II семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 34
Тема. Развитие свяВНОй речи. Работа над сочинением по повести
 
Цель: работа над развитием свяВНОй  речи учащихся; подведение итогов работы над повестью; проверка и закрепление  знаний учащихся; совершенствование навыков работы над сочинением; формирование  умения сохранять и передавать эмоциональный настрой произведения.
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных  знаний учащихся
Чтение и обсуждение домашних  сочинений-миниатюр «О чем говорили казаки, вспоминая своего атамана».
Образец сочинения
Только что закончилась бешеная  погоня. Кони, словно птицы, снесли их с кручи к спасительным челнам. Сильными  рывками врезались в волны весла. Пот заливал лица, въедался в глаза. Тяжело  вздымалась грудь.
Казалось бы, какие там разговоры!
Но головы сами поворачивались туда,  где огненным столбом и белым дымом закончилась его жизнь, туда, откуда еще  несколько минут назад звучали слова его последней команды...
— Конечно,  вернемся, батько! Погуляем  и отомстим за тебя!
...Челны вынесло на стрежень. Пулям  с берега уже не достать. Кто-то вытянул из кармана люльку, но так и не донес до  рта.
— Боже мой! Какой был человек! Мой  отец с ним в трех походах. Говорят, он под Дубно младшего  сына убил своими руками, не вытерпел стыда за предателя...
— Зато за старшего его, Остапа, все  уманцы, как один, все бы отдали. Те, кто остался в живых под Дубно, рассказывает о нем, как о сказочном  богатыре...
— Никакой он не сказочный, а  казацкий. Сын Тараса Бульбы и товарищ его. Понимаешь?
— Даже, если он сына такого  вырастил, уже недаром жил...
— Слушай, а правду говорят, что отец  в Варшаву ездил, спасти его хотел, но не смог?
— Значит, никто не смог. Отец на  казнь ходил. Представляете, за его голову награду назначили, ляхи все войско в  Варшаву стянули, а он явился на площадь и смотрит, как там наши... Как его сын...  Кто бы еще так сумел!
— Да, тяжело смотреть, как твоего  родного, последнего, кровь твою мучают.
— Так это не всё! Когда Остап...  Когда совсем невмоготу стало, крикнул: «Батько! Где ты? Слышишь  ли ты?» — он отозвался. Верите? Отозвался!
— Он же и нам сегодня отозвался,  крикнул про челны. Спас...
— Потому что своими сынами считал.  Помните говорил: «Сынки...» Может же так быть, чтобы не кровью, а душой  сроднились?
— А я на Сечь позднее пришел. Я  впервые о нем от кобзаря Перебенды услышал. Думал, приукрасил, такого не  бывает. А увидел своими глазами — сразу с ним в поход пошел. Теперь знаю: он и  вправду живая легенда...
— Жаль, не живая,— и обернулся на  угасающее пламя.
— Нет, живая! Мы будем помнить. Мы  детям, внукам расскажем — значит, будет жить в памяти. Он как... как Господь на  кресте за нас всех смерть принял... Как же можно такое забыть!
И долго еще звучали на Днепре их  голоса.
 
ІІ. Поведение итогов работы над повестью
Работа над сочинением «Мой любимый  герой» или «Что нового вошло в мою жизнь, когда прочитал повесть Н. В. Гоголя  “Тарас Бульба”» (по выбору).
При работе над сочинением можно  пользоваться материалами, планами в рабочей тетради.
 
ІІІ. Домашнее задание
Опережающее задание: читать повесть  А. С. Пушкина «Дубровский».