II семестр
УКРАИНА И ЕЕ ИСТОРИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
УРОК 36
Тема. Г. М. Рильке «Песня о Правде». Роль народной песни в рассказе
Цель: показать роль народной песни в судьбе отдельного человека и общества в целом, в сохранение лучших черт народа, его духовности; совершенствовать работу над текстологічним анализом произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний учащихся
Блицопрос
1. Чья важная роль в судьбе человека и жизни общества упоминается в начале рассказа?
2. К чему обращаются люди в трудную час, что помогает им?
3. Что мы знаем о жизни крестьянина Петра Акимовича?
4. Что было в его доме не таким, как хотелось отцу?
5. Можно считать Алексея плохим человеком, неблагодарным сыном?
6. Что происходит «одного теплого, тихого вечера»? Пересказать близко к тексту о приходе певца.
7. Как вы считаете, о чем он сейчас будет петь?
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
Чтение с остановками
1) «На шести длинных струнах бандуры» к «...грустной песней».
• Почему автор, который до этого передавал содержание очень коротко, делает такое подробное описание?
• Какие слова дважды повторяются в этом фрагменте, на чем сделан акцент и почему? («Но не о героях...», «не о их победах...»)
2) Текст песни «...которым хотелось заговорить...»
• На какие строки песни надо обратить особое внимание? («Где же тот сын, что придет тебя отыскать?»)
• Почему «на каждом лице отразилось молчании»? (Надо думать, а не шуметь)
3) От «И по недолгой, почтенной тишине вновь заиграла бандура» к «...жутким восторгом».
• Почему Остап пропел свою «Песню о Правде» трижды?
• Как звучала она каждый раз? (Каждый раз - по-новому: 1 - жалоба, 2 - упрек, 3 - приказ, гнев, восторг».)
4) От «Где собираются мужчины?» до «Исчез во тьме».
• Много говорили слушатели после третьего исполнения «Песни...»?
• Что именно было сказано и как слова певца повлияли на слушателей?
• Почему Олекса пришел провожать старого?
• Почему он не спросил об этом раньше, при всех?
5) От «Когда все уснули...» до «...пожала плечами».
• Олекса долго колебался перед тем, как принять решение? («Лежал одетый»)
• Почему Алексей решил пойти на войну?
• Кто и почему ждал на улице? Почему у Олексы «стало как-то чудно на сердце»? (Мать наконец его признала за сына и поцеловала.)
• Что сделал отец, когда стало ясно, что Алексей пошел воевать? (Зажег свечу перед иконой)
• Какая это часть рассказа по композиционным построением? (Развязка, заключение)
6) Не читая следующий абзац, ответить на вопросы:
• Что сделал дальше слепой кобзарь? («Тем временем Остап, слепой дед, проходил уже соседним селом и заводил своим ласково-жалобным голосом тужну “Песню о Правде”»)
• Почему так происходит?
7) Не читая последний абзац, ответить:
• Чем заканчивается рассказ? (Словами калеки: «Этот старик был сам Бог»)
• Объясните, что он имел в виду.
III. Подведение итогов урока
Учитель. Песня и искусство всегда влияли на судьбу отдельного человека и общества в целом, пробуждали в человеке лучшие побуждения, призывали к борьбе, пробуждали национальное сознание.
Недаром М. Горький писал в свое время: «Искусство будит героический дух народа, его сердце и ум».
IV. Домашнее задание
К уроку внеклассного чтения: прочитать разделы повести «Дубровский» 1-6, составить к каждому план, ответить на вопросы:
1. Что нам известно о помещиков Дубровского и Троєкурова?
2. По какой причине между ними состоялся суд? В чью пользу было вынесено решение?
3. Чем занимался в Петербурге младший Дубровский?
4. Что произошло после его приезда в Кістеньовки?
5. Или Троекуров стал обладателем имения соседа?