, эмоциональность).

Оборудование: портрет Г. М. Рильке.

ХОД УРОКА

I. Итоги работы над повестью м. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Чтение фрагментов лучших произведений.

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Краткий рассказ учителя об австрийского поэта Райнера Марии Рильке (1875-1926)

Учитель. Он писал на немецком языке. Дважды приезжал в Россию - «духовной родины», как он ее называл, в совершенстве знал русский язык. Переписывался с известными российскими поэтами Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком.

Считал, что литература, особенно поэзия, а также личность поэта - творца должна сыграть ведущую роль в жизни общества.

СМЕРТЬ ПОЭТА

Поэт лежал. Его лицо бледное,

отчуждено с подушки випиналось,

когда знания о мире этот розсталось

с его естеством и возвращалось

во время, который равнодушно идет дальше.

Те люди, что живым поэта знали,

не ведали, каким единственным он

с миром был: его лицом становились

эти воды, горы, нивы этих долин.

О, лик его - то весь безграничный мир,

тщетно тянется к нему сейчас,

а личина, которая покрыла лик человеку,-

она чувствительная и нежная, словно плод,

обречен погибнуть в тлении.

(Г. М. Рильке, перевод М. Желательна)

Сегодня мы познакомимся с прозаическим произведением Г. М. Рильке - рассказу «Песня о Правде».

Обратите внимание на написание слова Правда с большой буквы. Как вы думаете, почему автор выбрал такую форму?

 

image42

 

Г. М. Рильке

 

2. Чтение с остановками (текст прилагается с разделительными примечаниями)

1) С начала повествования к «Я думаю, никогда нельзя знать,

есть в рассказе бог, пока оно не совсем закончено»

• Что имеет в виду, говоря о Боге, автор? (Бог - это та сила, которая влияет на судьбу человека.)

2) От «Ведь когда не хватает всего двух слов...» до «Не знаете ли вы еще чего-то о тех русских певцов?»

• Каких именно певцов имел в виду рассказчик? (Народные певцы - бандуристы, что хранят в своих песнопениях-легендах историю)

3) От «Я колебался» к «...об этих необычных людей».

• Кого названо: «Эти необычные люди»?

• Как вы считаете, почему разговор о Боге постепенно перешла к рассказу о русских певцов?

4) От «Не знаю, чего оно так...» до «И я начал рассказывать».

• Кто такой Эвальд, в чем преимущество его судьбы над другими? (Есть время сосредоточиться на собственных мыслях)

• Как можно передать мысли, размышления, чувства? (Рассказы)

• Как вы считаете, какую часть рассказа, если рассматривать его композиционное построение, мы с вами сейчас прочитали? (Вступление)

5) От «Это происходило в те времена» до «Народ в степях не знал толком, что творится».

• Какая жизнь была у народа и какое настроение овладело им?

• С чем сравнивает автор эту атмосферу безнадежности? («Ночь становится еще безбережнішою»)

6) От «Однако пойняті нерозумілою тревогой...» до «образ наиболее почитаемого им святого».

• К чему обращались люди в трудные времена? (Бескрайнее небо, могилы в степи - гробницы прошлых поколений, «буйные песни врываются в сердца тем притьмареним людям», иконы)

• С чем сравнивает автор иконы? («Словно верстовые камни бога», «будто опора, будто некий знак на пути»)

• Как можно назвать все это: обращение к небу, к могилам прошлого, к песням, к иконам - одним словом? (Духовность)

7) От «Так и получается, что Петр Акимович...» до «...в плечах и состоянии».

• Каким трудом, кроме сапожного, владеет Петр и изменяет ли она его личность? («Спину, согнутую над сапогами, он выпрямляет перед образами...»)

8) От «большую часть своей жизни...» до «более всех святых».

• По-настоящему духовным человеком предстает перед нами Петр? («Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его судьбе и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил»)

• Повезло ему с последними детьми? (Сын не может принять его живопись, дочь не продолжит рода, поэтому еще некрасивая)

9) От «Олекса и сам больше никогда не брался за оскорбления» к «не знал зачем».

• Что чудного в характере сына Алексея?

• Можно ли через эту непохожесть других считать его плохим, неудачным?

• Как мать относится к сыну?

10) От «как-То теплого, тихого вечера...» до «И тогда все его узнали».

• С чего начинаются изменения в привычной жизни семьи Петра?

