ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

УКРАИНА И ЕЕ ИСТОРИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

 

УРОК 36

Тема. Г. М. Рильке «Песня о Правде». Роль народной песни в рассказе

 

Цель: показать роль народной песни в судьбе отдельного человека и общества в целом, в сохранение лучших черт народа, его духовности; совершенствовать работу над текстологічним анализом произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учащихся

Блицопрос

1. Чья важная роль в судьбе человека и жизни общества упоминается в начале рассказа?

2. К чему обращаются люди в трудную час, что помогает им?

3. Что мы знаем о жизни крестьянина Петра Акимовича?

4. Что было в его доме не таким, как хотелось отцу?

5. Можно считать Алексея плохим человеком, неблагодарным сыном?

6. Что происходит «одного теплого, тихого вечера»? Пересказать близко к тексту о приходе певца.

7. Как вы считаете, о чем он сейчас будет петь?

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

Чтение с остановками

1) «На шести длинных струнах бандуры» к «...грустной песней».

• Почему автор, который до этого передавал содержание очень коротко, делает такое подробное описание?

• Какие слова дважды повторяются в этом фрагменте, на чем сделан акцент и почему? («Но не о героях...», «не о их победах...»)

2) Текст песни «...которым хотелось заговорить...»

• На какие строки песни надо обратить особое внимание? («Где же тот сын, что придет тебя отыскать?»)

• Почему «на каждом лице отразилось молчании»? (Надо думать, а не шуметь)

3) От «И по недолгой, почтенной тишине вновь заиграла бандура» к «...жутким восторгом».

• Почему Остап пропел свою «Песню о Правде» трижды?

• Как звучала она каждый раз? (Каждый раз - по-новому: 1 - жалоба, 2 - упрек, 3 - приказ, гнев, восторг».)

4) От «Где собираются мужчины?» до «Исчез во тьме».

• Много говорили слушатели после третьего исполнения «Песни...»?

• Что именно было сказано и как слова певца повлияли на слушателей?

• Почему Олекса пришел провожать старого?

• Почему он не спросил об этом раньше, при всех?

5) От «Когда все уснули...» до «...пожала плечами».

• Олекса долго колебался перед тем, как принять решение? («Лежал одетый»)

• Почему Алексей решил пойти на войну?

• Кто и почему ждал на улице? Почему у Олексы «стало как-то чудно на сердце»? (Мать наконец его признала за сына и поцеловала.)

• Что сделал отец, когда стало ясно, что Алексей пошел воевать? (Зажег свечу перед иконой)

• Какая это часть рассказа по композиционным построением? (Развязка, заключение)

6) Не читая следующий абзац, ответить на вопросы:

• Что сделал дальше слепой кобзарь? («Тем временем Остап, слепой дед, проходил уже соседним селом и заводил своим ласково-жалобным голосом тужну “Песню о Правде”»)

• Почему так происходит?

7) Не читая последний абзац, ответить:

• Чем заканчивается рассказ? (Словами калеки: «Этот старик был сам Бог»)

• Объясните, что он имел в виду.

 

III. Подведение итогов урока

Учитель. Песня и искусство всегда влияли на судьбу отдельного человека и общества в целом, пробуждали в человеке лучшие побуждения, призывали к борьбе, пробуждали национальное сознание.

Недаром М. Горький писал в свое время: «Искусство будит героический дух народа, его сердце и ум».

 

IV. Домашнее задание

К уроку внеклассного чтения: прочитать разделы повести «Дубровский» 1-6, составить к каждому план, ответить на вопросы:

1. Что нам известно о помещиков Дубровского и Троєкурова?

2. По какой причине между ними состоялся суд? В чью пользу было вынесено решение?

3. Чем занимался в Петербурге младший Дубровский?

4. Что произошло после его приезда в Кістеньовки?

5. Или Троекуров стал обладателем имения соседа?