• Что в повествование является предвестником необычного? («к двери, откуда наискосок через стол падала полоса света», «словно ночная птица...»)

• По вашему мнению, что они предвещают? (Свет и птица - символы высокого)

• Какое место занимает этот эпизод в рассказе, если говорить о композиционное построение произведения? (Кульминация, то есть высший момент напряженности сюжета)

11) От «То был один из слепых кобзарей...» до «Спустя наступила тишина».

• Случайно в кульминационный момент повествования появляется кобзарь? (В начале было упоминание о «русских певчих»)

• О чем обычно пел этот кобзарь? Какие имена вам показались знакомыми?

 

3. Беседа с учащимися

• Можно сказать, что в рассказе речь идет об Украине определенной эпохи (какой именно?)? Какие есть ссылки на то в тексте? (Отдельные слова-названия, традиции, обычаи, художественные образы)

Учитель. Применение в тексте произведения названий, указаний, примет, описание обычаев и традиций определенной страны в определенную эпоху называют национальным колоритом.

 

III. Подведение итогов урока

- Что является неотъемлемым от жизни человека, от человеческого общества любой эпохи?

- Что придает людям силы в трудную минуту?

 

VI. Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ содержания прочитанного.

 

Приложение

 

Песня о Правде

Когда я в следующий раз снова проходил мимо Евальдове окно, он поманил меня к себе и улыбнулся: «Вы пообещали что-то детям?» - «Как так?» - удивился я. «И вот, когда я рассказал им о Егоре, они пожаловались, что бог совсем не появляется в том рассказе». Я испугался: «Что? Рассказ без бога, да разве же такое возможно?» Потом я спохватился: «А и вправду, в этом рассказе, как я теперь себе рассуждаю, ничего не сказано о боге. Не пойму, как такое могло случиться: чтобы кто-то потребовал от меня рассказ без бога, то я, пожалуй, вспоминал бы всю жизнь и все напрасно... »

Мой приятель усмехнулся с такого запала. «Вы не волнуйтесь,- прервал он меня ласково. - Я думаю, никогда нельзя знать, есть ли в рассказе бог, пока оно не совсем закончено. Ведь, когда не хватает всего двух слов, даже когда еще остается сделать паузу после последнего слова,- он может еще появиться». Я кивнул, и калека сказал другим тоном: «Не знаете ли вы еще чего-то о тех русских певцов?»

Я сомневался: «А может, лучше поговорим о боге, Евальде?» Он покачал головой: «Мне так хочется больше узнать об этих необычных людей. Не знаю, чего оно так, и я все думаю: а что, когда кто-то из них придет ко мне? - И он повернул голову в комнату, к двери. Однако его взгляд сразу, и не без смущения, повернулся ко мне. - Но ведь этого не может быть»,- поправился он торопливо. «Почему не может быть, Евальде? Вам может случиться много такого, что остается неприступным людям здоровым, ибо они забывают многое, а от кое-чего и убегают. Бог назначил вас, Евальде, быть спокойной точкой среди всей суеты. Разве вы не чувствуете, как все вокруг вас суетятся? Другие гонятся за днями и, когда догоняют один из них, к тому засапуються, что не в состоянии даже поговорить с ним. Вы же, мой друг, просто сидите возле своего окна и ждете; а тому, кто ждет, всегда что-то случается. Вам выпала особая судьба. Подумайте, даже Иверская Богородица в Москве должен выйти из своей часовни и едет в черной карете, запряженной четверкой, до тех, что отбывают какую-то торжественную церемонию,- на крестины или похороны. А к вам все сами должны приходить».

«Ага,- сказал Эвальд, странно улыбнувшись,- я не могу даже выйти навстречу смерти. Много людей здибує ее в дороге. Она опасается вступать в их дома и вызывает их оттуда в чужие края или на войну, на отвесную башню или на шаткий мост, куда-то в пустыню или в безумие. Чаще всего люди встречают ее по крайней мере где-то на улице и приносят ее на своих плечах домой, сами не замечая этого.

Ведь смерть ленивая: кто знает, может, она и заснула бы, если бы люди постоянно не беспокоили ее». - Больной какой-то миг размышлял, а потом немного надменно, казалось, повел дальше: «Но до меня ей придется самой прийти, когда она захочет меня взять. Сюда, в мою маленькую светлую комнатку, где так долго не вянут цветы, по этому старому ковру, мимо этот шкаф, между столом и краем кровати (а здесь пробраться не так легко) вплоть до моего любимого старого, широкого стула, который, пожалуй, умрет вместе со мной, ведь он, так сказать, прожил всю жизнь со мной. И она должна прийти совсем просто, без шума, ничего не опрокинув, ничего не натворив, будто обычный гость. Именно за это моя комната мне особенно близка. Все произойдет здесь, на этой тесной сцене, и поэтому эта последняя ява не слишком будет отличаться от всех других событий, которые уже произошли здесь или еще произойдут. Меня всегда, еще с детства удивляло, что люди говорят о смерти иначе, чем о других событиях,- и это лишь потому, что никто не расскажет, как ему ведется потом. Но чем, однако, отличается человек от человека, который становится уважаемой, отказывается от всего временного и отдаляется от всех, чтобы спокойно поразмышлять над решением того, что уже давно ее мучает? На людях даже «отче наш» не вспомнишь, а тем более не выяснишь невнятный связь, которая, возможно, заключается не в словах, а в явлениях? Надо отойти в неприступную тишину, и, возможно, покойники - это те, которые уединились, чтобы поразмышлять над жизнью».

Наступила короткая тишина, которой я положил конец такими словами: «Мне вспомнилась сейчас одна молодая девушка. Можно сказать, что первые семнадцать лет своей жизни неунывающего она только разглядывала. Ее огромные глаза жили самостоятельной жизнью, и все, что они видели, они поглощали сами, а жизнь во всем теле этого юного существа проходило независимо от них, питаясь лишь простыми звуками, что шли изнутри. И в конце этого времени какое-то сильное переживание возбудило это двойная жизнь, две стороны которого едва ли сталкивались между собой, глаза девушки будто ввалились внутрь, и все бремя внешнего хлынул сквозь них в мрак сердца, и каждый день падал таким весом в глубокие, стремительные взгляды, что в тесных груди он раскалывался, словно стекло. Тогда девушка стала бледнеть, болеть, уединяться, задумываться, и, наконец, она сама разыскала ту тишину, в которой мыслям, очевидно, ничто не мешает».

«Как она умерла?» - спросил мой приятель тихим, хрипловатым голосом. «Она утонула. В глубоком спокойном пруду, и на его поверхности образовалось множество кругов, которые медленно расходились, вырастали под белым кувшинкам, так что эти плавучие цветы зашевелились».

«Это тоже рассказ?» - сказал Эвальд, чтобы не дать воцариться тишине, которая наступила после моих слов. «Нет,- сказал я,- это чувство». - «А нельзя ли передать его детям - это чувство?» Я задумался. «Возможно». - «Но каким способом?» - «С помощью другой рассказ». И я начал рассказывать:

«Это происходило в те времена, когда в Южной Руси боролись за свободу...

...Мне следовало бы сразу сделать небольшое вступление: в Южной Руси и в тех тихих одиноких степях, что зовутся Украиной, хозяйничали польские паны. Они были жестокими властителями, их гнет и жадность евреев-арендаторов, в чьих руках были даже церковные ключи, которые они выдавали православным за отдельную плату, были такие невыносимые, что молодые люди вокруг Киева вверх по Днепру серьеВНО задумались. Даже сам Киев, священный город, где Русь впервые заявила о себе [...] все больше погружался в себя и уничтожался пожарами, похожими на внезапные безумные мысли, после которых ночь становится еще безбережнішою. Народ в степях не знал толком, что творится. Однако пойняті непонятной тревогой деды выходили по ночам из своих домов и молча всматривались в высокое, вечно безветренное небо, а днем можно было видеть фигуры, которые появлялись из-за гребней могил над плоской долиной. Эти могилы, гробницы прошлых поколений, пересекают весь степь, будто застывший морской прибой. И в этой стране, где могилы, как горы, люди напоминают бездны. Жители степей незглибимі, темные, молчаливые, и их слова - лишь непрочные, шаткие мостики к их истинного естества. Иногда из могил взлетают темные птицы. Иногда буйные песни врываются в сердца тем притьмареним людям и уходят глубоко в них, а птицы пропадают в небе. Во всех направлениях все кажется бескрайним. Даже дома не могут защитить от этой незмірності, которой их окошки заполнены до отказа. Только в сумеречных углах домов висят старые иконы, словно верстовые камни бога, и отблеск лампадки пробивается сквозь их оклад, словно заблукане дитя сквозь звездную ночь. Эти иконы - будто опора, будто некий знак на пути, и никакой дом не стоит без них.

Вновь и вновь возникает потребность в иконе, когда какую-то уничтожит время или шашель, когда кто-то женится и ставит себе дом или когда кто-то, как, к примеру, старый Авраам, умирает, завещав, чтобы ему положили в свернутые руки святого Николая Чудотворца,- наверное, для того, чтобы на небе узнать по этому образу наиболее почитаемого им святого.

Так и получается, что Петр Акимович, собственно, сапожник по профессии, тоже рисует иконы. Когда устает от одной работы, он переходит, трижды перекрестившись, ко второй; и та же набожность покрывает как его дратву и молоточки, так и его рисования. Сейчас он уже старый, но еще сильный. Спину, согнутую над сапогами, он выпрямляет перед образами и тем сохранил хорошую фигуру и стройность в плечах и состоянии. Большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве, совсем не вмешиваясь в суету, вызванную тем, что его жена Якилина рожала ему детей и что те или умирали, или женились. Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его доме и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил. То были: Якилина, его жена, тихая, кроткая женщина, что отдала себя без остатка детям, пожилая, некрасивая видом дочь и Олекса, сын, который, знайшовшись очень поздно, было всего семнадцать лет. Петр хотел приучить его к живописи, потому что понимал, что вскоре уже не сможет справиться со всеми заказами. Но вскоре он отказался от своих попыток научить сына. Алексей нарисовал пресвятую богородицу, но так мало достиг сходства со строгим образцом, что его мазня скорее походила на портрет Марианны, дочери казака Голокопытенка, то есть на вещь настолько греховным, что старый Петр поторопился, несколько раз перед тем перекрестившись, изобразить оскорбленную доску образом святого Димитрия, которого он по неизвестной причине уважал более всех святых.

Алексей и сам больше никогда не брался за оскорбления. Когда отец не загадывал ему позолотить венчик, он часто бродил в степи, ни одна душа не знала где именно. Никто не держал его дома. Иметь чудувалася с него и опасалась заговорить с ним, будто он был посторонним или каким чиновником. Сестра била его, пока он был маленьким, а теперь, когда Алексей вырос, начала его презирать за то, что он не бил ее. Да и во всем селе некому было заботиться парнем. Марьяна, казацкая дочь, высмеяла его, когда он надумал ее сватать, а других девушек Олекса не спрашивал, считают ли они его за жениха. На Запорожскую Сечь никто не хотел его брать с собой за то, что он всем казался слишком слабосилим, а, может, еще и молодым. Однажды он сбежал и добрался до ближайшего монастыря, но монахи его не приняли,так вот для него остался только степь, широкий, волнистый степь. Какой-то охотник подарил ему однажды старое ружье, бог знает чем набитую. Олекса все время таскал ее с собой, но никогда не стрелял: во-первых, потому, что хотел сохранить патрон, а еще потому, что не знал зачем.

Как-то теплого, тихого вечера, в начале лета, вся семья сидела за грубым столом, на котором стояла миска с кашей. Петр ел, а остальные смотрела на него, ожидая то, что он оставит. Вдруг рука с ложкой застыла, и старик повернул свое широкое, осунувшееся лицо к двери, откуда наискосок через стол падала полоса света и терялась в домашнем сумраке. Все прислушались. Снаружи что-то шаруділо по стенам, словно ночная птица тихо черкал крыльями бревна; но солнце только что зашло, и ночные птицы вообще редко залетают в село. И потом опять будто какой-то большой зверь зачалапав вокруг дома, его осторожные шаги слышались одновременно от всех стен. Алексей тихо поднялся со своей скамейки, и в тот же миг свет в дверях заслонило что-то высокое, черное,- оно напрочь вытеснило вечер, внесло в дом ночь и неуверенно продвигался своей здоровенной фигурой вперед. «Остап!» - сказала поганкувата своим злым голосом. И тогда все его узнали. То был один из слепых кобзарей, дед, что ходил со своей дванадцятиструнною бандурой по селам и пел о великой славе казаков, об их отваги и верности, о их гетманов, о Кирдягу, Кукубенка, Бульбу и про других героев, и все охотно слушали его песни. Остап трижды низко поклонился в ту сторону, где, как он думал, было покутья (сам того не зная, он вернулся к иконе Знамение), потом сел возле печи и спросил тихим голосом: «У кого же это я?» - «У нас, батюшка, у Петра Акимовича, сапожника»,- дружелюбно ответил Петр. Он любил песни и радовался этому неожиданному гостю. «А, у Петра Акимовича, того, что образы рисует»,- сказал слепой, чтобы выявить приязнь. Спустя наступила тишина. На шести длинных струнах бандуры родился звук, он рос, таял и отбивался, замирая, от шести коротких струн, и так повторялось много раз во все более быстром темпе, так что напоследок приходилось страшно закрывать глаза, чтобы не видеть, как эта безумная стремительная мелодия упадет, языков підтята; тогда игра прервалась, уступив место лункому кобзаревому голоса, который вскоре исполнил целую хату и быстро созвал из соседних домов людей, которые начали собираться у дверей и под окнами. Но не о героях речь шла на этот раз в песне. Хорошо была уже всем известна слава Клубни, Остряницы и Наливайко. На веки вечные прославилась казачья верность. Не о их победах речь шла сейчас в песни. Желание танцевать уснуло глубоко в душе тех, кто ее слушал, потому что никто не притупнув ногой, хлопнул в ладоши. Вслед за кобзарем все склонили головы, подавленные унылой песней:

Нет в мире Правды, не найти, нет.

Кто забытую Правду сейчас отыщет?

Нет в мире Правды, не найти до конца жизни,

Правда - под пятой февраля Закона.

Теперь святая Правда сидит в темнице,

а вельможная Кривда - из панамы в горнице.

Правду презирают, как сером гола,

а Кривда садится барского стола.

Теперь святую Правду топтано ногами,

а вельможну Обиду поєно медами.

Правдо, мать родная, орлице крылатая,

где же тот сын, что придет тебя отыскать?

Станет бог велик ему на подмогу

И укажет, единственный, верный дорогу1.

И головы начали тяжело вставать, и на каждом лице отразилось молчание; это поняли даже те, которым хотелось заговорить. И по недолгой, почтенной тишине вновь заиграла бандура; на этот раз ее игра была лучше понятна толпы, который все возрастал. Трижды пропел Остап свою «Песню о Правде». И каждый раз - по-новому. Когда первый раз была жалоба, то второй раз она показалась укором, и, наконец, когда кобзарь третий раз с высоко поднятой головой воскликнул ее рядом коротких приказов, то с трепетной языка вырвался неистовый гнев, поймаючи всех и наполняя безграничным и одновременно жутким восторгом.

«Где собираются мужчины?» - спросил молодой крестьянин, когда певец поднялся. Старик, которому были известны передвижения казаков, назвал недалекое местечко. Быстро разошлись мужчины, слышались короткие выкрики, лязг оружия и плач женщин у дверей домов. Через час отряд вооруженных крестьян отправился из села в Чернигов.

Петр угостил кобзаря стаканом наливки в надежде узнать больше. Старик сидел, пил, но на многочисленные вопросы сапожника отвечал скупо. Потом он поблагодарил и ушел. Алексей вывел слепого за порог. Оказавшись со старым в одиночестве в ночной темноте, Алексей спросил: «А на войне всем можно идти?» - «Всем»,- ответил дед и быстро, словно стал ночью зрячим, зашагал прочь и исчез в темноте.

Когда все уснули, Алексей слез с печи, где он лежал одетый, взял свое ружье и вышел из дома. На улице кто-то обнял его и нежно поцеловал в голову. Он сразу узнал в лунном свете Якилину; и спешно подріботіла обратно в дом. «Мама!» - удивился Алексей, и у него стало как-то странно на сердце. На какой-то миг он заколебался. Где-то открылась дверь, и поблизости завыл пес. Алексей положил ружье через плечо и двинулся вперед изо всех сил, потому что намеревался еще до утра догнать отряд. А дома все притворились, будто не заметили, что Алексея нет. Только как садились за стол, Петр заметил пустое место, встал, подошел к покутья и зажег свечу перед иконой Знамение. Совсем тоненькую свечечку. Поганкувата пожала плечами.

Тем временем Остап, слепой дед, проходил уже соседним селом и заводил своим ласково-жалобным голосом тужну «Песню о Правде».

Калека подождал еще немного. Потом он удивленно посмотрел на меня: «Ну, чего же вы не закончите? Это же как и в рассказе об измене. Этот старик был сам бог».

«О, а я не знал этого»,- сказал я, вздрогнув.

_______________________________________________________________

1 Перевод М. Новиковой и М. Москаленко.